Норму о головном уборе в школе стоит отразить в законе об образовании

Норму о головном уборе в школе стоит отразить в законе об образовании

Как только кто-то свои религиозные принципы ставит выше общегражданских, возникает цепь, которую потом очень трудно оборвать.

На своем уроке я бы, конечно, попросил снять хиджаб, но здесь ключевое слово «попросить». В Уставе нашей школы этот вопрос  прямо не урегулирован. Не урегулирован он также и в законодательстве РФ: можно ли в школе носить одежду, обусловленную религиозными требованиями. На этом и основаны претензии к действиям директора ставропольской школы со стороны родителей девочек. Потому что они ссылаются на то, что это не запрещено. Правда не очень понятно, было ли это закреплено в Уставе. Если было, то, я считаю, что действия школы в целом законные.

Возвращаясь к моим, возможно, гипотетическим действиям. Я пока не сталкивался с таким в практике, но я бы попросил снять хиджаб. А если следует отказ, то этот вопрос надо решать не волюнтаристскими методами, изгоняя из класса. Запрещать учиться  детям категорически запрещено.

Необходимо сделать что-то вроде арбитража. Обратиться к директору, пригласить родителей, пообщаться, обсудить ситуацию с точки зрения требований Конституции, вспомнить  о светском характере государства и школы, и, соответственно, как-то урегулировать хотя бы внесением соответствующих поправок в устав школы. Это довольно легко сделать. У каждой школы есть управляющий субъект, который может на своем заседании такие поправки внести большинством голосов.

Пусть дети ходят в хиджабах, пока взрослые не урегулировали этот вопрос в уставе школы. Речь идет не только о хиджабах, нужно искать формулировки, исходя из которых обеспечивалось бы  соблюдение нормы Конституции о светском характере государства, а  религиозные символы и религиозного характера одежда в школе отсутствовали. За пределами - пожалуйста, приходи в школу, оставляй в шкафчике в гардеробе, надевай одежду общего светского содержания и ходи.

У нас образование обязательное, и есть органы опеки на всей территории РФ. Если девочка проживает в Москве, как-то зарегистрирована, соответственно, органы опеки должны следить за тем, чтобы дети школьного возраста школу посещали. Если родитель препятствует по каким-то причинам посещению ребенком школы, получению им образования, к нему применяются меры административного воздействия. Крайней мерой является лишение родительских прав.

Подчеркну, речь идет о любых родителях любых национальностей и вероисповеданий. Одна из первейших обязанностей родителей – обеспечить детям образование. Можно отдать в частную школу, они тоже выдают аттестаты государственного образца. Может быть, там условия будут больше приспособлены к запросам родителей.  Государственное образование – территория  публичного, светского, здесь государство требует исполнения своих принципов и законов. Не надо ждать, чтобы то, что произошло на Ставрополье, возникло как резкая конфликтная ситуация в Москве.

Московским властям следовало бы подготовить некие поправки в законодательство и после общественного обсуждения принять их. Чтобы отдельный учитель не пытался выкручиваться в спорной ситуации в соответствии со своим собственным правосознанием, а мог бы сослаться на конкретную норму конкретного закона. На федеральном уровне в Думе сейчас будет приниматься закон об образовании. Я думаю, и там эти вопросы надо урегулировать так, чтобы для всех конфессий условия были равные. Могут быть причины, связанные со здоровьем, которые диктуют ребенку необходимость ходить в головном уборе, тут может быть обоснование.

29.10.2012

Андрей Демидов

 в избранное

Позднее об этом

  • Нет проблемы одежды на Кавказе, есть проблема количества кавказцев в регионах 99 комментариев Нет проблемы одежды на Кавказе, есть проблема количества кавказцев в регионах

    По большому счету, родители детей, которые пришли на занятия в хиджабах, имеют право возмущаться запретом на их ношение в школе. Потому что это касается  их вероисповедания, и, согласно Конституции, они вправе вести себя таким образом, как этого требует их вера. Другое дело, что нужно решать вопрос на уровне страны, законом, чтобы в школах была единая форма.

    29.10.2012
  • Тема ношения хиджаба - не самая важная для образовательной сферы 99 комментариев Тема ношения хиджаба - не самая важная для образовательной сферы

    Свобода религии – отнюдь не навязывание своих правил другим. В ставропольской ситуации директор Марина Савченко поступила абсолютно грамотно, не допустила превращения школьников в предмет нездорового интереса и заложников религиозного конфликта, в этом она права, она встала на сторону учащихся. Может быть, по форме надо было деликатнее это сделать. Это чувствительная сфера, надо «спешить медленно», но по сути она права. Она защищала детей, в том числе и тех, кого одевают в хиджаб, то есть полностью встала на сторону учащихся.

    29.10.2012

Ранее об этом

  • Наказывать за обостренную религиозность запретом на учебу нельзя 3 комментария Наказывать за обостренную религиозность запретом на учебу нельзя

    Вопрос об уместности хиджаба в школе, расколовший общество, сам по себе сложный, и впервые, наверное,  после сталинских попыток, мы вновь вплотную подошли к совершенствованию национальной политики как «глобальной задачи в условиях боевых действий». Недавно мы были свидетелями, какую значимость приобрел в глазах верующих не самый, казалось бы, ужасный или бесчеловечный проступок «Pussy Riot».

    26.10.2012
  • Ставропольское религиозное противостояние – дело рук родителей 2 комментария Ставропольское религиозное противостояние – дело рук родителей

    То, что происходит на Ставрополье, – проблема  многих российских школ. Налицо одно: дети выступают орудием амбиций представителей конкретного вероисповедания, вряд ли сами школьники сильны религиозно. К сожалению, думаю, именно родители подогревают (не хочу говорить о провокации) основу конфликта, и это травмирует детей

    25.10.2012
  • Думая о будущем детей, надо учить их жить по законам общества, а не домостроя 3 комментария Думая о будущем детей, надо учить их жить по законам общества, а не домостроя

    В принципе, ситуация, когда всем без исключения гражданам нравятся законы своего государства – это недостижимый идеал. Но сама идея дает возможность двигаться в этом направлении.

    25.10.2012
  • Не против хиджабов 3 комментария Не против хиджабов

    Я против хиджабов ничего не имею. Я против пропаганды и нарушения правил (закона, устава, обычаев).

    Порядок должен быть такой: сначала изменение школьных правил (на уровне Устава школы или Закона, вводящего или запрет, или разрешение на любое одеяние), а потом одевание в то, что хочешь или должен, в силу своей веры (религии). А не наоборот: сначала я оденусь, а потом вы поменяете в своих правилах то, что я хочу чтоб вы поменяли. Если бы папа написал бумагу в школу с просьбой разрешить (не препятствовать) ребенку приходить на занятия в школу в отличной от остальных детей одежде, а в случае отказа обжаловал в суд? Но правил бы при этом не нарушал? Что изменилось бы?

    Я как-то спорил со своим коллегой, он мусульманин по вере. Эту тему мы обсуждали (хиджабы) еще на примере Франции (кстати, там эту проблему решили, а она острее нашей-то будет).

    Я сказал, хорошо, вот пришла твоя дочь в хиджабе в школу, учителям надо будет объяснить детям, почему так, наказывать тех, кто ее начнет дразнить (а такие точно найдутся), рассказывать про толерантность и т.п. И через какое-то время все поймут, под страхом наказания или по разумению, что все нормально. Эти - в хиджабах, а эти - без.

    Через какое- то время или сразу придет кто-то с нательным крестом поверх школьной формы. Кто-то придет в кипе. А потом появится мальчик с именем (условно) Янне Пухолайнен-Линдгрен и наденет в школу скандинавский шлем с рогами, обосновывая это тем, что он верит в Одина.

    Мой коллега заметил: шлем с рогами - это перебор.
    Я спросил: почему? Он же верит? Ему положено так ходить в школу!
    - Как можно верить в шлем с рогами? Глупость! Что это за религия?
    - Да мало ли? Такая вот... Кто запрещал верить в Одина и носить шлем с рогами?
    - Ну и сколько их - верящих в Одина? А нас - миллиард!
    - А сколько надо зарегистрировать верующих, чтобы им иметь право внешне проявлять принадлежность к своей вере?

    Вот на этот вопрос он не ответил.

    25.10.2012

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Oксана_К. в ксенофобии я никого не объвинял - не писал заявлений в прокуратуру (как сделали это обиженные родители Исламского вероисповедания) и т.д. и ни к чему не призывал - я высказал свое мнение так же как высказываете его Вы. А теперь прочитайте самое первое сообщение в котором говориться о решении прокуратуры России. С ваших слов Оксана и прокуратуру следует обвинить в притиснении исламского вероисповедания и раздуть из этого разжигание межнациональной розни. Есть закон "Об образовании" и не нужно делать так как хочется. Не будет такого - как я сказал так и будет! Полностью поддерживаю решение прокуратуры и полностью поддерживаю решение дирекции школы.
    Написал Artemu 23.10.2012 11:10

  • Цитата:

    Сообщение от Россия - светское Государство

    Россия - светское Государство

    если это так, государству должно быть все равно, в что одеваются граждане, если граждане не заголяются.



    Цитата:

    Сообщение от почему на машине не приехать в класс

    почему на машине не приехать в класс

    потому что отсутствует такой социальный заказ

    но уже есть соцзаказ обеспечивать въезд для колясочников.
    однажды, когда будет много моторизированных колясок (а они достаточно громоздки) понадобится создать возможность для въезда в класс на таких "квадроциклах"




    Цитата:

    Сообщение от при виде таких национальных одежд у меня, да думаю у большенства Россиян, возникает чувство беспокойства

    при виде таких национальных одежд у меня, да думаю у большенства Россиян, возникает чувство беспокойства

    вы признались в ксенофобии и одновременно обвинили в ксенофобии большинство россиян

    российский народ отличается толерантностью, но отдельные единичные проявления ксенофобии конечно встречаются



    Цитата:

    Сообщение от Если школа позиционируется как мусульманская

    Если школа позиционируется как мусульманская

    общественная школа (т.е. финансируемая из бюджета) может быть только светской
    Написал К. Оксана (Oксана_К.) 23.10.2012 10:49
  • Оксана_К по вашему почему на машине не приехать в класс и потом не подать в прокуратуру, что автотранспорт не влез в дверной проём, мотивировать тем, что в машине сидения мягче и лучше чем стулья в классе. Россия - светское Государство и приходить в учебное заведение закутавшись во что-то не понятное не нужно. Еще раз повторюсь, что при виде таких национальных одежд у меня, да думаю у большенства Россиян, возникает чувство беспокойства.
    Написал Artemu 23.10.2012 10:44

  • Цитата:

    Сообщение от у каждого заведения, а в этом случае школы, есть свой внутренний устав и со своим хОчу ходить в том в чем велит вера какая бы она не была не позволено.

    у каждого заведения, а в этом случае школы, есть свой внутренний устав и со своим хОчу ходить в том в чем велит вера какая бы она не была не позволено.

    это не может быть верно

    муниципальная школа ОБЯЗАНА выполнять "социальный заказ"

    муниципальная школа обязана устанавливать рамки в соответствии с социальным заказом.

    муниципальная школа не имеет права иметь свой внутренний устав, оторванный от социального заказа.
    Написал К. Оксана (Oксана_К.) 23.10.2012 10:35
  • Моё мнение да пусть хоть закутаются в сой хиджаб и т.д. Вот только нужно понимать что у каждого заведения, а в этом случае школы, есть свой внутренний устав и со своим хОчу ходить в том в чем велит вера какая бы она не была не позволено. Родители забрали детей из школы.... так и оставляйте детей своих на домашнем обучении чтоб вера не была оскарблена. Я бы лично если в школе в хиджабах и т.д. и т.п. разрешили находиться в классе на уроках сразу же своего ребенка из этой школы забрал. Ну и на последок в виду событий (терактов) которые происходили и происходят в России и не только, лично я сторонюсь и отхожу подальше от людей которые облачены в национальные исламские одежды. Все выше сказанное является лишь моей точкой зрения и не является призывом к каким либо противоправным действия.
    Написал Artemu 23.10.2012 10:29
  • Это ситуация напоминает межрассовые трения в США, там в случае чего сразу "выплывает" вопрос цвета кожи.
    Уже читал как при наличии на вакантную должность двух кандидатов один из которых чернокожий (а у нас в школе учат что с черной кожей это негр (это название у них уже считается махровым рассизмом), и в африке живет негроидная раса, а не раса чернокожих), так вот во избежании обвинения в рассизме возьмут чернокожего, даже если лицо европеоидной расы намного грамотнее как специалист. Все делается с оглядкой.
    ИМХО если кого-то не устраивают условия совместного обучения добро пожаловать на домашнее обучение по индивидуальной программе с репетитором.
    А с формой школьной начнется потом, что длина подола юбки достаточной для среднестатистическй школьницы, устраивающая родителей, не будет устраивать...
    Скоро с такими темпами вернется система раздельного обучения по половому признаку...
    Потом на вероисповедание переключатся...
    Это все приведет к отсутствию комуникативных качеств когда дети с малолетства свместно взрослеют и развиваются...
    Это путь в средневековье...
    Написал Торговец черным деревом ))) Себастьян Перейро (SP007) 23.10.2012 10:07

  • Цитата:

    Сообщение от школа находится не в стране мусульманского мира, а в России

    школа находится не в стране мусульманского мира, а в России

    это высказывание противоречит конституции



    Цитата:

    Сообщение от администрации школы СПАСИБО и РЕСПЕКТ за проявленное гражданское мужество и попытку корректно отстоять законность.

    администрации школы СПАСИБО и РЕСПЕКТ за проявленное гражданское мужество и попытку корректно отстоять законность.

    это высказывание человека, бесконечно далёкого от сферы народного образования

    1) учителя (директора в том числе) - тоже люди, у них есть мозги, они - думающие люди
    2) как всякие муниципальные/государственные служащие учителя между молотом и наковальней - между общественным мнением и законом.

    администрация школы старается избежать эскалации, не более того.


    родители, скорее всего, в момент возникновения спора поспешили с ответной реакцией и не потратили достаточно времени на подготовку грамотной стратегии. Иначе было бы заявлено, что девочки носят хиджаб по этическим (культурным) мотивам, религиозные же мотивы не были бы сделаны предметом спора.


    отрицание религиозности человека - зло
    отрицание религиозности ребёнка - худшее зло
    Написал К. Оксана (Oксана_К.) 23.10.2012 09:57

  • Цитата:

    Сообщение от Попугай

    А хочешь и то и другое сразу - айда в специализированное учебное заведение


    +1
    у толерантности тоже есть свои пределы. И они определяются тем, что: 1) школа находится не в стране мусульманского мира, а в России; 2) это светская школа.
    Англичане правильно сказали "свобода человека находится на кончике его носа". Не надо, размахивая флагом борьбы за свои права и требованием толерантности захватывать территорию свободы окружающих.
    От того что западный мир постоянно делает шаг назад перед наступающим мусульманством + считается национализмом и прочими негативными "-измами" вежливо, но твердо "отстаивать свои культурные границы" и напоминать "в какой стране живете, ребята?!", тлеет внутреннее недовольство рядовых граждан. А власти делают вид, что это мелочи, призывают к терпимости, а тех, кто честно говорит о наличии усугубляющейся проблемы, обвиняют в шовинизме и национализме. А как результат следуют: с одной стороны стрельба на свадьбе в центре города и боязнь поехать отдыхать в юго-западную часть своей же страны (России) чтоб не собирать проблем на "пятую точку", а с другой, нарыв из "Брейвиков" и местных скинов.
    Считается неприличным сказать правду, видим европейские грабли, но идем наступать на них же.
    А администрации школы СПАСИБО и РЕСПЕКТ за проявленное гражданское мужество и попытку корректно отстоять законность.
    Написал mary76 (mary76) 23.10.2012 07:27
  • Я считаю, что внешний вид учащихся должен регламентироваться уставом школы. Если школа позиционируется как мусульманская - там должны быть хиджабы или что там у них еще полагается... В еврейских школах вполне уместны будут пейсы... В Суворовском училище - соответствующая униформа... В обычной общеобразовательной - тут уж надо исходить из приоритетов, которые расставляет администрация: считают нужным вводить какую-то униформу - пусть вводят. Не нравится политика школы - отдавайте детей в другую. Они бы еще в еврейскую школу детей отдали или в духовную семинарию и возмущались что их религиозные чувства притесняют. Тут выбирать надо - или учиться или молиться. А хочешь и то и другое сразу - айда в специализированное учебное заведение.
    Написал Попугаев Андрей (Попугай) 22.10.2012 18:51
  • Андрей Демидов Андрей Демидов

    сопредседатель Межрегионального профсоюза работников народного образования «Учитель»

    Эксперт