Властям новые стандарты, продавцу и покупателю «мелочевки» – новые напасти

Властям новые стандарты, продавцу и покупателю «мелочевки»  – новые напасти

По итогам кампании по увеличению числа киосков в России и Москве их  станет меньше. В интервью глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сказал, что появится 3 тысячи новых киосков. Это неплохо, если бы при этом не подлежали сносу 5,5 тысяч старых. 

3 года назад московское правительство установило новые стандарты размещения нестационарных точек торговли, подготовленные Москомархитектуры. Надо было установить торговые павильоны нового типа при условии, что выигран аукцион и получен право работать. 5,5 тысяч представителей малого бизнеса вложили 3 миллиарда рублей в эти павильоны. 3 года прошло, и теперь московскому правительству прежние стандарты вновь не подходят: выбрасывайте свои киоски, ваши проблемы - это не наше дело.

Когда в 2011 году принималась новая схема, мы говорили властям, что новые киоски могут быстро не окупиться, к тому же они вряд ли будут иметь единый вид, так как у разных производителей дизайн киосков различен. Мы предлагали московскому правительству централизованно закупить одинаковые павильоны, установить и тем самым обеспечить стандарты. Нам ответили, что переживать нечего, стандарты сделало Москомархитектуры, и даже если у вас закончится срок договора, вы сможете перепродать свой объект, потому что место-то останется. Теперь правила меняются.

Потребителям сокращение количества объектов нестационарной торговли также ничего хорошего не несет. В Москве большая маятниковая занятость. У людей, приезжающих ежедневно на работу Подмосковья, дефицит времени, им приходится покупать какие-то товары и продукты питания по дороге. А киосков не будет. Это первое.

Второе. Если в столице раньше было 20 тысяч мелкорозничных точек, то в 2012 году их стало 10 тысяч. Как только уменьшилась конкуренция, крупные торговые сети тут же подняли цены на 9%, у меня есть точные данные. Причем выросла стоимость не всех продуктов, атменно минимального набора продуктов питания. Это продукты, которые покупают не слишком обеспеченные люди, даже не средний класс, а представители ниже среднего класса. В Питере - на 5%, в общем по России - на 7%. Это явное влияние снижения конкуренции. Сейчас из оставшихся 10 тысяч точек почти половину вновь придется сократить.

Горожане говорят, что не хватает мороженого, а мороженщики жалуются, что их киосков уже стало в 3 раза сеньеш. Торговлю в поземных переходах, всю мелочевку - батарейки, фонарики, зонты, носки, то, за чем вы не поедете в супермаркеты, - всю вымели. Куда идти потребителю? Теперь время до покупки значительно увеличилось.

Предприниматели, в принципе, и готовы были бы уйти с улиц, но во многих городах, и в Москве тем более,  первые этажи зданий заняты под офисы и банки, так что под магазины шаговой доступности их невозможно использовать.

23.05.2014

Сергей Рак

 в избранное

Позднее об этом

  • Решения властей о размещении киосков в городе противоречивы и непонятны 6 комментариев Решения властей о размещении киосков в городе противоречивы и непонятны

    Я как специалист, возглавляющий в «Опоре России»  профильную комиссию по малой торговле и общественную организацию, а также заместитель руководителя общественного Совета при департаменте торговли столицы, не понимаю что происходит с киосками в Москве, скажу вам честно.

    Я знаю, что есть планы радикального сокращения нестационарной торговли в Москве, и те бумаги, которые у меня есть, неофициальные, об этом говорят.  Читаю в СМИ, что есть идея укрупнять объекты нестационарной торговли и одновременно узко специализировать. У меня возник вопрос: должно быть что-то одно, или узкая специализация или укрупнение. Если я торгую рыбой из киоска, мне не нужно 100 метров площади для торговли  еще и овощами с мороженым. При этом надо добавить, что московское правительство давно и, видимо, справедливо борется с субарендой. Но если я взял в аренду крупный объект, а занимаюсь чем-то одним, этот бизнес под маленькие форматы, то у меня нет другого пути, как сдать все остальное в субаренду. В общем, тут вопросов больше, чем ответов.

    Если будет реализован план серьезного сокращения количества киосков, ничего хорошего потребителя не ждет. По данным Роскомстата, в Москве с 2012г. впервые индекс потребительских цен стал опережать среднероссийский. Это очень печально. Думаю, это связано напрямую с ликвидацией нестационарных точек и рынков.
     

    23.05.2014
  • Формы работы объектов нестационарной торговли должны меняться в соответствии с пожеланиями москвичей 6 комментариев Формы работы объектов нестационарной торговли должны меняться в соответствии с пожеланиями москвичей

    Споры вокруг наличия уличной нестационарной торговли в Москве не новы. Места дислокации киосков и павильонов, определяемые советом муниципальных депутатов, ассортимент допустимых к продаже товаров, - серьезная дискуссия об этом продолжается, а однозначного решения до сих пор нет. Правила меняются по ходу игры.

    Напомню, что изначально Сергей Собянин, став мэром и пройдя пешком возле станций метро, в местах скопления этих киосков, сказал: «это как же надо не любить город, чтобы так его украсить». Провода, как попало протянутые к этим нестационарным точкам, странный ассортимент товаров, расположение павильонов, мешающее людям передвигаться. Автомобили, сбиваясь в кучу возле них, создавали дикие пробки...

    Порядок наводить надо было, и первая реакция была - вообще все убрать. Когда стали вопрос изучать внимательно, оказалось, и об этом заявил малый бизнес, что киоски не случайно на улицах появились: были разрешения органов исполнительной власти, договора на землю, на размещение тонаров. То есть правовые основания у субъектов малого предпринимательства были. И власть скорректировала свою позицию, решили убирать не всех подряд, а тех, у кого истекли сроки аренды, тех, кто нарушает правила по ассортименту, по нормам торговли пивом, крепким алкоголем, сигаретами, продает алкоголь несовершеннолетним. В общем, в этом попытались навести порядок. И та ситуация, которую мы сегодня имеем, значительно отличается от ситуации 3-4- летней давности. Этот сектор значительно сужен и подвинут.

    Можем мы сказать, что это как-то серьезно отразилось на ценах в московских магазинах? Что серьезно ограничен доступ жителям к товарам первой необходимости? Некоторые говорили: мол, уберете киоск, а как бабушка купит молоко и хлеб? И в том числе ко мне как к депутату приходили жалобы, что был хороший киоск, его убрали, а теперь далеко идти до магазина. Есть механизмы, позволяющие на следующий год в этом месте поставить новый нестационарный объект.

    При всех преимуществах малых форм торговли, формы работы должны быть не закостеневшими, а способными реагировать на пожелания москвичей, на ситуацию в городе. Скажем, стоял киоск где-то близко к трассе, это приводило к тому, что автомобили тормозили, люди выскакивали купить сигарет, воды попить и т.д., отсюда пробка на дороге. Значит, киоск надо убрать, перенести  вглубь двора, возможно, отказаться от него в принципе. Не случайно, вопросы размещения этих объектов перенесли с уровня городского руководства на уровень районов. Сегодня советы муниципальных депутатов определяют, где ставить эти точки, по обращениям   жителей, а также с учетом жалоб о требовании их убрать.

    Есть специальный закон, который позволяет проверять такие объекты только один раз в 3 года, либо по жалобам граждан на предмет соответствия киоска санитарно-эпидемиологическим требованиям, и тогда проверка будет организована незамедлительно. В каждой управе района есть отдел, занимающийся вопросами торговли, потребительского рынка, есть городской департамент торговли, есть горячая линия, куда можно сообщать факты. Есть еще федеральный орган в Москве - Роспотребнадзор, в котором есть как городское отделение, так и отделения по округам.

    В городе также действует большое количество общественных объединений, например, объединение потребителей России. Они имеют неплохие сайты, горячие линии телефонов, куда можно позвонить о нарушениях. Кстати, в этом смысле общественники даже эффективней госслужб, потому что они не ограничены в сроках проведения проверки. Они хоть ежедневно могут приходить на эти точки и проверять их на предмет соблюдения правил торговли. И акты общественных проверок они направляют в Роспотребнадзор и в департамент торговли для принятия мер к нарушителю. И закрыли они немало точек, кстати говоря.

    23.05.2014

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Очевидно, что киосков в Москве станет меньше. В интервью глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сказал, что появится 3 тыс. новых киосков, это значит, что 5,5 старых снесут с лица земли и на их место поставят 3 тыс. новых. 5,5 тыс. представителей малого бизнеса вложили деньги в свой бизнес 3 года назад, когда московское правительство сказало, чтобы убрали с улиц всякие авто-кафе и установили новые по стандартам, подготовленным Москомархитектуры. Надо было сделать новый торговый павильон по новым стандартам и тогда можно было работать, при условии, что вы выиграете место на аукционе и получите право работать. 3 млрд. руб. предприниматели, выигравшие аукционы, вложили в эти павильоны. 3 года прошло, теперь московскому правительству эти стандарты не подходят, решили все поменять. Выбрасывайте свои киоски, ваши проблемы это не наше дело, договор заключен на 3 года.

    Когда принималась эта схема, мы говорили властям, что новые киоски могут не окупиться, что они могут быть все разные у разных производителей. Мы предлагали московскому правительству самостоятельно закупить павильоны, установить и тем самым обеспечить стандарты. Нам ответили, что нечего переживать, стандарты Москомархитектуры сделал, и даже, если у вас закончится срок договора, вы сможете перепродать этот объект, потому что место то останется.

    Сокращение количества объектов нестационарной торговли ничего хорошего потребителям не принесет. В Москве очень большая маятниковая занятость. Приезжает очень много людей из Подмосковья на работу и на объектах мелкой розницы и в очень крупные компании. Это люди, у которых дефицит времени, у них нет возможности выезжать в Ашаны, им надо купить что-то по дороге. Это первое. Второе, если раньше было 20 тыс. мелкорозничных точек, то в 2012г. их стало 10 тыс. Как только уменьшилась конкуренция, тут же сети подняли цены на 9%, у меня есть точные данные. Причем на 9% выросла стоимость не всех продуктов, а минимального набора продуктов питания. Это продукты, которые покупают не слишком обеспеченные люди, не средний класс, а представители ниже среднего класса. На этот набор выросла цена. В Питере на 5%, в общем в России на 7%. Это явное влияние уменьшения конкуренции. Сейчас от 10 тыс. точек осталось 5,5, теперь предлагают сократить до 3 тыс.

    Говорят, не хватает мороженого, а мороженщики жалуются, что их в 3 раза сократили. В поземных переходах торговлю очень сильно сократили. Всю мелочевку, батарейки, фонарики, зонты, носки, то, за чем вы никогда не поедете в супермаркеты, все это вымели. Куда теперь идти потребителю? Теперь время до покупки значительно увеличилось. Плюс проблема в том, что бизнесмены и готовы были бы уйти с улиц в помещения, но у нас же нет помещений. Москва это такой город, где первые этажи заняты под банки, под магазины шаговой доступности их невозможно использовать.


    Дальше...
    Написал Рак Сергей (Сергей Рак) 23.05.2014 17:39
  • Я как специалист, (я в «Опоре России», я возглавляю профильную комиссию по малой торговле, я возглавляю общественную организацию, я, наконец, являюсь заместителем руководителя общественного совета при департаменте торговли), не понимаю что происходит с киосками в Москве, скажу вам честно.

    Я знаю, что есть планы радикального сокращения нестационарной торговли в Москве, и те бумаги, которые у меня есть, не официальные, об этом говорят. Это связано с уничтожением ряда специализаций. Вдруг я читаю в СМИ, что есть идея что-то увеличивать, укрупнять объекты нестационарной торговли и одновременно узко специализировать. У меня возник вопрос: должно быть что-то одно, или узкая специализация или укрупнение. Если я торгую рыбой из киоска, мне не нужно 100 м площади, где я буду еще торговать овощами и мороженым. При этом сюда надо добавить, что московское правительство давно и, видимо, справедливо борется с субарендой. Но если я взял крупный объект и занимаюсь чем-то одним, а надо понимать, что это бизнес особый, он заточен под маленькие форматы, то у меня нет другого пути, как сдать все остальное в субаренду. В общем тут вопросов больше, чем ответов. И я, являясь специалистом в этой сфере, не понимаю, что происходит.

    Если будет реализован план серьезного сокращения, ничего хорошего потребителя не ждет. На самом деле по данным Роскомстата, в Москве с 2012г. впервые индекс потребительских цен стал опережать среднероссийский. Если раньше цены в Москве отставали от среднероссийского индекса, то теперь опережают. Это очень печально и очень плохо. Думаю, это связано напрямую с ликвидацией нестационарных точек и рынков.

    Мы не против сетевых магазинов, просто овощи и фрукты, которые продаются в сетевых магазинах, это в значительной степени другие овощи и фрукты, совсем не те, которые продаются в киосках. В магазинах товар предназначен к тому, чтобы его можно было продавать путем самообслуживания, хватать руками. Помидоры где-то за морем загрузили зелеными, они в пути созрели, приехали сюда, их можно трогать сколько хочешь, они совершенно другого вкуса. Бакинские помидоры нельзя так продавать. Это разная продукция.


    Дальше...
    Написал Максимов Владлен (Владлен Максимов) 23.05.2014 17:05
  • Споры относительно наличия уличной торговли в Москве, нестационарной торговли не новы. Места дислокации, определяемые советом муниципальных депутатов, ассортимент этих товаров, все это находится под пристальным вниманием, в серьезной дискуссии, и однозначного решения до сих пор нет. Решения по этому вопросу менялись по ходу игры.

    Напомню, что изначально, Сергей Собянин, став мэром и пройдя пешком возле станций метро, в местах скопления этих киосков, сказал, «это как же надо не любить город, чтобы так его украсить». Провода, случайно подсоединенные к этим нестационарным точкам, странный ассортимент товаров, расположение, мешающее людям передвигаться. Автомобили, сбиваясь в кучу возле них, создавали дикие пробки. Порядок наводить надо было, и первая реакция была - вообще все убрать. Когда стали этот вопрос изучать внимательно, оказалось, и об этом заявил малый бизнес и совершенно верно, ведь они не случайно там появились, были решения органов исполнительной власти, были договора на землю, на размещение тоннаров. Какие-то правовые основания у субъектов малого предпринимательства были. И власть скорректировала свою позицию, решили убирать не всех подряд, а тех, у кого истекли сроки аренды, тех, кто нарушает правила по ассортименту, по правилам торговли пивом, крепким алкоголем, сигаретами, продает алкоголь несовершеннолетним. В общем, в этом попытались навести порядок. И та ситуация, которую мы сегодня имеем, уже значительно отличается от ситуации 3-4 летней давности. Этот сектор значительно сужен и подвинут.

    Можем мы сказать, что это как-то серьезно отразилось на ценах в московских магазинах? Можем мы сказать, что серьезно ограничен доступ жителям к товарам первой необходимости? Некоторые говорили о том, что уберете киоск, а как бабушка купит молоко и хлеб? И в том числе ко мне, как к депутату, приходили жалобы, что был хороший киоск, его убрали, а теперь далеко идти до магазина. Есть механизмы, позволяющие на следующий год в этом месте поставить новый нестационарный объект. При всех преимуществах малых форм торговли, формы работы должны быть не закостеневшими, а способными реагировать на пожелания москвичей, на ситуацию в городе. Скажем, стоял киоск где-то близко к трассе, это приводило к тому, что автомобили тормозили, люди приходили покупать сигареты, воды попить и т.д. Его надо убрать, перенести возможно вглубь двора, возможно, отказаться от него в принципе. Не случайно, вопросы размещения этих объектов перенесли с уровня городского руководства на уровень районов. Сегодня, советы муниципальных депутатов определяют, где ставить эти точки по обращению граждан, по заявлениям жителей, по жалобам с требованием убрать.

    С проверками этих торговых точек следующая ситуация. Есть специальный закон, который позволяет проверять вот такие объекты только 1 раз в 3 года, либо по жалобам граждан. Если будет жалоба гражданина с какими-то сведениями о некачественном товаре, то такая проверка будет организована незамедлительно. Плановые проверки проводятся с достаточно большим промежутком по времени. В каждой управе района есть отдел, занимающийся вопросами торговли, потребительского рынка, есть городской департамент торговли, есть горячая линия, куда можно сообщать факты. Есть еще федеральный орган в Москве, Роспотребнадзор, в котором есть как городское отделение, так и отделения по округам города. Они также по заявлениям граждан выходят с проверками на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

    В городе также действует большое количество общественных объединений, например, объединение потребителей России. Они имеют неплохие сайты, горячие линии телефонов, куда можно позвонить. Кстати, в этих вещах общественники даже эффективней госслужб, потому что они не ограничены в сроках проведения проверки. Они хоть ежедневно могут приходить на эти точки и проверять их на предмет соблюдения правил торговли. И акты общественных проверок они направляют в Роспотребнадзор и в департамент торговли для принятия мер к нарушителю. И закрыли они немало точек, кстати говоря.


    Дальше...
    Написал Семенников Александр (Александр Семенников) 23.05.2014 16:48
  • Я не понимаю, почему этот вопрос как-то огульно решается. Я думаю, власти на местах должны сами распределять места под киоски и решать, где они нужны, и не будут ли кому мешать. Исходя из этого уже заключать договора аренды и т.п.
    А если сразу на весь город принимать одни и теже меры, то всегда будет ситуация, что где-то это будет во-благо, а где-то выльется в очередную абсудрную ситуацию.
    Написал Рустемчик 22.05.2014 13:25
  • раньше киоски были у каждой остановки, и это было удобно. Под видом заботы о пешеходах и внешнем виде города их снесли. Теперь хотят их опять поставить, но уже в новом дизайне и по новым правилам. А те, что есть сегодня - опять снести. "Освоение средств"...
    Написал Захарьев Иван (Zaharь) 20.05.2014 16:12
  • Московские власти, сокращавшие количество объектов мелкой торговли, планируют установить в городе более 3 тысяч новых киосков в пределах пешеходной доступности, чтобы обеспечить горожан товарами и услугами первой необходимости.

    По предлагаемой Департаментом торговли и услуг столицы программе, для размещения новых киосков нужно удалять те, стандарты которых, разработанные 3 года назад, устарели. Если следовать данным статистики Департамента, из 10 тысяч нестационарных мелкорозничных объектов устаревшими по стандартам будут признаны порядка 6 тысяч палаток, и предпринимателям придется убрать их со своих мест.

    Планируется, что новая программа будет разработана к ноябрю. А значит, все, у кого договоры заканчиваются раньше ноября, будут вынуждены закрыть бизнес, увольнять сотрудников или идти на нарушение закона, считает руководитель Комитета по франчайзингу Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Рак. Эксперт назвал идею властей «игрой цифр».

    Изменения схем размещения мелкорозничных объектов в 2011г. болезненнее всего ударили по работе палаток общепита, что отразилось и на интересах горожан. Продуктовых ларьков, как и палаток с промтоварами, не хватает.

    Власти Москвы обещают увеличить число киосков. На деле их может остаться меньше, чем есть сегодня. Сделает ли это удобнее жизнь горожан и гостей столицы?
    Написал Редактор новостей (ZAKONIA NEWS) 20.05.2014 15:20
  • Сергей Рак Сергей Рак

    председатель комитета по франчайзингу общественной организации «Опора России», генеральный директор ООО «Маркон»

    Эксперт