«Народные медкомиссии» не имеют правовой платформы
Вопрос общественного контроля в сфере здравоохранения обсуждается достаточно давно, а проблема остается. Начали мы с создания общественных советов, в том числе Совета пациентских организаций при Минздраве, и сейчас Минздрав России инициирует создание подобных советов в регионах. Но это все, безусловно, консультативные органы, и они осуществляют функцию «гласа народа», то есть систематизируют выявленные проблемы для властей, но при этом власть не обязана прислушиваться к их рекомендациям.
Чтобы от деятельности общественного контроля был прок, должна быть четко прописана его правовая основа. Если нет полномочий, если общественного инспектора не пускают на территорию больницы, если власть не обязана реагировать на те замечания и наставления, которые дают сотрудники общественного контроля, то его эффективность снижается в разы.
И, конечно, сфера здравоохранения – это особая сфера, мы должны понимать, что есть врачебная тайна, например, что просто так общественный контролер не имеет права зайти в палату и задавать вопросы пациенту, если пациент его не знает.
Есть еще один важный момент. Действующее законодательство позволяет общественному эксперту не быть врачом. Например, соблюдение права пациента обосновывать и навязывать предоставление платных медицинских услуг – здесь не обязательно иметь какое-либо образование, связанное с медициной, это не столь важно. Но, к сожалению, действующее законодательство также не предусматривает такую возможность наличия статуса «общественный контролер» или «общественный эксперт», что очень важно в дальнейшем. Так что, без правовой детальной основы такие общественные структуры как народные комиссии будут неэффективны.
05.04.2013
Позднее об этом
-
26 комментариев
Народные контролеры укажут медицине на ее хронические болезни
Выдвигая инициативы, подобные созданию службы «народных» контролеров медицинской сферы, их авторы, по-моему, пытаются обозначить себя, не более. Любая законодательная новелла должна появляться, когда возникает потребность изменений в каких-то отраслях жизни. Чем вызвана инициатива об этих «группах здоровья»? Состоянием отечественного здравоохранения. Но оно всем нам известно давным-давно вместе с его главными «болевыми» точками. Поэтому считаю, что народный контроль медицинской системы не востребован. Как нам могут пригодиться усилия народных контролеров по выявлению общеизвестных недостатков в медицине, которые десятилетиями не устраняются?
В системе власти есть контролирующие и надзорные структуры, как выделенные, так и внутри ведомств. Сигналы о нарушениях принимают прокуратура, полиция, суды, Счетная палата… Создавать еще один орган для сбора информации и, поскольку решения общественные медицинские инспекторы принимать не смогут, доводить ее до других контролирующих, но также не обладающих полномочиями органов – считаю бессмысленной тратой средств притом что отдача даже отдаленно не просматривается.
05.04.2013
Система здравоохранения действительно нуждается в реформе, и для этого у государства должен иметься рычаг для принуждения к исполнению принятых решений, но это отнюдь не комиссии народного контроля, которые планируется отправить «в народ».
-
26 комментариев
Контролировать работу больниц и врачей должны независимые профессионалы
На мой взгляд, говорить о каком-то общественном контроле в системе здравоохранения можно только после того, как будет работать контроль профессиональный. А уже потом в качестве вспомогательной функции это может делать общество, общественные некие институты.
05.04.2013
Проблема в том, что в нашей стране до сих пор не созданы независимые экспертные контрольные институты. У нас отсутствует такой инструмент как обязательное страхование ответственности медицинского учреждения и врача. Основой для существования этого института как раз является наличие в стране независимых экспертных организаций. У нас таких организаций нет.
А что нас в первую очередь волнует? Это качество работы медицинского учреждения, конкретного врача и возможные врачебные ошибки. Выявить это возможно, только создав профессиональный институт. Никакой студент или бабушка не оценят ни качества работы медицинского учреждения, ни наличие или отсутствие врачебной ошибки. Если мы говорим об общественном контроле, то они могут оценить такие факторы как чистота помещения и хамство персонала, но опять-таки субъективно. Все остальное – забота и обязанность профессионала. На мой взгляд, нужно работать именно над внедрением института профессиональной ответственности медучреждения и врача, для чего необходимо создать соответствующие экспертные учреждения, они должны быть выделены из системы здравоохранения. -
25 комментариев
Здравоохранению хватает профильных контролеров
Инициатива с общественным контролем сферы медобслуживания, вы меня простите, абсолютно неадекватная. Непонятно, кто формирует наблюдательные комиссии, что они контролируют и в чем разбираются, тоже непонятно. Ну вот, эта тройка придет в больницу, и что она там будет смотреть?
05.04.2013
Огромное количество надзирающих организаций сегодня: и Росздравнадзор и у нас есть, и медицинская инспекция в городе, и линейный контроль. Во всяком случае, люди, понимающие процесс. А общественность… Любой человек в столице может прийти в качестве общественного контролера в лечебные учреждения, посмотреть, разместить свои претензии на портале «Наш город», например, эта жалоба будет рассмотрена в течение 8 дней будет дан ответ. Поэтому устраивать какую-то дополнительную народную инспекцию смешно. -
25 комментариев
Народный контроль медицины успешно действует в СИЗО и колониях
Депутаты заговорили об общественном контроле здравоохранения, когда уже 5 лет как он работает во всех регионах нашей страны на общественных началах. Одно из первых направлений деятельности общественных наблюдательных комиссий – это наша медицина в местах лишения свободы и, поверьте, плоды какие-то уже есть. Я полагаю, что если этот общественный медицинский контроль распространится на всю «гражданскую» часть страны, то это будет только плюсом.
05.04.2013
У нас есть методические определенные разработки, указания, в соответствии с которыми мы осуществляем эти проверки. Конечно, может быть, специалисты это сделали бы лучше. Но в наши наблюдательные комиссии в основном входят представители общественных организаций. Мы стараемся сделать так, чтобы в них были врачи и эксперты, связанные с санитарными делами, но, к сожалению, таких очень мало. Обычно туда входят просто неравнодушные люди, правозащитники, я сама очень часто езжу по колониям, следственным изоляторам, изоляторам временного содержания. Члены общественных наблюдательных комиссий говорят с людьми, спрашивают, какие у них проблемы, как они болеют, как они обращаются к врачам, как врачи реагируют на их жалобы и т.д.
Я часто смотрю различные записи, которые ведут врачи в следственных изоляторах или колониях и, исходя из своих наработанных знаний (а мы очень часто проводим различные семинары) мы делаем уже выводы.
Бывает порой так, что чувствуется, что к нашему приезду в колонии тщательно подготовились. Это не так уж плохо. Так как общественные наблюдательные комиссии работают в определенном регионе и посещают эти закрытые учреждения довольно часто, - ну раз они подготовятся, два, три, а потом, глядишь, уже выработаются какие-то привычки и принципы положительные.
Ранее об этом
-
25 комментариев
Квота для нармедконтроля
Не поможет. В любой системе (и компьютерной, и социальной, и экономической, и т.д.) есть изначально установленная функция контроля. Но если процессор вдруг барахлит, это не значит, что для исправления ситуации надо добавить еще десяток программ контроля. Следует отлаживать саму систему, а не внедрять в нее псевдоконтролирующие запчасти.
03.04.2013
У нас больше, чем где бы то ни было в мире, приходится сотрудников полиции на человеческую единицу (имеется в виду гражданина), а с валом правонарушений органы охраны правопорядка не справляются. Аналогичная ситуация будет с «работой» контролеров в системе здравоохранения. Что это, как не имитация властями заботы об эффективности медобслуживания в стране.
Комментарии