Норму о головном уборе в школе стоит отразить в законе об образовании
Как только кто-то свои религиозные принципы ставит выше общегражданских, возникает цепь, которую потом очень трудно оборвать.
На своем уроке я бы, конечно, попросил снять хиджаб, но здесь ключевое слово «попросить». В Уставе нашей школы этот вопрос прямо не урегулирован. Не урегулирован он также и в законодательстве РФ: можно ли в школе носить одежду, обусловленную религиозными требованиями. На этом и основаны претензии к действиям директора ставропольской школы со стороны родителей девочек. Потому что они ссылаются на то, что это не запрещено. Правда не очень понятно, было ли это закреплено в Уставе. Если было, то, я считаю, что действия школы в целом законные.
Возвращаясь к моим, возможно, гипотетическим действиям. Я пока не сталкивался с таким в практике, но я бы попросил снять хиджаб. А если следует отказ, то этот вопрос надо решать не волюнтаристскими методами, изгоняя из класса. Запрещать учиться детям категорически запрещено.
Необходимо сделать что-то вроде арбитража. Обратиться к директору, пригласить родителей, пообщаться, обсудить ситуацию с точки зрения требований Конституции, вспомнить о светском характере государства и школы, и, соответственно, как-то урегулировать хотя бы внесением соответствующих поправок в устав школы. Это довольно легко сделать. У каждой школы есть управляющий субъект, который может на своем заседании такие поправки внести большинством голосов.
Пусть дети ходят в хиджабах, пока взрослые не урегулировали этот вопрос в уставе школы. Речь идет не только о хиджабах, нужно искать формулировки, исходя из которых обеспечивалось бы соблюдение нормы Конституции о светском характере государства, а религиозные символы и религиозного характера одежда в школе отсутствовали. За пределами - пожалуйста, приходи в школу, оставляй в шкафчике в гардеробе, надевай одежду общего светского содержания и ходи.
У нас образование обязательное, и есть органы опеки на всей территории РФ. Если девочка проживает в Москве, как-то зарегистрирована, соответственно, органы опеки должны следить за тем, чтобы дети школьного возраста школу посещали. Если родитель препятствует по каким-то причинам посещению ребенком школы, получению им образования, к нему применяются меры административного воздействия. Крайней мерой является лишение родительских прав.
Подчеркну, речь идет о любых родителях любых национальностей и вероисповеданий. Одна из первейших обязанностей родителей – обеспечить детям образование. Можно отдать в частную школу, они тоже выдают аттестаты государственного образца. Может быть, там условия будут больше приспособлены к запросам родителей. Государственное образование – территория публичного, светского, здесь государство требует исполнения своих принципов и законов. Не надо ждать, чтобы то, что произошло на Ставрополье, возникло как резкая конфликтная ситуация в Москве.
Московским властям следовало бы подготовить некие поправки в законодательство и после общественного обсуждения принять их. Чтобы отдельный учитель не пытался выкручиваться в спорной ситуации в соответствии со своим собственным правосознанием, а мог бы сослаться на конкретную норму конкретного закона. На федеральном уровне в Думе сейчас будет приниматься закон об образовании. Я думаю, и там эти вопросы надо урегулировать так, чтобы для всех конфессий условия были равные. Могут быть причины, связанные со здоровьем, которые диктуют ребенку необходимость ходить в головном уборе, тут может быть обоснование.
29.10.2012
Позднее об этом
-
99 комментариев
Нет проблемы одежды на Кавказе, есть проблема количества кавказцев в регионах
По большому счету, родители детей, которые пришли на занятия в хиджабах, имеют право возмущаться запретом на их ношение в школе. Потому что это касается их вероисповедания, и, согласно Конституции, они вправе вести себя таким образом, как этого требует их вера. Другое дело, что нужно решать вопрос на уровне страны, законом, чтобы в школах была единая форма.
29.10.2012 -
99 комментариев
Тема ношения хиджаба - не самая важная для образовательной сферы
Свобода религии – отнюдь не навязывание своих правил другим. В ставропольской ситуации директор Марина Савченко поступила абсолютно грамотно, не допустила превращения школьников в предмет нездорового интереса и заложников религиозного конфликта, в этом она права, она встала на сторону учащихся. Может быть, по форме надо было деликатнее это сделать. Это чувствительная сфера, надо «спешить медленно», но по сути она права. Она защищала детей, в том числе и тех, кого одевают в хиджаб, то есть полностью встала на сторону учащихся.
29.10.2012
Ранее об этом
-
3 комментария
Наказывать за обостренную религиозность запретом на учебу нельзя
Вопрос об уместности хиджаба в школе, расколовший общество, сам по себе сложный, и впервые, наверное, после сталинских попыток, мы вновь вплотную подошли к совершенствованию национальной политики как «глобальной задачи в условиях боевых действий». Недавно мы были свидетелями, какую значимость приобрел в глазах верующих не самый, казалось бы, ужасный или бесчеловечный проступок «Pussy Riot».
26.10.2012 -
3 комментария
Ставропольское религиозное противостояние – дело рук родителей
То, что происходит на Ставрополье, – проблема многих российских школ. Налицо одно: дети выступают орудием амбиций представителей конкретного вероисповедания, вряд ли сами школьники сильны религиозно. К сожалению, думаю, именно родители подогревают (не хочу говорить о провокации) основу конфликта, и это травмирует детей
25.10.2012 -
3 комментария
Думая о будущем детей, надо учить их жить по законам общества, а не домостроя
В принципе, ситуация, когда всем без исключения гражданам нравятся законы своего государства – это недостижимый идеал. Но сама идея дает возможность двигаться в этом направлении.
25.10.2012 -
3 комментария
Не против хиджабов
Я против хиджабов ничего не имею. Я против пропаганды и нарушения правил (закона, устава, обычаев).
25.10.2012
Порядок должен быть такой: сначала изменение школьных правил (на уровне Устава школы или Закона, вводящего или запрет, или разрешение на любое одеяние), а потом одевание в то, что хочешь или должен, в силу своей веры (религии). А не наоборот: сначала я оденусь, а потом вы поменяете в своих правилах то, что я хочу чтоб вы поменяли. Если бы папа написал бумагу в школу с просьбой разрешить (не препятствовать) ребенку приходить на занятия в школу в отличной от остальных детей одежде, а в случае отказа обжаловал в суд? Но правил бы при этом не нарушал? Что изменилось бы?
Я как-то спорил со своим коллегой, он мусульманин по вере. Эту тему мы обсуждали (хиджабы) еще на примере Франции (кстати, там эту проблему решили, а она острее нашей-то будет).
Я сказал, хорошо, вот пришла твоя дочь в хиджабе в школу, учителям надо будет объяснить детям, почему так, наказывать тех, кто ее начнет дразнить (а такие точно найдутся), рассказывать про толерантность и т.п. И через какое-то время все поймут, под страхом наказания или по разумению, что все нормально. Эти - в хиджабах, а эти - без.
Через какое- то время или сразу придет кто-то с нательным крестом поверх школьной формы. Кто-то придет в кипе. А потом появится мальчик с именем (условно) Янне Пухолайнен-Линдгрен и наденет в школу скандинавский шлем с рогами, обосновывая это тем, что он верит в Одина.
Мой коллега заметил: шлем с рогами - это перебор.
Я спросил: почему? Он же верит? Ему положено так ходить в школу!
- Как можно верить в шлем с рогами? Глупость! Что это за религия?
- Да мало ли? Такая вот... Кто запрещал верить в Одина и носить шлем с рогами?
- Ну и сколько их - верящих в Одина? А нас - миллиард!
- А сколько надо зарегистрировать верующих, чтобы им иметь право внешне проявлять принадлежность к своей вере?
Вот на этот вопрос он не ответил.
Комментарии