Многие финансовые аферы невозможны без помощи нечистоплотных сотрудников полиции и банков
Криминальный «успех» финансовых мошенников отчасти обусловлен ситуацией «защита - нападение»: нападение всегда на шаг впереди, а защита вынужденно всегда опаздывает, и лишь потом принимает ответные меры. Но проблема шире и глубже, и опыт других стран, сталкивающихся с финансовыми аферистами, это подтверждает.
В первую очередь надо задаться тривиальным вопросом, ответ на который мы, в общем-то, знаем: откуда у мошенников наши персональные данные? Бреши в законодательстве тут нет, закон о защите персональных данных прописан и действует, однако, раз за разом мы становимся свидетелями того, что наши персональные данные, включая защитные банковские – те же ПИН-коды, оказываются в руках мошенников. Это серьёзная проблема, не только России, но и общемировая.
Размышляя над этим вопросом в течение последнего года, советуясь с сотрудниками различных служб, российскими и зарубежными учёными, у меня вырисовывается на него не очень хороший ответ, в котором я на всякий случай сомневаюсь. Не обходится ли потеря наших защитных данных без нечистоплотных людей в правоохранительных органах, в службах безопасности финансовых и иных организаций? Многие подобные мошеннические операции без, как минимум, консультационной помощи сотрудников перечисленных служб, невозможны. Именно поэтому рядовой гражданин оказывается перед финансовыми мошенниками абсолютно беззащитным. Психологическая защита в таких случаях не срабатывает, потому, что мошенники знают слабые места этих людей, чем они умело манипулируют.
Меня всегда удивляло, почему сотрудники правоохранительных органов не дают никаких методических рекомендаций по тому, как противостоять финансовым мошенникам. В лучшем случае это делают журналисты, что, безусловно, хорошо, но, мягко говоря, мало. Между тем, технологии совершенствуются и позволяют мошенникам переходить на совершенно новый уровень, в частности, использовать компьютерные программы имитации голоса. Человеку звонят, представляются, допустим, сотрудником социологической службы, а на самом деле, это может быть мошенник, который идентифицирует голос человека. Потом от его имени звонят его голосом и не всегда даже современная аудиоэкспертиза его отличит. Уже бывает, что к этому голосу привязывают картинку, и, выйдя на видеосвязь, собеседник будет разговаривать с роботом, но будет полное ощущение разговора с живым человеком.
С этими явлениями необходимо бороться на различных уровнях, включая законодательный и информационный. С мошенничеством при долевом строительстве жилья удалось справиться в итоге, но сколько людей пострадало, лишилось всех своих сбережений, пока это произошло. Все эти риски существуют на Западе, борьба с ними в достаточной степени проработана, но мы их практику почему-то не перенимаем. Когда-то Гайдар сказал, что рынок сам все разрулит. Это неверный посыл, от которого надо избавляться. Ни в какой стране мира никакая экономика – ни рыночная, ни социалистическая, сама собой не рулит. Рулят люди, а не какие-то там метафоры и фетишизмы.
02.08.2019
Комментарии