Оправдание идеологии и практики нацизма – вот какую «норму» мы обязаны остановить
Не всегда плохое правоприменение говорит о том, что следует из-за плохих правоприменителей не принимать соответствующие законы. Имея в виду законопроект о запрете реабилитации нацизма применительно к деятельности Совета Федерации, а не коллег в Государственной Думе, выдвигающих в этом же русле свои законодательные инициативы, мы говорим в первую очередь о том, что проблема, которая сейчас в нашей стране появилась, к сожалению, диктуется наличием короткой исторической памяти. Прошло всего лишь 30 лет после распада Советского Союза, а государство из ркгулирования антинацистского правового поля ушло. То, что еще в 87-м, в 85-м году считалось абсолютным нонсенсом, экзотикой – «неонацизм в СССР!» – это было смешно, нелепо, сейчас потихонечку становится нормой, когда мы видим людей с нацистской атрибутикой, людей в колоннах так называемых «русских маршей».
Эти «русские марши» – последствия того, что государство от контроля нацистских устремлений отошло. Если мы говорим о реабилитации нацизма в нашем понимании, то это запрет прежде всего на социально-политическую практику. В нашем проекте закона мы полагаем, что «реабилитация нацизма» – это действия, которые могут выражаться в восстановлении прав, общественно значимых наград для фашистских преступников, их пособников, в присвоении их имен улицам, площадям, населенным пунктам России. Это публичное оправдание идеологии и практики нацизма, публичное одобрение или отрицание преступлений против мира, военных преступлений и т.д. То есть, мы говорим о том, что наш закон – это, все-таки, такой правовой памятник, который «столбит» эту территорию.
Наши поправки не запрещают ни в коей мере каких-то оценок или суждений (тем более, что в отношении исторических фактов это вообще смешно и самонадеянно, потому что история каждый день, каждый год обрастает какими-то новыми подробностями, когда открывают новые архивы, факты, воспоминания людей), вообще запрещать гражданам каким-то образом оценивать историческое прошлое страны нельзя. Поэтому наш закон несколько более широк с точки зрения правового регулирования, но он несет в себе основную функцию превентивную, то есть, показывает: есть такое понятие «позитивная уголовная ответственность», означающее: вот этого делать нельзя.
Все зависит о того, что и как о прошлом, о героях, о врагах вашего государства вы говорите и где. Прославляете фашизм из колонны «маршей» или пытаетесь разобраться с точки зрения историка. Давайте здесь не передергивать, не бояться того, что попытка обсуждения в области исторической доктрины будет караться в соответствии с нормами доктрины правовой, это абсолютно разные вещи. Мы, Совет Федерации, как раз совершенно этого не желаем. Наш законопроект направлен совсем не на запрет отдельный оценочных суждений и мнений, а на запрет исключительно социально-политической практики нацизма.
21.02.2014
Позднее об этом
-
9 комментариев
Дураков-мальчишек за оправдание фашизма сажать будут, а «светских львиц» – нет
Как и любой законопроект, предложение ввести в УК уголовное наказание за оправдание нацизма имеет право на существование. Но чтобы предложенная норма стала законом – здесь я категорически против.
21.02.2014
Мой отец в 16 лет ( в 42 году) пошел на войну и закончил ее в Восточной Пруссии. Моя мать была 5 месяцев под немцами в оккупации в Тульской области. Один брат матери был убит на войне, старший брат отца тоже, одна из сестер матери провела в блокаде от первого дня до последнего… Никакому извинению это не подлежит.
Введенная на Западе мода на трактовку истории по УК нерациональна и сейчас уже доходит до абсурда. Теперь этот абсурд докатился до нас. Я понимаю чувства тех, кто так же, как и я, относится к смыслу Великой Отечественной: мы были страдающей стороной, но потом разбили фашистов, освободили себя, а заодно еще кучу стран, которые не все это помнят или делают вид, что не помнят. Но в век Интернета бессмысленно запрещать книги, рукописи, журналы.
Второе. Дело не в свободе слова. Она уже такая широкая, что сколько угодно можно вводить статей в УК... Отрицания геноцида армян 1915 года усиленно добивались во многих азиатских, европейских странах и кое-где добились, потом недопустимость уголовного преследования за отрицание Холокоста – отрицать это могут люди циничные, но заставлять уголовной статьей признавать или не признавать эти зверства – это просто абсурд. Тем более, что так или иначе можно под видом чего угодно – стихов, иного творчества свободного – отрицать то, что мы считаем правдой. Автор скажет: это свобода моего поэтического творчества, как вы можете мне это запрещать, если ко мне пришла Муза.
Принимать законы, тем более уголовные статьи, которые не будут выполняться, – и смешно, и опасно. Можно будет посадить кого угодно, какого-то простого дурака-мальчишку, который в гитлеровском приветствии поднял руку сдуру, по молодости, потому что насмотрелся всякого рода видео. А вот более-менее известного писателя, более-менее известного, медийного человека, тут же помчатся спасать 125 адвокатов, они будут защищать свободу творчества, свободу слова, и никто никогда этого писателя не посадит и не оштрафует. У нас столько писателей-публицистов и всяких иных известных светских львиц, которых такая статья уголовная, вроде бы, должна преследовать за высказывания в адрес того, что нам дорого, а вместо этого они приглашаются на всякие крупные мероприятия, включая кремлевские, выдвигаются во всякого рода Советы, мелькают по телевизору.
Вот один писатель в кадре говорит то, что абсурдно для нашей страны, пострадавшей более других от гитлеризма, и не только евреев это касается. Если он такой, тогда вы, его друзья, не раскручивайте его в других своих же программах, не показывайте и не рассказывайте, какой он выдающийся и как замечательно он представляет государство. Это как с разного рода губернаторами, которые на своем посту богатеют, точнее, не они, а их жены. Они за чистоту выборов, за прозрачность доходов, за рынок свободный, за свободные тендеры, но свою жену или племянника они почему-то из общего круга выводят. В идеологии то же самое.
Комментарии