Проповедь о вреде взятки принесет пользу, если не превратится в бизнес
Все, что сейчас делается для борьбы с коррупцией, большую ли это пользу приносит, маленькую ли, должно быть. Если в этом будут участвовать наши конфессии и проповедовать, что, скажем, в Коране запрещено давать взятку, и если хотя бы 100 человек прислушаются к этому, то уже будет большая польза.
Но возникает один вопрос. Как бы под этими благими намерениями не стали бы выделяться деньги государственные, народные, создаваться какие-то фонды. Не превратится ли это в очередной раз в бизнес: "вот мы проповедуем, мы с коррупцией боремся, начинайте нам платить". Никому это не нужно. А если просто под проповедь эфирное время будут давать священникам, то, я считаю, это нормально.
В связи с кризисом коррупция еще больше обострилась. Вымогательство это тоже одна из ее составляющих. Сидит чиновник, получает зарплату 50 тыс. руб., денег не хватает, но есть возможность использовать свое служебное положение. Начинают люди приходить, описывать недвижимость, у вас на 2 метра больше, вы за них не платите. Банки ужесточили условия предпринимателям. Если в договоре какие-то отклонения, они начинают процентами пугать, это тоже своего рода вымогательство, тоже коррупционная составляющая.
Может быть, мы будем друг к другу относиться лояльнее? Банки будут понимать бизнес, бизнес будет понимать людей, люди будут понимать закон и т.д. Частично это возможно через обращение к религиозным канонам. Вряд ли это массово подействует, и люди будут отказываться от взяток. Но если хоть 100 человек по религиозным понятиям откажутся брать взятки и будут пытаться их не давать по мере своих сил, по мере возможностей бизнеса, даже если хотя бы на 5 человек это повлияет, будет большая польза. А завтра на 10, а потом еще какую-нибудь меру по борьбе с коррупцией выдвинем.
25.01.2016
Позднее об этом
-
9 комментариев
Попытка найти решение проблемы коррупции в религиозных ценностях вполне обоснованна
Идея формирования ответственности включает в себя не только ответственность бизнеса или ответственность человека, это все-таки более длинная цепочка: государство, общество, бизнес, гражданин. И если мы только к одному звену предъявляем какие-то вопросы, остальные звенья у нас проваливаются, то на уровне бытового восприятия у людей это вызывает чувство несправедливости. Когда мы пытаемся в наших образовательных программах сформировать вопросы социальной ответственности бизнеса, возникает вопрос: а почему государство не формирует для себя такие же нормы? Почему оно не начинает вести более прозрачную, подотчетную деятельность. Не внедряет этические нормы. От граждан мы часто слышим вопрос, почему бизнес не социально ответственен? Почему люди не социально ответственны? Эти вопросы приводят нас к пониманию, что это комплексный феномен, и работать с ним нужно комплексно.
Да, проповедь в СМИ о вреде взятки - это одна из мер. Но есть еще один важный момент, тема очень тонкая и работать с ней нужно очень тонкими инструментами, не заставлять всех издавать пособия, посещать курсы и т.д. Кстати, напомню, что с введением курса религиозных основ в школах знаете, какого рода проблемы возникли на местах? Кто будет читать эти курсы, кто будет этот свет знаний нести? На качестве конкретного преподавателя очень часто эта тема как раз заканчивается, потому что да, мы можем это обязаловкой ввести, но то, как это будет реализовываться, большой вопрос. Может, мы нанесем социальный вред вместо пользы, которую ожидаем.Бытовая коррупция действительно воспринимается в нашем обществе как некая норма. И конечно, мы должны, в том числе, посмотреть и на опыт других стран, которые справились с этим вопросом. Все равно все начиналось сверху, с высших органов власти. Например, Сингапур, там очень быстро решили этот вопрос.
В рамках своей профессиональной деятельности, мы развиваем студентов в области корпоративной социальной ответственности, проводим конкретные курсы с экономической, юридической точки зрения, изучаем международные стандарты. Мы пытаемся проводить научные семинары, объединяя ученых разных конфессий. МИРБИС - светское заведение, но мы рассматриваем разные точки зрения. Есть издание "Этика православия как источник формирования нравственной экономики". Но при этом есть ценностные ориентиры и в экономической среде исламского мира. Там заложен принцип не зарабатывать деньги на деньгах, он прописан в Коране, что запускает несколько иные формы ведения мусульманами хозяйственной деятельности. Это такой культурологический аспект обучения бизнесу, который мы развиваем.
Созидательное молодое поколение просит, чтобы бизнес-школа обучила, как влиять на мир, и влиять позитивно, они хотят что-то создать, привнести что-то светлое, доброе. А дальше какая опасность? Так называемый эффект колеи. Мы студентов подготовили, расширили восприятие, научили не только "здесь и сейчас схватить эти деньги и быть счастливыми", мы их научили пониманию того, какие последствия это повлечет: экономические, юридические, отсроченные, последствия для семьи.
Кстати, в скандинавских странах чиновникам читают лекцию о том, что коррупция очень негативно сказывается на последующем поколении, это связано с наркоманией, алкоголизмом, очень серьезными проблемами девиантного характера. Это рассказывают, чтобы фокус восприятия с того, что "здесь и сейчас я получаю выгоду" сместился на среднесрочные и долгосрочные потребности. Все это мы в школе проделываем, а дальше ребята выходят в обычный традиционный бизнес, а там им говорят: все это забывайте и встраивайтесь в те правила, которые уже сложились. А бизнес сегодня использует бизнес-модели, нарушающие права человека, модели, которые позволяют получать гранты за счет взяток. Выходит, решить проблему только с точки зрения образования, не подключая других факторов, очень сложно, практически невозможно. Получается, у нас стоит задача привнести в бизнес-общество некие другие нормы, нам нужен другой общественный договор.Только лишь с точки зрения религиозных организаций эту задачу не решить. Хорошо, что есть общественная дискуссия, эти проблемы и темы нужно обсуждать, нужно искать комплексные решения. Надо оценивать проявления коррупции с точки зрения ведения бизнеса, ведения хозяйственных дел, государственного управления. Это комплексная проблема, со всех сторон к ней нужно подходить, не только религиозной, но, безусловно, нам всем не хватает религиозной ценностно-нравственной основы, все чувствуют этот некий духовный кризис. Поэтому попытка найти такие основания в теме противодействия коррупции тоже важна.
25.01.2016 -
10 комментариев
Нужно с детства воспитывать неприятие коррупции на уроках православной этики
Инициатива проведения антикоррупционных проповедей в СМИ звучит чуть-чуть наивно. Нельзя отдельно брать церковную проповедь (в СМИ, не в СМИ), надо вообще забыть постановку вопроса об отделении церкви от государства не в светском, а в советском понимании, то есть в отделении церкви от общества. Церковь должна участвовать в воспитании. Некоторые считают, что на таком уровне, как Васильева, что проповеди, что не проповеди - все бесполезно. Но, во-первых, иногда бывает полезно, а во-вторых, начинать-то надо с детства.
Надо понять, что главной причиной системного кризиса, который потрясает наше отечество, является вот эта вопиющая коррупционность, бесчестность человека, она же неисполнение служебных обязанностей, этот ряд можно продолжить. Этот кризис связан с другим кризисом - духовно-нравственным, как часто напоминает патриарх на различных общественных собраниях, во время проповеди и т.д. А духовно-нравственный кризис это не кризис кинопроцесса, как многие думают. Духовно-нравственное воспитание это не поход в театр, нет, это вера!
Люди, за 80 лет советского режима отлученные от веры, выросли казнокрадами. Как же на них воздействовать? Да никак, кроме введения в курс школы тех же основ православной культуры. Не в 4-м, 5-м классе по одной четверти, а гораздо шире, до 10 класса. А может, и не Основ, а Закона Божия, который бы по другому сейчас назывался. Скажем, в Германии это уже есть. Там церковь отделена от государства, однако во всех учебных заведениях, воспитательных, детских садах, институтах преподают основы веры, а в университетах даже не основы, там существуют теологические кафедры. Мы страна многоконфессиональная, значит, по месту проживания должны вводиться основы исламской культуры, буддийской культуры. Предмет обязательный, но по выбору родителей. И потом дети, как и их родители, живут совершенно по-другому.Да, некоторые родители против курса "Основы православия". Так им по сколько лет? По 20 лет им было во время крушения советской власти, это бывшие комсомольцы, а кто их родители? Крещеных-то много, 80% между прочим, но только 60% из них именуются церковными людьми. Где остальные 20%? В храм ходит еще меньше, конечно. А уж ведут практически церковную жизнь еще меньше. То, что 26% родителей не хотят православных уроков, это нормально, и, по существу, немного. Для нашего нынешнего общества это хорошие результаты.
Церковь учит человека быть нравственным в каждой своей проповеди. Если он ходит в церковь, то слушает о том, что надо жить по Евангелию, не красть ни у государства, ни у ближнего своего. Конечно, надо это объяснять и в СМИ. Уже пытаются сколько лет писать различные статьи, делать радиопередачи на нравственные темы. Но их не так много. Где вы, например, видите телепередачи, кроме «Слова пастыря»?
Самая простая цитата, еще из ветхих заповедей, общая для всех: «Не укради», «Не пожелай…»..., там целый ряд перечисляется, «...ближнего своего», это тоже самое. Это не просто нравоученьица, Библия - это Слово Божие. Нарушающий заповедь тяжко грешит. И ответит - и в будущей жизни, и в этой - разрушением собственной жизни. Сколько бы веревочка ни вилась, что называется. Цитат таких много. Все Священное писание связано с установкой, чтобы человек не грешил.
25.01.2016 -
22 комментария
Антикоррупционная проповедь направлена прежде всего на взяткодателей
Первое и самое главное, мы говорим об обществе, которое большей частью верующее. Представители традиционных религий России это люди, исповедующие мусульманство, буддизм, иудаизм, православие. Они в один голос говорят, что их тексты священного писания категорически против такого явления как коррупция. Соответственно, эту информацию традиционные религии России должны выставлять на своих официальных сайтах. А уже эту информацию через носителей того или иного духовного стержня передавать в СМИ, через общественность, через государственные средства массовой информации, через общественные возможности. Чтобы все знали, какой вред может принести коррупционная составляющая именно в душу человеческую. Очень часто этот вопрос замалчивается. Все мы по верхам, по коррупционерам, по взяточникам проходим и не говорим о последствиях для души человека. На сайте синодального отдела уже такая рубрика есть. В ней выставлены цитаты из священного писания, четко определяющие, что коррупция есть грех, который нужно не только исповедовать, но и искоренять из своей жизни.
С чиновником, может быть, уже ничего в этом плане сделать нельзя. Но мы всегда забываем про вторую сторону. Есть взяткополучатель, а есть взяткодатель, их большинство. Именно с ними мы должны вести фактическую профилактическую пропагандистскую работу. Если все взяткодатели однажды скажут для себя; с понедельника, с 1 февраля мы перестаем давать взятки кому бы то ни было: заключат своего рода общественный договор, все вместе решат, что должны прекратить эту порочную практику, то, во всяком случае, бытовая коррупция может снизиться принципиально. Тем более сейчас времена такие, что люди считают копейки. Это раз.
Второй момент, сама по себе взятка влияет на душу очень сильно. Человека, который дает взятку, совесть потом очень сильно беспокоит. И священнослужители имеют возможность в проповедях, на исповедях напоминать людям об этом грехе и в той или иной степени накладывать епитимью, отлучать от причастия, говорить о недопустимости такого поведения с точки зрения не только соблюдения или несоблюдения закона, а, в первую очередь, вреда своей душе.
В Минюсте, в Комитете по борьбе с коррупцией, представители мусульманства еще более категорические изречения из Корана приводят, говорящие о том, что недопустимо с точки зрения верующего мусульманина давать и брать взятки.
Я думаю, тех средств и сил, которые есть у государственных органов, более чем достаточно, чтобы эту работу проводить эффективно сверху. А наша задача, общественников, религиозных деятелей, попробовать убедить общество, народ в том, что нужно начинать с себя. Если мы внутри себя примем решение, что с завтрашнего дня, с сегодняшнего дня прекращаем эту порочную практику, то нам всем будет жить легче. Когда общество единым фронтом выступит за недопустимость коррупции. Сейчас в обществе другой подход, коррупция это нормально, это допустимо, это выгодно, это фактически обязательно для того, чтобы выжить в этих условиях. В этом плане мы должны для себя решить, как нам лучше себя вести.
Есть, конечно, моменты, когда человеческие отношения не заключаются вот в таком жестком понимании. Во-первых, нет причинно-следственной связи. Например, человек отблагодарил другого после того, когда уже совершено действие, здесь не было взятки в юридическом смысле, когда ты даешь и ждешь соответствующего решения твоего вопроса.
С точки зрения паствовского кормления мы всем помогаем и свою позицию в этом плане тоже четко пропагандируем и показываем. Другой вопрос, что личность человека более сложная, чем внешние формы выражения.
25.01.2016 -
13 комментариев
Проповедь в СМИ может быть полезна в борьбе с бытовой коррупцией
О проповедях в СМИ против коррупции. Вопрос заключается только в том, на кого ориентирована эта проповедь. Потому что с коррупцией можно бороться двумя способами. Первый путь - воздействовать на того, кто эту взятку берет, а второй - на того, кто ее дает. Я думаю, слегка утопична ситуация, когда где-то чиновник собирается подписать документ, который бы ему не следовало подписывать, слышит он по радио проповедь о пагубности взятки и решает: нет, не буду грешить...
С другой стороны, воздействовать на слушателя, формировать отношение неприятия в обществе к взятке было бы неплохо. По крайне мере, попытаться. Почему? Сейчас отношение общественности к коррупции как к явлению, зачастую выглядит так: наш гражданин выезжает утром на машине, его тормозит сотрудник ДПС, и гражданин ему какую-то сумму отдает, чтобы протокол не оформлять, не мотаться в банк оплачивать квитанцию, в очередях не стоять. Приезжает он в поликлинику с хорошим алкогольным напитком, чтобы к врачу побыстрее провели. Оттуда по работу, и там тоже кому-то что-то "занесет", чтобы в отпуск поехать пораньше. А потом вечером гражданин садится, включает телевизор и говорит: до чего замучили коррупционеры, в стране одна коррупция. А коррупция не может существовать там, где гражданин не готов давать взятку и принципиально намеревается бороться за свои права через судебную систему.Понятно, конечно, что на особо высоких уровнях, где речь идет не о "бытовой" коррупции, а когда крупный бизнес в этом участвует или речь идет об использовании своего служебного положения в личных интересах, там, конечно, ситуация несколько иная. Но массовая коррупция, которая беспокоит людей в первую очередь, возникает в том числе и из-за отсутствия гражданского самосознания. Люди не готовы бороться за свои права через судебную систему там, где проще отделаться какой-то взяткой. Вот это отношение поменять с помощью проповеди в СМИ, возможно, получилось бы.
Надо нам быть честными с самими собой. Когда спрашивают людей, считаете ли вы себя верующими, многие отвечают, да, считаем. И выходит, половина населения – верующие. А по данным социологических исследований, какой процент населения причащается на Пасху? 4,5 процента. Только у нас такая уникальная фраза в обиходе: «я верующий, но в церковь не хожу». У католиков, если ты верующий, то ходишь в церковь, придерживаешься официального канона. Либо ты агностик, и у тебя свои представления, тогда ты дистанцируешься от официальной позиции церкви.
Объем населения, на которое может оказать воздействие духовная проповедь, нужно оценивать достаточно реалистично. Проповедуется, что убивать, воровать, насиловать нельзя. Но реальная жизнь отличается от проповеди существенно, и проблема в отношении общественности к религиозному институту, к религиям как таковым. Мне кажется, у нас лишь начинается процесс становления этих отношений...
25.01.2016
Комментарии