Надо защищать не чувства, святыни: гражданские, национальные и исторические…

Надо защищать не чувства, святыни: гражданские, национальные и исторические…

Законопроекта о «защите религиозных чувств» просто нет, депутатами предлагается проект поправок в разные правовые акты.

С одной стороны, что касается содержания новой статьи в Уголовный Кодекс, я думаю, что все-таки слово «чувства» надо оттуда убрать. По той причине, что это субъективная вещь.

Никто не может проверить, оскорблены мои чувства или нет. Поскольку в законе не сказано, что истцом могут быть лишь религиозные организации, то для суда будут значимыми голоса тех граждан, что считают себя оскорбленными. И поэтому суд превращается в заложника тех, кто предъявляет свою «оскорбленность».

Надо защищать не чувства, надо защищать храмы, святыни и символы. Поэтому, с другой стороны, я за то, чтобы Дума расширила поправки, распространив их на святыни гражданские, национальные и исторические…

19.04.2013

Андрей Кураев

 в избранное

Позднее об этом

  • Лишних мер при охране веры и места богослужений быть не может 114 комментариев Лишних мер при охране веры и места богослужений быть не может

    Да, я скажу, что закон о защите религий нужен. Конечно же, он нуждается в  доработке. Я видел, распечатку содержания того закона, который будет отнесен к 148 статье – «препятствование исполнению культов…», она всегда была, даже при Советской власти. Сама власть пресекала религиозные культы, однако для мировой общественности такой закон существовал. Нового закона не будет, как мы поняли в понедельник, но похожие статьи, а там два пункта, скорее всего, перекочуют в статью 148.

    Я хочу сразу сказать, у нас почему-то в полемике, даже когда разработчики начинают разговаривать с противниками, возникает ощущение, что ни те, ни другие, ни третьи отечественного законодательства не читали. Недавно был Общественный стол: кто-то кричал о том, как быть с выставкой Сальвадора Дали, а другой человек, православный, боялся, что тогда сектанты тоталитарные будут подавать в суд на него как на активиста. Дело все в том, что в предлагаемом проекте, в этих двух пунктах,  речь вообще-то идет о местах совершения богослужения, почитания и паломничества. В первом случае, скажем, о Храме Христа Спасителя, о синагоге, о мечети и о каких-то святынях, например, крест на Поклонной горе.

    В Финляндии во время рассмотрения «дела Пусси»  человек пришел поддержать их с банкой мочи и тут же был арестован. В Израиле человек пришел со свиной головой к Стене Плача, получил 2 года. В Германии,  Америке, во Франции, как мы помним, за такие вещи наказывают.

    А вторая, более строгая санкция с возможным  тюремным заключением возможна, когда прекращение богослужения, молебна, сопрягается с прямым кощунством, с тем же вандализмом, который носит теперь антирелигиозный характер. Взяли, раскололи иконы, был случай, залили какой-то краской, нагадили, испачкали. Я думаю, такое действие – оно сознательное. Ведь в праве различается субъективная и объективная сторона. Человек или группа лиц по сговору приходит в то или иное место совершения традиционного богослужения и устраивает там вакханалию, да еще бьет иконы или другие священные предметы, то, наверное, государство, должно принимать меры строгие, а не просто внушение, не одни общественные работами 10 суток.

    На самом деле, в Административном кодексе уже, по-моему, 5-6 лет существует статья, правда, слабенькая. Там штраф до тысячи рублей был до недавнего времени, и там есть «оскорбление чувств верующих». Значит, юридически это сформулировано и для правоведов, на самом деле, это понятно, о чем идет речь. Надо читать действующее уголовное право и знать, что там происходит. И последнее, почему все-таки про верующих, мы живем в стране, где 70 лет православным верующим, увы, и другим нашим традиционным был устроен  настоящий погром. Поэтому лишнего, охраняющего веру и места богослужений, быть не может. Кашу маслом не испортим, такое ощущение не только у меня.

    19.04.2013
  • Позорно ввергать страну во «времена Инквизиции» 114 комментариев Позорно ввергать страну во «времена Инквизиции»

    Закон о защите чувств верующих хочет насильственно интегрировать церковь в государство. Ничего хорошего от этого не будет ни для церкви, ни для государства.

    Представьте себе ситуацию, вы скажете при каком-нибудь православном или не православном  человеке «иди к черту», он сочтет это за оскорбление, и вы сядете на 5 лет в соответствии с нормой закона. А если, например, какой-нибудь религиозный фанатик, идиот и псих, сожжет книгу Карла Маркса или Фридриха Энгельса, или какого-нибудь Гольбаха, или современного атеиста, то он, в лучшем случае, согласно и сейчас уже действующему законодательству, всего лишь получит наказание в виде штрафа 3 тысячи рублей. То есть это одиозный, изуверский закон. Который нас переносит во времена Инквизиции (ее, кстати, в России никогда не было).

    А бесчинства людей, которые называют себя православными, например, православные фашисты, будут ограничиваться, в лучшем случае, штрафом в три тысячи рублей. Такой закон позорит нашу страну на весь мир, и я считаю, что таким законам просто не место в нашей стране, если мы хотим считаться цивилизованной страной.

    19.04.2013
  • Я за наказание религиозного хулиганства, но не надо переполнять кодексы специальными статьями 115 комментариев Я за наказание религиозного хулиганства, но не надо переполнять кодексы специальными статьями

    Как юрист я понимаю, что зарегламентировать  любое действие в законе невозможно. В человеческом обществе есть еще такие явления как традиции и обычаи, они не закреплены в законе, но соблюдаются исходя из общей культурой социума. И есть собственно закон.

    Сегодня в  УК есть статья «Хулиганство», где указано, что такое хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное  неуважение к обществу. Я сторонник наказания тех лиц, которые ведут себя недостойно в религиозных учреждениях неважно какого вероисповедания. Я сторонник их наказания, но я не сторонник принятия каких-то отдельных специальных законов, поскольку считаю, что именно неподобающее поведение в этих учреждениях уже охватывается статьей «Хулиганство» УК РФ.

    Регулировать неюридические понятия законом – это  абсурд. Это мое твердое убеждение. Во-первых, есть разные религии, есть верования, не связанные с религией, есть отрицание религий (атеизм) и т.д.  Они постоянно в противоречии между собой. Законопроект в  первоначальной редакции породит сутолоку, сумятицу и во всяком случае порядка не наведет.

    Я за наказание, но не надо переполнять наши кодексы специальными статьями.

    В начальном варианте этот проект закона сырой и противоречит статьям нашей Конституции.

    19.04.2013

Ранее об этом

  • Состав санкций за оскорбление верующих надо четко дифференцировать 114 комментариев Состав санкций за оскорбление верующих надо четко дифференцировать

    Сажать или не сажать за оскорбление веры и верующих? Думаю, на первый раз можно применить к виновнику нарушения нормы высокий штраф. В любом случае, необходимо определить, какова степень вины, величина нанесенного ущерба, определить, было ли хулиганство целенаправленным. В зависимости от этого, затем уже дифференцированно подходить к назначению санкции.

    Закон, содержащий норму о наказании гражданина за оскорбление религиозных чувств верующих любого направления, надо не просто принять, а донести до каждого его сущность и значимость. Формулировки положений такого закона обязаны быть предельно конкретны, поскольку мы видим сегодняшнюю реакцию на него в обществе, происходящую из того, что содержание последнего законопроекта многим людям не понятно. Такая ситуация, если ее не исправить, может вызвать массовые беспорядки.

    Вообще ответственное отношение к религиозному выбору, как лично своему, так и сделанному другим человеком, я думаю, у нас стоит формировать еще со школы – рассказывать о существующих в мире религиях и о том, почему ни к одной из них нельзя относиться пренебрежительно.

    Нам нужно не столько наказание за осквернение личности или предметов культа, имеющих отношение к любой конфессии, сколько пропаганда сохранения своей веры и уважения к другой, напоминание о необходимости толерантности в отношении религий как части мировой культуры.

    19.04.2013
  • Хорошая жена 105 комментариев Хорошая жена

    Сегодня посмотрел очередную серию американского адвокатского сериала «Хорошая жена». Случайно сюжет совпал с обсуждаемой Главной темой – о новом законе об ответственности за оскорбление чувств верующих.

    Кратко: редакцию одной газеты вдова погибшего сотрудника обвиняет в том, что те специально напечатали карикатуру на пророка Мухаммеда, чтобы вызвать скандал, а какие-то исламские экстремисты взорвали бомбу в офисе и ее муж погиб. Мол, они знали, что карикатура вызовет гнев исламистов, которые предупреждали о расправе, если «кто посмеет посягнуть на их веру подобным образом» и таким образом, спровоцировали их. Допрашивают свидетеля обвинения, тоже сотрудника редакции, который, якобы, был против печатать такую карикатуру:

    «- Вы считаете, что печатанием карикатуры на Пророка были оскорблены чувства верующих мусульман?

    - Да, я так считаю. Свою точку зрения можно было выразить и без такой оскорбительной публикации.

    - Вы считаете, что не надо было печатать эту карикатуру?

    - Конечно! Я был против! Мы знали об угрозах исламистов. Мы знали, что они уже взорвали бомбу в синагоге.

    - А вот эта картинка была напечатана в Вашей газете? (показывает картинку) Что это?

    - Это... Христос в моче.

    - Это распятие, опущенное в чашку с мочой? Это была иллюстрация к Вашей статье в газете? Почему Вы не посочувствовали верующим христианам?

    - Ну... потому что это не могло привести к насилию...

    - Значит, дело не в сочувствии верующим, а в страхе?...»

    16.04.2013

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии


  • Цитата:

    Сообщение от Малазин

    В основах христианства лежит смирение,


    Uhm
    "..... к Владимиру с требованием введения смертной казни обратились
    не бояре, не дружина, не «градские старцы», а епископы. Владимир
    отвечал им: «Боюсь греха», то есть, апеллировал к заповеди – не убий.
    Епископы отвечали: «Ты поставлен от бога на казнь злым, а добрым на
    милость. Подобает тебе казнить разбойников и пытать».
    Здесь следует уточнить, что
    1. речь идет не о простых разбойниках с большой дороги.
    Разбойниками в церковных поучениях называют упорных
    язычников, оказывающих активное сопротивление церкви.
    2. Восставали не против христианства, как такового
    (несколько веков до этого немногочисленные христиане
    относительно мирно сосуществовали с язычниками),
    восставали против уничтожения старой веры.


    Цитата:

    Сообщение от Юрисконсульт2

    Если же посмотреть историю Руси, то жестокость именно православных по отношению к иным религиям сразу бросается в глаза..


    Во!.. Иоакимовсая летопись..

    Цитата:

    Сообщение от Тысяцкий же Владимиров Путята, яко муж смысленный и храбрый, уготовав
    лодия, избрав от ростовцев пять сот мужей, носщию перевезеся выше града
    на ону страну, и вшед во град, никому-же постерегшу; вси бо видевши чаях
    своих воев быти.
    Он же дошед до двора Угоняева, онаго и других предних мужей ят и абие
    посла к Добрыне за реку. Людие-же страны оныя, услышавши сие, собрашася
    до пяти тысящ, оступиша Путяту и бысть междо ими сеча зла. Некии шедше
    церковь Преображения Господня разметаша и домы христиан грабляху.
    На разсветании Добрыня со всеми сущими при нем приспе, и повеле у брега
    некии домы зажещи, чим люди паче устрашены бывше, бежаху огнь тушити, и
    абие преста сечь. Тогда преднии мужи пришедше к Добрыне, просиша мира.
    Добрыня же, собра вои, запрети грабление, и абие идолы сокруши, древяннии
    сожгоша, а каменнии изломав, в реку ввергоша; и бысть нечестивым печаль велика.
    Мужие и жены, видевше тое, с воплем великим и слезами просяще за ны, яко
    за сущие их боги.
    Добрыня же, насмехаяся, им веща: что безумнии сожалеете о тех, которые себя
    оборонить не могут! Кую пользу вы от них чаять можете! И посла всюду объявляя,
    чтобы шли ко крещению. ......
    Идоша мнози, а нехотящих креститися, воини влачаху и крещаху ......
    Сего деля людие поносят Новгородцев: Путята крести мечем, а Добрыня огнем.

    Тысяцкий же Владимиров Путята, яко муж смысленный и храбрый, уготовав
    лодия, избрав от ростовцев пять сот мужей, носщию перевезеся выше града
    на ону страну, и вшед во град, никому-же постерегшу; вси бо видевши чаях
    своих воев быти.
    Он же дошед до двора Угоняева, онаго и других предних мужей ят и абие
    посла к Добрыне за реку. Людие-же страны оныя, услышавши сие, собрашася
    до пяти тысящ, оступиша Путяту и бысть междо ими сеча зла. Некии шедше
    церковь Преображения Господня разметаша и домы христиан грабляху.
    На разсветании Добрыня со всеми сущими при нем приспе, и повеле у брега
    некии домы зажещи, чим люди паче устрашены бывше, бежаху огнь тушити, и
    абие преста сечь. Тогда преднии мужи пришедше к Добрыне, просиша мира.
    Добрыня же, собра вои, запрети грабление, и абие идолы сокруши, древяннии
    сожгоша, а каменнии изломав, в реку ввергоша; и бысть нечестивым печаль велика.
    Мужие и жены, видевше тое, с воплем великим и слезами просяще за ны, яко
    за сущие их боги.
    Добрыня же, насмехаяся, им веща: что безумнии сожалеете о тех, которые себя
    оборонить не могут! Кую пользу вы от них чаять можете! И посла всюду объявляя,
    чтобы шли ко крещению. ......
    Идоша мнози, а нехотящих креститися, воини влачаху и крещаху ......
    Сего деля людие поносят Новгородцев: Путята крести мечем, а Добрыня огнем.

    Э-э.. типа - перевод:

    Тысячный Путята, (воевода князя Владимира), человек храбрый и смекалистый,
    с дружиной из Ростова, ночью, скрытно переправился на другой берег и, так
    как все их принимали за своих, не вызывая подозрений, беспрепятственно
    вошёл в город.
    Дойдя до двора Угоняя, его и других главных людей взял, о чём и сообщил
    Добрыне, отправив посла. Узнав об этом, 5 тысяч горожан окружили Путяту,
    пошёл бой. Остальные принялись рушить церковь Преображения Господня и дома
    христиан.На рассвете подоспел Добрыня и приказал зажечь город. Напуганные
    Новгородцы прекратили бой и бросились тушить пожар. Горожане обратились к
    Добрыне испрашивая мир.
    Добрыня запретил своей дружине грабить город, но занялся уничтожением идолов.
    Деревянных идолов жгли, каменных ломали и кидали в реку; что приводило в горе
    горожан. Горожане умаляли не осквернять святое, не торгать их богов.
    Добрыня же насмехаясь, говорил "Безумные, какую пользу можно ждать от тех,
    кто себя не в состоянии защитить?", и объявил о поголовном крещении.
    Нежелающих крестили силой.
    С тех пор и говорят: "Путята крестил мечом, а Добрыня - огнём".
    Написал Мушкин Женя (Мушкин) 17.04.2013 17:00

  • Цитата:

    Сообщение от Юрисконсульт2

    Обоснуйте, пожалуйста. Я вот из курса истории помню, что крестовые походы и аутодафе придумали вовсе не мусульмане. И в Палестине мусульмане уважительно относились к христианским святыням и богомольцам. Вплоть до их сопровождения.
    Если же посмотреть историю Руси, то жестокость именно православных по отношению к иным религиям сразу бросается в глаза... Да и сейчас, достаточно почитать "благие" пожелания православных пусси кет, дрожь берет...
    именно этого я и боюсь. То есть все религии равны, но православие равнее получается...




    Выше уже был приведен наглядный пример (из фильма). Православные кулаками помашут да успокоются, в мусульмане - "бобму в синагоге" или еще что-нибудь в этом роде.

    Где Вы интересно в истории Руси нашли жестокость к иноверцам?

    Православие, как Вы говорите, равнее - по банальной причине - в России православных и мусульман - больше всего. У мусульман проблем с уважением к их религии по факту нет (они сами эффективно, хоть и не цивилизовано с этим разбираются), а у православных - налицо. Поэтому закон нужен. И нужен именно православным. Поэтому они и "равнее".
    Написал M M (Малазин) 17.04.2013 16:01

  • Цитата:

    Сообщение от Малазин

    Мусульмане могут защитить себя от посягательств на святыни жестокостью, которая поощряется этой религией.

    Обоснуйте, пожалуйста. Я вот из курса истории помню, что крестовые походы и аутодафе придумали вовсе не мусульмане. И в Палестине мусульмане уважительно относились к христианским святыням и богомольцам. Вплоть до их сопровождения.
    Если же посмотреть историю Руси, то жестокость именно православных по отношению к иным религиям сразу бросается в глаза... Да и сейчас, достаточно почитать "благие" пожелания православных пусси кет, дрожь берет...

    Цитата:

    Сообщение от Малазин

    Поэтому православных никто судить и привлекать никто не будет. Не для этого законопроект написан.

    именно этого я и боюсь. То есть все религии равны, но православие равнее получается...
    Написал *** Юрисконсульт2 (Юрисконсульт2) 17.04.2013 14:29

  • Цитата:

    Сообщение от Юрисконсульт2

    Мне вот что интересно: если этот законопроект принять, то по нему же можно осудить тех многочисленных православных и их священников, которые во имя своей религии нападают и избивают представителей не их веры. На ютубе таких роликов полно. Т.е. по пролоббированному ими же закону их же, в основном, и будут привлекать...Uhm



    Осудить можно, но не нужно.
    Этот проект необходим именно православным, чтобы иметь возможность защитить себя от воинствующих еретиков и смутьянов.
    Мусульмане могут защитить себя от посягательств на святыни жестокостью, которая поощряется этой религией.
    В основах христианства лежит смирение, поэтому в современном мире эта религия становится беззащитной.
    Поэтому православных никто судить и привлекать никто не будет. Не для этого законопроект написан.
    Написал M M (Малазин) 17.04.2013 11:13
  • Мне вот что интересно: если этот законопроект принять, то по нему же можно осудить тех многочисленных православных и их священников, которые во имя своей религии нападают и избивают представителей не их веры. На ютубе таких роликов полно. Т.е. по пролоббированному ими же закону их же, в основном, и будут привлекать...Uhm
    Написал *** Юрисконсульт2 (Юрисконсульт2) 17.04.2013 01:22
  • Сегодня посмотрел очередную серию американского адвокатского сериала «Хорошая жена». Случайно сюжет совпал с обсуждаемой Главной темой – о новом законе об ответственности за оскорбление чувств верующих.

    Кратко: редакцию одной газеты вдова погибшего сотрудника обвиняет в том, что те специально напечатали карикатуру на пророка Мухаммеда, чтобы вызвать скандал, а какие-то исламские экстремисты взорвали бомбу в офисе и ее муж погиб. Мол, они знали, что карикатура вызовет гнев исламистов, которые предупреждали о расправе, если «кто посмеет посягнуть на их веру подобным образом» и таким образом, спровоцировали их. Допрашивают свидетеля обвинения, тоже сотрудника редакции, который, якобы, был против печатать такую карикатуру:

    «- Вы считаете, что печатанием карикатуры на Пророка были оскорблены чувства верующих мусульман?

    - Да, я так считаю. Свою точку зрения можно было выразить и без такой оскорбительной публикации.

    - Вы считаете, что не надо было печатать эту карикатуру?

    - Конечно! Я был против! Мы знали об угрозах исламистов. Мы знали, что они уже взорвали бомбу в синагоге.

    - А вот эта картинка была напечатана в Вашей газете? (показывает картинку) Что это?

    - Это... Христос в моче.

    - Это распятие, опущенное в чашку с мочой? Это была иллюстрация к Вашей статье в газете? Почему Вы не посочувствовали верующим христианам?

    - Ну... потому что это не могло привести к насилию...

    - Значит, дело не в сочувствии верующим, а в страхе?...»


    Дальше...
    Написал Маркарьян Рубен (Рубен Маркарьян) 16.04.2013 13:21
  • Рели́гия — особая форма осознания мира, мировоззрение, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
    Славянское язычество, шаманство, атеизм - тоже по определению религии. Ведь это ступени мировоззрения, понимания строения мира, как он был создан, как развивался. Поэтому данный закон должен защищать еще хотябы атеизм, как одно из массовых религиозных течений. Когда поп говорит, что бог создал Землю за 7 дней - это наисквернейшее оскорбление чувств атеиста, он должен за это сесть в тюрьму. Причем надолго.
    Другое дело кошачий бунт (пусси райот), это суть заказное раскачивание основ РПЦ, а следовательно раскачивание основ государства. Но ведь их можно наказать в рамках существующего законодательства. Зачем перегибать палку. РПЦ очень реакционно.
    Например закон об НКО правилен. Он привел нормы закона к международным нормам. Но закон об оскорблении и закон о ненормативной лексике своеобразны.
    Написал MrTee4u 16.04.2013 12:07
  • Это только мне так кажется, или на самом деле так и есть? - создается впечтление, что последнее время законопроекты рождаются исключительно такие, которые направлены против думающего меньшинства, но, при этом, расчитанные на поддержку большинства, с одной извилиной, настроенной на первый канал ТВ. Вот тут на форуме, народ более менее мозги включает, прежде чем написать, и законопроект этот осуждает (других вариантов и представить себе не могу), а ведь сотни сограждан с радостью поддержат этот закон, просто потому что они вместо подключения мыслительной функции организма, примут на веру посыл, что это - очень правильная мера для защиты традиций и жизненного уклада от всяких там проплаченных америкой пуссириотов. Из той же серии и уже обсуждавшийся тут законопроект про мат: стоит только копнуть, понимаешь, во что вляпался, а если мозг не подключать - то идея видится очень правильной и популярной в массах. И такого плана закопроекты штампуются один за другим. Очень похоже на тенденцию.
    Написал Forrest Simon (Unaltered Beast) 16.04.2013 11:22
  • Всеобщая история, обработанная Сатириконом.
    Древняя история.. Восток

    Египет

    В воздании божеских почестей египтяне не были особенно разборчивы.
    Они обожествляли солнце, корову, Нил, птицу, собаку, луну, кошку,
    ветер, гиппопотама, землю, мышь, крокодила, змею и многих других
    домашних и диких зверей.

    Ввиду этой богомногочисленности самому осторожному и набожному
    египтянину ежеминутно приходилось совершать различные кощунства.
    То наступит кошке на хвост, то цыкнет на священную собаку, то
    съест в борще святую муху. Народ нервничал, вымирал и вырождался.. (Тэффи)..
    Написал Мушкин Женя (Мушкин) 15.04.2013 22:12

  • Цитата:

    Сообщение от Evander Sinque

    Что у нас там до христианства было на Руси? Язычество! Тоже вроде "неотъемлемая часть".

    Ну, во-первых РПЦ с господином Дворкиным костьми ляжет, чтобы не признавать славянское язычество религией, а оставить ее в рамках "тоталитарной секты".
    Во-вторых, как авторы законопроекта себе представляют хотя бы в теории "оскорбление религиозных чувств" и чем оно отличается от конституционных прав гражданина на свободу веры и вероисповедания? Крестик на шее - это оскорбление для мусульманина или нет? А идущий по улице поп? А вид мечети в окошко моей квартиры - оскорбление для меня или право мусульман иметь свое место богомоления?
    Во-вторых, кого считать верующим? Авторы над этим не задумывались? А я бы сразу заявил в суде, что не считаю верующим в христианство человека, который в пост покупает для себя мясо и на рождественской службе не был! Все, финиш. Попробуйте меня разубедить.))
    Написал *** Юрисконсульт2 (Юрисконсульт2) 15.04.2013 17:55
  • Андрей Кураев Андрей Кураев

    профессор Московской духовной академии

    Андрей Вячеславович Кураев - протодиакон, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов, философ и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры. Клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве.

    Эксперт