Спешка с принятием закона о такси может «выйти боком» и перевозчикам и пассажирам

О правах пассажиров в новом законопроекте о такси сказано очень мало, более того, сказанное противоречат постановлениям пленума Верховного Суда РФ. В частности, по документу в случае попадания в ДТП ответственность за пассажира несёт только перевозчик, но не агрегатор, названный в тексте службой заказа. В то время как таким службам принадлежит большая часть рынка, это и Яндекс-такси и Uber и Gett. И люди даже порой не знают, что это всего лишь сервис заказа, а не парк такси, а значит, по новому закону, они не защищены.

Также для нас непонятна ситуация со страховыми выплатами: почему в остальном общественном транспорте они достигают 2 миллионов рублей, а в такси – только 500 тысяч?

Видно, что законопроект готовится в спешке, есть задача принять закон до конца года, чтобы он вступил в силу в следующем году. Но такая спешка уже выходит боком. Это видно по тому резонансу, который данный законопроект вызвал. Комитет по транспорту не советовался при принятии поправок ни с нашей организацией, ни с другими профильными и профессиональными структурами. Данный законопроект должен обсуждаться либо на площадке Общественной палаты, либо на любой другой, но ни в коем случае не приниматься второпях, так как это приведёт к различным негативным последствиям. 

В частности, мы против нормы о запрете работы в такси лицам, не имеющим гражданство России. По наличию водительского удостоверения российского образца вопросов нет, но принятие нормы о гражданстве приведёт к тому, что число водителей такси в Москве сократится на 70%, следовательно, машина будет приезжать через полчаса, а то и больше, а стоимость поездки будет в 5-6 раз выше.  

16.08.2019

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Такси может стать безумно дорогим, но по-прежнему небезопасным удовольствием, если будет принят закон о государственном регулировании легкового такси. Так утверждают многочисленные эксперты. Документ был написан в 2015 году, провалялся без дела до августа 2018 года, когда был отклонён как морально устаревший. И вдруг, в декабре 2018 практически в той же редакции принят в первом чтении Госдумой, а в конце весенней сессии направлен ведущим участникам рынка пассажирских перевозок и экспертному сообществу для ознакомления. И грянул скандал. На форумах и специальных слушаниях и те и другие высказали массу претензий к законопроекту, назвали него недоработанным и способным «убить такси до конца».

    Закон № 69

    Сейчас вся сфера таксоперевозок, которая выросла фактически в самостоятельную отрасль, регулируется одной лишь статьёй 9 ФЗ №69. По мнению участников рынка, его нормы изжили себя полностью, рынок развален настолько, что его практически нет, и то, что сегодня ездит по городам России на 99% не соответствует транспортному законодательству, и такси не является. Непонятно кто за что отвечает, и, самое главное, кто несёт ответственность за безопасность пассажиров. А между тем статистика ужасающая. Только в столичном регионе за прошлый год количество ДТП с участием такси возросло на 25%, а число погибших – на 14% в сравнении с 2017 годом.

    Проект № 481004-7

    По нему водителями такси смогут работать только граждане России, рабочий день сократится с 12 до 8 часов, и за этим должно следить специальное устройство – тахограф. Высказываются опасения, что «водители-нероссияне», коих в столичном регионе до 80%, попросту уйдут в тень, где вовсе никакие законы не действуют, а цена легальных перевозок увеличится в 10 раз. Чтобы «отбить» свои 30-35 тысяч в месяц «бомбилы» вынуждены работать без выходных по 12-16 часов, а установка прибора может обойтись в целом в 40-50 тысяч рублей. Угадайте, кто будет компенсировать их потери? Водителей обяжут оформлять ИП и трудовые отношения с перевозчиком. То есть, эра «скачал приложение агрегатора - работай», закончится. В проекте прописано, что регионы могут ввести экзамены на знание водителями местности. Но кто их будет принимать и во сколько им (по факту – нам) это обойдется, не сказано. Ну, и вишенка на торте: водители должны иметь справку о наличии парковочного места. А кто их выдаёт?

    Попытка №2?


    Если суммировать все претензии и предложения, то в законе надо бы прописать требования и причины, по которым можно приостановить деятельность водителя. Например, не только как предлагается, в случае судимости за особо тяжкие, но и в случае аварии, нападения на пассажира или медицинских противопоказаний. Прописать меры защиты прав других участников движения и пассажиров, равную ответственность перед ними как перевозчиков, так и агрегаторов такси, названных в тексте почему-то службами заказа. И вот вопрос: почему при происшествиях с автобусами выплачивается до 2 млн руб., а в случае с такси – 500 тыс. руб.? Потому, что когда принимался закон о страховании № 67–ФЗ такси было упущено из виду? С тем, что новый закон, как и порядок в таксомоторных переводках жизненно необходим, согласны все: и законодатели и бизнес и пассажиры. Но, может, стоит поспешать, но медленно? Провести, наконец, несколько общественных слушаний и межведомственных совещаний, и с учетом мнений всех сторон принять новый, так необходимый отрасли закон?
    Написал П. В. (аdmin) 13.08.2019 17:13
  • В работе таксистов есть и свои плюсы, и свои минусы, никогда эта работа лёгкой не была. Мы постоянно контактируем с людьми. Есть подвыпившие пассажиры, негативно настроенные изначально, для которых «зацепить» таксиста – это троллинг, развлечение, соцсети пестрят такой информацией.

    Проблем в сфере такси много. Например, в Казани регулярно происходят конфликты в стиле 80-90-х годов, вплоть до поножовщины и драк. Причём, агрессию проявляют зачастую сами пассажиры, из-за чего водители отказываются их везти. Тарифы в регионах довольно низкие, но, учитывая, что доходы населения зачастую невысокие, не все могут их «потянуть». Агрегаторы, понижая тарифы, одновременно делают водителям доплаты в качестве компенсаций, но водители их по различным причинам вовремя не получают. Вот и выходит, что если водители видят стоимость поездки рублей 40-50, они от неё отказываются, что и приводит к конфликтам. Пассажир ждёт, один, другой водитель отказывается, и пассажир начинает «звереть».

    И в Москве случаются ситуации, когда человека довозят до места, а он отказывается платить, причём, не объясняя причин, просто потому, что не хочет. У меня бывали случаи, когда пассажир выходил из машины, говоря, что сейчас придёт, и дальше поедем в другую точку, и убегал. В общем числе поездок процент таких случаев мизерный, но это  случается. Есть категория пассажиров, которые априори не платят, но некоторые водители вызывают полицию и оформляют такие происшествия.


    Дальше...
    Написал Кодолов Николай (Николай Кодолов) 16.08.2019 14:48
  • Нет такой таблетки, которая раз и навсегда излечила бы отрасль таксоперевозок от всех «болезней». Необходимы последовательные шаги, и их должно быть много. В том числе, согласованные с профессиональным сообществом, теми, кто понимает, что происходит и куда движется рынок такси.

    Проблем в отрасли много, в первую очередь – её бурный рост. За последние годы количество машин такси в стране увеличилось более чем в пять раз. Этот рост вызвал те негативные моменты, которые не отрегулированы законодательно, и к которым не была готова сама отрасль. В данный момент водителем такси может стать любой, у кого стаж более трёх лет, но нет допуска в профессию, и так далее.

    Предложения, которые сейчас подготовлены ко второму чтению законопроекта о такси не соответствуют тем задачам, которые необходимо решать отрасли. В частности, обязательство установления тахометра, на наш взгляд, очередной фейк, является невыполнимым, и в первую очередь ударит по легальным участникам рынка.

    Ни для кого не секрет, что до 90% в отрасли составляет нелегальный сектор, да и легальный находится практически в серой зоне. Если давать на него дополнительную нагрузку, то этим можно его загнать в еще более серый сектор, практически в черный.  Правильным было бы, наоборот, помочь бизнесу обеспечить рост и такие условия, при которых работа в легальном секторе была более выгодна и интересна. 


    Дальше...
    Написал Амосов Олег (Олег Амосов) 16.08.2019 14:54
  • О правах пассажиров в новом законопроекте о такси сказано очень мало, более того, сказанное противоречат постановлениям пленума Верховного Суда РФ. В частности, по документу в случае попадания в ДТП ответственность за пассажира несёт только перевозчик, но не агрегатор, названный в тексте службой заказа. В то время как таким службам принадлежит большая часть рынка, это и Яндекс-такси и Uber и Gett. И люди даже порой не знают, что это всего лишь сервис заказа, а не парк такси, а значит, по новому закону, они не защищены.

    Также для нас непонятна ситуация со страховыми выплатами: почему в остальном общественном транспорте они достигают 2 миллионов рублей, а в такси – только 500 тысяч?

    Видно, что законопроект готовится в спешке, есть задача принять закон до конца года, чтобы он вступил в силу в следующем году. Но такая спешка уже выходит боком. Это видно по тому резонансу, который данный законопроект вызвал. Комитет по транспорту не советовался при принятии поправок ни с нашей организацией, ни с другими профильными и профессиональными структурами. Данный законопроект должен обсуждаться либо на площадке Общественной палаты, либо на любой другой, но ни в коем случае не приниматься второпях, так как это приведёт к различным негативным последствиям. 

    В частности, мы против нормы о запрете работы в такси лицам, не имеющим гражданство России. По наличию водительского удостоверения российского образца вопросов нет, но принятие нормы о гражданстве приведёт к тому, что число водителей такси в Москве сократится на 70%, следовательно, машина будет приезжать через полчаса, а то и больше, а стоимость поездки будет в 5-6 раз выше.  


    Дальше...
    Написал Зотов Илья (Илья Зотов) 16.08.2019 15:04
  • Текст законопроекта о такси, который в первом чтении был одобрен большинством депутатов Госдумы в декабре прошлого года, был разработан комитетом по государственному строительству и законодательству, а затем перекочевал в комитет по транспорту. Именно его редакция вызвала многочисленные нарекания экспертов и участников рынка.

    Редакция законопроекта, которая была принята – огромный системный документ, порядка 100 страниц, согласованный со всеми заинтересованными структурами, и который закрепляет большое количество нововведений на этом рынке. Ключевые положения в нём сводятся к тому, что иностранные агрегаторы должны иметь подразделения в России, платить здесь налоги. Информация о пассажирах такси, их банковских картах и другие сведения, относящиеся к персональным данным, в соответствии с принятыми нормами должны обрабатываться исключительно на территории России. Кроме того, агрегаторы должны передавать заказы только легальным таксистам, имеющим разрешение на работу. Также определен еще широкий ряд требований к участникам рынка таксоперевозок, связанный с их прозрачностью, контролем их региональными органами.

    В новой редакции мы законопроект не поддерживаем, и надеемся, что и правовое управление Государственной Думы его не пропустит. 


    Дальше...
    Написал Лозинская Наталия (Наталия Лозинская) 16.08.2019 15:30
  • Я одним из первых выступил против нового законопроекта о такси, по принципиальным соображениям отказался быть одним из его авторов, так как данный документ полностью игнорирует и нарушает концепцию и современные реалии рынка такси. Более того, не считал для себя необходимым вносить какие-либо поправки ко второму чтению, так как корректировать и уточнять законопроект, который является морально устаревшим, нецелесообразно.

    Концептуальные новшества документа, которые вызвали негативный резонанс, состоят в нескольких предложениях. Во-первых, это закрепление норм режима труда и отдыха водителей. Все автомобили такси рекомендовано оснастить тахометром, который будет это отслеживать, совмещенным с онлайн-кассой и ГЛОНАСС. Стоимость прибора – примерно 25-30 тысяч рублей, оснащение обойдется еще в 10-50 тысяч рублей. В России около 2,5 миллионов машин такси. По всей видимости, кто-то намерен получить очень хороший контракт.
    Второй момент, который вызвал нарекания – запрет на работу в такси жителем ближнего зарубежья. Понятно, что любой политик хочет понравиться своим избирателям. И если заявить, что рабочие места должны предоставляться только гражданам России, то это понравится большинству. Но ко всем вопросам надо подходить конструктивно, объективно оценивая существующую реальность. Прежде чем декларировать подобные нормы, необходимо озвучить статистические данные о том, сколько мигрантов у нас работает в такси. Особенно в Московском регионе, так как в столице средоточие мигрантов больше, чем в остальной России. По мнению экспертов, число водителей-мигрантов здесь равняется 60-70%. Если завтра мы запретим им работать, не получится ли так, что привычное время ожидания такси 3-5 минут, которое мы сейчас воспринимаем как норму, как и стоимость проезда в среднем 200 рублей, сменится 40-45 минутами ожидания, а стоимость превратится в 600 рублей?  Ведь никто не отменял тот факт, что спрос рождает предложение, и законы экономики в полной мере применимы и к этой сфере. 

    Если человек, являясь гражданином Киргизии, Белоруссии, хочет работать, почему ему это надо запрещать? Пусть приедет в ГИБДД, сдаст на права российского образца, подтвердит, что находится на территории Российской Федерации законно, знает русский язык (особенно это касается граждан Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и т.д.), и работает на законных основаниях и на равных правах с гражданами России. ВЦИОМ проводил опрос населения: что больше всего раздражает в работе такси. Никто не сказал, что их раздражает присутствие мигрантов. Людей раздражает незнание языка, некачественное управление транспортным средством, что вызывает закономерный вопрос: а как они там у себя права получили? 

    Правильным было бы принимать на работу в первую очередь россиян, и если остаются вакансии – принимать на них по квотам мигрантов. Такое правило должно действовать не только в сфере таксоперевозок, но и в целом на рынке рабочей силы. Пока же мы создаём огромное количество рабочих мест с низкой зарплатой. Россияне за такие деньги, в таком ритме – по 16 часов в день, работать не хотят. И работодателям выгоднее содержать мигрантов, которые готовы на этих условиях работать на территории Москвы за 25-30 тысяч. Борьба агрегаторов за пассажиров в виде снижения стоимости услуги, и поставила водителей в такие невыносимые условия работы.
    Бумага, как известно, стерпит всё, можно написать любые нормы, но ведь самое важное в законе  – дать инструментарий от Министерства транспорта субъектам Федерации, ГИБДД, Ространснадзору, чтобы они могли регулировать этот рынок, чтобы закон мог работать. Так вот законопроектом не дан никакой действенный инструментарий, который бы помог разгрести все завалы, которые образовались за многие годы в сфере таксоперевозок. 


    Дальше...
    Написал Старовойтов Александр (Александр Старовойтов) 16.08.2019 15:45
  • Илья Зотов Илья Зотов

    Председатель Общероссийского объединения пассажиров, член Общественной палаты Российской Федерации

    Эксперт