К вопросу об олимпийском перемирии
Война в Южной Осетии началась прямо во время Олимпиады в Пекине 2008 года. Горячих точек хватает и в дни Сочинской олимпиады. С точки зрения гуманизма, любые инициативы, направленные на установление мира во время Олимпийских игр, подобные недавно высказанным российским МИДом, достойны всяческой поддержки.
Однако необходимо понимать механизм действия любой международно-правовой нормы (нормы национального законодательства не смогут отрегулировать общемировой политический процесс). Международные правовые акты и договоры являются не просто документами «в себе». Они проходят признание отдельными государствами и ратификацию в национальных парламентах.
Потому принятие общей нормы международного права имеет сложности. Если пофантазировать: сначала должен быть подготовлен текст, удовлетворяющий нескольких первых государств-участников договора о запрете боевых действий на время Олимпиады. После подписания и ратификации указанными государствами признание и присоединение к положениям нормы могут подтвердить другие
государства. Указанная норма может содержать рамочную диспозицию:- например, «закрепить в уголовном законодательстве государств - участников Договора (Договаривающихся сторон) норму о запрете военных действий во время проведения Олимпийских игр и установить соответствующую ответственность». Каждое государство уже само определит размер санкции, предусмотренной за разжигание боевых конфликтов или военные действия во время Олимпиады.
Сознательно не говорим о резолюциях ООН. Это «мягкое» право, как и внешнеполитические доктрины государств. Они не имеют юридической силы, однако являются рекомендациями к действию. По сути, без принятия базового международного договора говорить о прекращении огня во время Олимпийских игр смысла нет.
27.02.2014
Комментарии