Тяга к острым ощущениям подростков – естественный процесс. Какую форму он примет зависит от взрослых.
С психологической точки зрения тяга к экстремальным увлечениям и острым ощущениям – это естественный ход индивидуального развития каждого ребенка, так называемый период подросткового кризиса. Вопрос – какую форму принимает этот кризис, и какого рода ощущения будут найдены?
Подросток хочет прощупать границы собственных возможностей, обрести собственную взрослость. Возникает ситуация когда в его среде он не находит доступных социально одобряемых способов. И тогда самовыражение принимает неформальные виды. Никто в своём развитии не проходит мимо подросткового нигилизма, желания противостоять правилам. За этим скрывается, в первую очередь, потребность в признании, привлечении внимания к себе. Часто это еще и проблемы с самооценкой, когда по-другому подростки не умеют привлечь к себе внимание и учатся делать это на таком негативном опыте.
То есть, с одной стороны проблема подросткового экстрима – это естественный процесс прохождения индивидуального развития, с другой – важно, окажутся ли рядом «правильные» взрослые, которые окажут положительное влияние и помогут канализировать негативные проявления периода взросления. Есть дети, которым необходимы подобного рода виды активности, почему бы их не привести в секции экстремальных видов спорта? Да, это тоже экстрим, но максимально для них безопасный, с четкими правилами и нормами. Когда есть возможность получить адреналин и при этом сохранить жизнь себе, не испортить её другим и не огорчить родителей.
Родителям той части подростков, которые нуждаются в такой адреналинововой активности необходимо, наверное, вовремя и внимательно присмотреться и сделать соответствующие выводы. Разумеется, не надо каждого ребенка заставлять идти с парашютом прыгать, но если в поведении заметны моменты внимания к экстремальным видам увлечений, то лучше возглавить этот процесс родителям или значимым для подростков людям, и таким образом этому противостоять.
Следующий важный момент – состояние общей психологической культуры общества, школы и родителей. Необходимо дальше развивать психологическую грамотность в школе, психологическую компетентность учителя и близких ребенку людей – родителей, бабушек, дедушек.
И, наверное, самый главный момент, который связан с интернетом, социальными сетями, со средствами массовой информации. Мы же понимаем, что это одновременно инструмент приобретения славы, авторитета, поэтому тут необходима социальная ответственность и блогеров и владельцев соцсетей, и авторов сайтов и страниц, и СМИ. Чем чаще обсуждаются и показываются такие примеры поведения, тем чаще они будут перениматься подростками. Это, скорее, не вопрос цензуры, а социальной ответственности. Каждый человек для себя должен сделать выбор: или я поставлю лайк, или сохраню кому-то жизнь.
В любом обществе есть примерно 5% людей, готовых рисковать своей жизнью вне зависимости от экономического и любого другого состояния общества. Другой вопрос, как энергию этих людей использовать, так сказать, «в мирных целях». И это задача не только родителей, но и социальных институтов.
14.09.2018
Комментарии