Практика «раздвигания релизов» – вопрос экономики, а не патриотизма

Практику переноса релизов зарубежных фильмов в целях поддержки отечественных можно считать оправданной, но признать при этом, что в ней нет ничего от патриотических чувств, никакой заботы о воспитании подрастающего поколения. Она преследует сугубо экономические цели. В том числе и желание, озвученное Минкультом,  отодвинуть выход и показ зарубежных лент в новогодние праздники – одном из самых урожайных периодов в кинопрокате. Продюсеры российских фильмов активно борются за этот ресурс, так как в это время можно заработать серьезные деньги.

Если говорить о коммерческих кинотеатрах, то им важен зрительский поток. И если в прошлом году все «раздвинулись» в пользу «Т-34», и этот фильм собрал 2 миллиарда рублей за две недели, то конечно, кинотеатрам это выгодно.  И нет никакой разницы, отечественное это кино или зарубежное, главное, чтобы оно вызывало интерес у зрителя. При этом важно, чтобы эта «раздвижка дат» не влияла отрицательно на другие фильмы, которые могут собрать зрителей, но из-за переноса этого не происходит. Например, в прошлом году, часть проката гласными и негласными решениями сдвинули на середину декабря, устроив свалку из многих потенциально кассовых фильмов. В результате зрители не успели посмотреть всё, что хотели, а владельцы кинотеатров и фильмов не заработали. При том, что сегодня средняя окупаемость кинотеатров – 10 лет, а некоторые владельцы утверждают, что и бессрочная.  Для среднего кинотеатра в зале должно быть на каждом сеансе не менее 20 человек, чтобы он окупался.  

05.12.2019

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Необходимо определять чёткую взаимосвязь между государственной поддержкой и её целью. Если речь идёт о пропаганде здорового образа жизни, общечеловеческих ценностей, восхвалении достижений, государство, конечно, должно вкладывать в это деньги. К сожалению, многие правильные ценности за счет особенностей психологии человека, могут быть зрителями не увидены и не услышаны. Взрывающиеся машины, кровь, низменные цели и пороки, притягивают зрителя сильнее, поэтому государство, которое стоит на страже моральных устоев, должно поддерживать именно кино гуманистическое.

    Но мы видим, что сейчас государство поддерживает то же самое, что делает Голливуд, но американцы делают это всё равно лучше: и машины взрывают, и крови у них льётся больше, и в космос летают по-другому. Поэтому такая позиция – в корне неправильна. От государства мы ждём поддержки совершенно других по направленности  проектов. Это как социальная реклама по телевидению: коммерческую цель она не преследует, но транслируется осознанно, чтобы люди не забывали, что они люди. Государство не должно ставить цель зарабатывать, на кино. Его задача – сделать так, чтобы фильм патриотической тематики увидели как можно больше зрителей, а этого можно добиться только трансляцией его по телеканалам. Ведь как только начинаются раздвижение релизов и попытки поставить профинансированный фильм в выгодное время в ущерб остальным, государство превращается в участника рынка. Конечно, у государства мускулов побольше, и оно может всех раздвинуть локтями. Но о какой справедливой конкуренции тогда идёт речь?


    Дальше...
    Написал Маркарьян Рубен (Рубен Маркарьян) 05.12.2019 21:09
  • Уровень кино – всегда вопрос критериев оценки. По нынешнему мировому кино видно, что операторы и композиторы профессионально выросли, а режиссеры и актеры стали хуже за ненадобностью, потому, что сегодня за актёров играет музыка, вместо того чтобы он эмоции показывал лицом. Возможно, для молодежи это даже и хорошо, у них другой способ поглощения информации, они с наушниками всю жизнь и получают информацию это через звук, а старшие поколения – через слово и его смысл. Сейчас мысли стали не очень нужны, работают эмоции и образ.

    Значительная часть отечественных фильмов глубоко вторична, она делается под придуманный не у нас сюжет, который попросту адаптируется к российской действительности. Вторичность не только сериалов, но и широкоформатных фильмов – признак того, что в российском кинематографе есть, что критиковать. Можно говорить об общем уровне, а можно говорить о своём месте в этом общем уровне.

    Кино сегодня – это рынок со всеми его законами. В условиях рынка мера по переносу релизов вряд ли будет очень эффективной, так как зрители всё равно будут выбирать тот фильм, который им хочется посмотреть. Возможно, где-то в деревне, где один клуб, и что привезли, то и смотрите, такое сможет и сработать, но в любом городе, где больше одного кинотеатра, зрители всё равно переждут праздники и сходят в рабочий день.

    Государственная поддержка должна заключаться в поддержке качества кино. Французы, например, огромные усилия прикладывают для финансовой поддержки своего кинематографа. Но в первую очередь приложение усилий происходит в отношении производства фильмов, а не к тому, чтобы иностранные фильмы принципиально не пускать. Хотя у них есть и квота на зарубежные фильмы.  Важно, чтобы свои фильмы хотели смотреть, а не чужие запрещать. В современном обществе есть интернет, и молодежь всё, что пожелает, посмотрит там. Или мы хотим кинотеатры сделать прибежищем людей старшего возраста? Но они на этом рынке никогда не составляли большинства. 


    Дальше...
    Написал Журавлев Дмитрий (Дмитрий Журавлев) 05.12.2019 20:59
  • Практику переноса релизов зарубежных фильмов в целях поддержки отечественных можно считать оправданной, но признать при этом, что в ней нет ничего от патриотических чувств, никакой заботы о воспитании подрастающего поколения. Она преследует сугубо экономические цели. В том числе и желание, озвученное Минкультом,  отодвинуть выход и показ зарубежных лент в новогодние праздники – одном из самых урожайных периодов в кинопрокате. Продюсеры российских фильмов активно борются за этот ресурс, так как в это время можно заработать серьезные деньги.

    Если говорить о коммерческих кинотеатрах, то им важен зрительский поток. И если в прошлом году все «раздвинулись» в пользу «Т-34», и этот фильм собрал 2 миллиарда рублей за две недели, то конечно, кинотеатрам это выгодно.  И нет никакой разницы, отечественное это кино или зарубежное, главное, чтобы оно вызывало интерес у зрителя. При этом важно, чтобы эта «раздвижка дат» не влияла отрицательно на другие фильмы, которые могут собрать зрителей, но из-за переноса этого не происходит. Например, в прошлом году, часть проката гласными и негласными решениями сдвинули на середину декабря, устроив свалку из многих потенциально кассовых фильмов. В результате зрители не успели посмотреть всё, что хотели, а владельцы кинотеатров и фильмов не заработали. При том, что сегодня средняя окупаемость кинотеатров – 10 лет, а некоторые владельцы утверждают, что и бессрочная.  Для среднего кинотеатра в зале должно быть на каждом сеансе не менее 20 человек, чтобы он окупался.  


    Дальше...
    Написал Березин Олег (Олег Березин) 05.12.2019 20:14
  • То, что не все фильмы с государственной финансовой поддержкой окупаются в прокате – практика абсолютно нормальная, потому, что из десяти крупнобюджетных голливудских картин собирает деньги одна, а девять остаются убыточными.

    Перенос релизов как средство конкуренции российского кино с зарубежным – никуда не годится. «Задвигание» зарубежных картин, например, на новогодние праздники, якобы, в пользу отечественных имеет один отрицательный эффект: кинопрокат – бизнес очень рискованный, и потерять зрителя очень легко. Перестановки премьер в конечном итоге приводят к падению посещаемости. Когда в прокат вышла действительно хорошая картина «Движение вверх», которая собрала 3 миллиарда, почему-то замалчивалось, что в этот период общая посещаемость кинотеатров упала. Мы уже переживали период, когда прокат рухнул, зрители ушли, и потом с огромным усилием их пришлось возвращать, кстати, именно голливудскими фильмами.  

    Надо понимать, что Голливуд работает на планету, российский кинематограф работает на отечественную аудиторию. Те деньги, которые наше государство вкладывает в производство кино меньше бюджета одного голливудского фильма. Если мы начнем на этой – финансовой аудитории конкурировать (не на территории художественного качества, которая не зависит от бюджета, а от творческого вдохновения – в этом мы конкурентоспособны), надо понимать, что бюджеты и аудитория несопоставимы. Да никто и не требует такой конкуренции. Если российское кино хочет обращаться к планетарному зрителю, то наши сценаристы, актеры и режиссеры уже делают голливудские картины и участвуют в них. Да и вообще, Голливуд создавали евреи из Одессы. Таким образом, если наш кинематограф хочет обращаться ко всему миру, то надо делать фильмы на языке международного общения и стараться их распространять более широко.
    У нас есть неожиданно возникшая великая кинематография – якутская, которая делает картины на своём языке для своей аудитории, которая окупается у себя в Якутии и имеет большой международный фестивальный успех. 

    Спрогнозировать, будет фильм кассовым или нет, невозможно. Этого не может сделать даже Голливуд, в котором всё просчитано. Порой очень неожиданные картины, о которых никто не думал, что они будут кассовыми, выстреливают в прокате, а высокобюджетные не окупаются. Да и когда у нас говорят «провалился в прокате», непонятно, о чем речь. Что считать провалом – 5 зрителей, 500 зрителей, 5000 или 5 миллионов?

    Государственные деньги и должны тратиться на фильмы, которые денег не приносят. Коммерческими проектами должен заниматься частный капитал, а государство должно заботиться о дебютах, о молодых режиссерах, об экспериментальных лентах. Ни в коем случае коммерческий успех картины не может считаться критерием успешного вложения бюджетных средств. Государство вкладывает деньги не для того, чтобы получить их обратно, а чтобы получить скорее политический и международный эффект. Для картин, сделанных по госзаказу, требования идеологического плана имеют более весомое значение.


    Дальше...
    Написал Разлогов Кирилл (Кирилл Разлогов) 05.12.2019 19:57
  • снимайте норм кино и не надо будет переносить зарубежное.
    Написал Guitarist888 04.12.2019 15:20
  • На днях глава Минкультуры РФ Владимир Мединский сообщил о возможности переноса выхода в прокат иностранных картин в новогодние праздники. Т.н. «раздвижение релизов» произойдет в том случае, если зарубежные картины будут мешать российским. Самая первая практика подобного «сдвига» пару лет назад показала интересный результат: российская премьера фильма «Мстители: Эра Альтрона» была перенесена, чтобы накануне майских праздников вышла военная драма «А зори здесь тихие...». В итоге «Мстители» собрали в России и СНГ 1,7 млрд рублей, фильм Давлетьярова – 272 млн рублей. Позже министерство еще не раз вмешивалось в отечественный прокат, называя это государственным протекционизмом.

    Каждый за своё

    Крупнейшие представители рынка кинопрокатов не раз «бодались» с Минкультом, протестуя против практики, когда старт иностранного кинохита переносится, чтобы освободить место для отечественной картины. Даже написали в ведомство коллективное письмо, на что Мединский ответил, что жаловаться на Минкульт неприлично, так как половина сборов остаётся у них, а судьба проката голливудских фильмов ему глубоко безразлична. По-новому «прокатки» стали выдаваться после утверждения в 2016 году Правил выдачи прокатного удостоверения и ведения госреестра фильмов. Тогда документ шокировал многих участников индустрии. Они уже давно жалуются, что средняя заполняемость кинозалов по стране – 22 зрителя на сеанс. А если в зале сидят 10 человек, для кинотеатра это убыток. При этом зритель стал требовательнее, а поколение миллениалов, родившееся «с планшетом в руках», и вовсе кинотеатры не балует. Вот представители индустрии и бьют тревогу, что так можно потерять культуру хождения в кино, и отрасль в целом.

    В топку

    Постороннему глазу перенос фильмов-конкурентов кажется безобидным, но создаёт кучу проблем: в году кассовых периодов не так много, и приходиться сильные зарубежные фильмы сваливать в кучу. Так для расчистки проката для «Т-34» были перенесены премьеры «Аквамена» и «Гринча». Каждый из них мог собрать кассу, но их попросту отправили в топку. Наверное, «Т-34» того стоил, но вот вопрос: стоило ли из-за «Воина» Алексея Андрианова на неделю передвигать выход «Марсианина» Ридли Скотта, если первый собрал в РФ и СНГ 208,5 млн рублей, а второй – 1,2 млрд и номинации на «Оскар»? Хотя, надо признать, государственный протекционизм в той или иной степени существует во многих странах. Китай так вообще открыто говорит, что впускает в год 35 картин иностранного производства, а остальное в прокате занимает собственная продукция. Правда, Китай слегка отличается по обеспеченности кинофикацией и зрительскому потенциалу от России.

    Рынок в приказном порядке

    Без сомнения, когда государство пытается вкладывать в производство и прокат фильмов, оно имеет право на защиту своих инвестиций. Недавно Минкульт подготовил поправки к закону о господдержке кинематографии, по которым количество сеансов каждого фильма в кинотеатре, имеющем более одного кинозала, не может превышать 35% от общего числа сеансов всех фильмов за день. Также ведомство намерено собирать данные о просмотрах контента в онлайн-кинотеатрах и продолжать в рамках уголовных дел отсуживать у российских кинопроизводителей субсидии от государства, которые они не вернули. А может, Минкульту стоит изначально быть повнимательнее с инвестициями, а рынок регулировать с учётом права выбора потребителя и не в приказном порядке, а создав понятные, прозрачные и постоянные правила конкуренции? И еще вопрос: люди, которые уверены, что можно с помощью искусственных ограничений «защитить граждан от влияния Голливуда», они действительно в это верят?
    Написал П. В. (аdmin) 02.12.2019 14:33
  • Олег Березин Олег Березин

    Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров

    Эксперт