Проповедь о вреде взятки принесет пользу, если не превратится в бизнес

Проповедь о вреде взятки принесет пользу, если не превратится в бизнес

Все, что сейчас делается для борьбы с коррупцией, большую ли это пользу приносит, маленькую ли, должно быть. Если в этом будут участвовать наши конфессии и проповедовать, что, скажем, в  Коране запрещено давать взятку, и если хотя бы 100 человек прислушаются к этому, то уже будет большая польза.

Но возникает один вопрос. Как бы под этими благими намерениями не стали бы выделяться деньги государственные, народные, создаваться какие-то фонды. Не превратится ли это в очередной раз в бизнес: "вот мы проповедуем, мы с коррупцией боремся, начинайте нам платить".  Никому это не нужно. А если просто под проповедь эфирное время будут давать священникам, то, я считаю, это нормально.

В связи с кризисом коррупция еще больше обострилась. Вымогательство это тоже одна из ее составляющих. Сидит чиновник, получает зарплату 50 тыс. руб., денег не хватает, но есть возможность использовать свое служебное положение. Начинают люди приходить, описывать недвижимость, у вас на 2 метра больше, вы за них не платите. Банки ужесточили условия предпринимателям. Если в договоре какие-то отклонения, они начинают процентами пугать, это тоже своего рода вымогательство, тоже коррупционная составляющая.

Может быть, мы будем друг к другу относиться лояльнее? Банки будут понимать бизнес, бизнес будет понимать людей, люди будут понимать закон и т.д. Частично это возможно через обращение к религиозным канонам. Вряд ли это массово подействует, и люди будут отказываться от взяток. Но если хоть 100 человек по религиозным понятиям откажутся брать взятки и будут пытаться их не давать по мере своих сил, по мере возможностей бизнеса, даже если хотя бы на 5 человек это повлияет, будет большая польза. А завтра на 10, а потом еще какую-нибудь меру по борьбе с коррупцией выдвинем.

25.01.2016

Юрий Савелов

 в избранное

Позднее об этом

  • Попытка найти решение проблемы коррупции в религиозных ценностях вполне обоснованна 9 комментариев Попытка найти решение проблемы коррупции в религиозных ценностях вполне обоснованна

    Идея формирования ответственности включает в себя не только ответственность бизнеса или ответственность человека, это все-таки более длинная цепочка: государство, общество, бизнес, гражданин. И если мы только к одному звену предъявляем какие-то вопросы, остальные звенья у нас проваливаются, то на уровне бытового восприятия у людей это вызывает чувство несправедливости. Когда мы пытаемся в наших образовательных программах сформировать вопросы социальной ответственности бизнеса, возникает вопрос: а почему государство не формирует для себя такие же нормы? Почему оно не начинает вести более прозрачную, подотчетную деятельность. Не внедряет этические нормы. От граждан мы часто слышим вопрос, почему бизнес не социально ответственен? Почему люди не социально ответственны? Эти вопросы приводят нас к пониманию, что это комплексный феномен, и работать с ним нужно комплексно.

    Да, проповедь в СМИ о вреде взятки - это одна из мер. Но есть еще один важный момент, тема очень тонкая и работать с ней нужно очень тонкими инструментами, не заставлять всех издавать пособия, посещать курсы и т.д. Кстати, напомню, что с введением курса религиозных основ в школах знаете, какого рода проблемы возникли на местах? Кто будет читать эти курсы, кто будет этот свет знаний нести? На качестве конкретного преподавателя очень часто эта тема как раз заканчивается, потому что да, мы можем это обязаловкой ввести, но то, как это будет реализовываться, большой вопрос. Может, мы нанесем социальный вред вместо пользы, которую ожидаем.

    Бытовая коррупция действительно воспринимается в нашем обществе как некая норма. И конечно, мы должны, в том числе, посмотреть и на опыт других стран, которые справились с этим вопросом. Все равно все начиналось сверху, с высших органов власти. Например, Сингапур, там очень быстро решили этот вопрос.

    В рамках своей профессиональной деятельности, мы развиваем студентов в области корпоративной социальной ответственности, проводим конкретные курсы с экономической, юридической точки зрения, изучаем международные стандарты. Мы пытаемся проводить научные семинары, объединяя ученых разных конфессий. МИРБИС -  светское заведение, но мы рассматриваем разные точки зрения. Есть издание "Этика православия как источник формирования нравственной экономики". Но при этом есть ценностные ориентиры и в экономической среде исламского мира. Там заложен принцип не зарабатывать деньги на деньгах, он прописан в Коране, что запускает несколько иные формы ведения мусульманами хозяйственной деятельности. Это такой культурологический аспект обучения бизнесу, который мы развиваем.

    Созидательное молодое поколение просит, чтобы бизнес-школа обучила, как влиять на мир, и влиять позитивно, они хотят что-то создать, привнести что-то светлое, доброе. А дальше какая опасность? Так называемый эффект колеи. Мы студентов подготовили, расширили восприятие, научили не только "здесь и сейчас схватить эти деньги и быть счастливыми", мы их научили пониманию того, какие последствия это повлечет: экономические, юридические, отсроченные, последствия для семьи.

    Кстати, в скандинавских странах чиновникам читают лекцию о том, что коррупция очень негативно сказывается на последующем поколении, это связано с наркоманией, алкоголизмом, очень серьезными проблемами девиантного характера. Это рассказывают, чтобы фокус восприятия с того, что "здесь и сейчас я получаю выгоду" сместился на среднесрочные и долгосрочные потребности. Все это мы в школе проделываем, а дальше ребята выходят в обычный традиционный бизнес, а там им говорят: все это забывайте и встраивайтесь в те правила, которые уже сложились. А бизнес сегодня использует бизнес-модели, нарушающие права человека, модели, которые позволяют  получать гранты за счет взяток. Выходит, решить проблему только с точки зрения образования, не подключая других факторов, очень сложно, практически невозможно. Получается, у нас стоит задача привнести в бизнес-общество некие другие нормы, нам нужен другой общественный договор.

    Только лишь с точки зрения религиозных организаций эту задачу не решить. Хорошо, что есть общественная дискуссия, эти проблемы и темы нужно обсуждать, нужно искать комплексные решения. Надо оценивать проявления коррупции с  точки зрения ведения бизнеса, ведения хозяйственных дел, государственного управления. Это комплексная проблема, со всех сторон к ней нужно подходить, не только религиозной, но, безусловно, нам всем не хватает религиозной ценностно-нравственной основы, все чувствуют этот некий духовный кризис. Поэтому попытка найти такие основания в теме противодействия коррупции тоже важна.

    25.01.2016
  • Нужно с детства воспитывать неприятие коррупции на уроках православной этики 10 комментариев Нужно с детства воспитывать неприятие коррупции на уроках православной этики

    Инициатива проведения антикоррупционных проповедей в СМИ звучит чуть-чуть наивно. Нельзя отдельно брать церковную проповедь (в СМИ, не в СМИ), надо вообще забыть постановку вопроса об отделении церкви от государства не в светском, а в советском понимании, то есть в отделении церкви от общества. Церковь должна участвовать в воспитании. Некоторые считают, что на таком уровне, как Васильева, что проповеди, что не проповеди - все бесполезно. Но, во-первых, иногда бывает полезно, а во-вторых, начинать-то надо с детства.

    Надо понять, что главной причиной системного кризиса, который потрясает наше отечество, является вот эта вопиющая коррупционность, бесчестность человека, она же неисполнение служебных обязанностей, этот ряд можно продолжить. Этот кризис  связан с другим кризисом - духовно-нравственным, как часто напоминает патриарх на различных общественных собраниях, во время проповеди и т.д. А духовно-нравственный кризис это не кризис кинопроцесса, как многие думают. Духовно-нравственное воспитание это не поход в театр, нет, это вера!

    Люди, за 80 лет советского режима отлученные от веры, выросли казнокрадами. Как же на них воздействовать? Да никак, кроме введения в курс школы тех же основ православной культуры. Не в 4-м, 5-м классе по одной четверти, а гораздо шире, до 10 класса. А может, и не Основ, а Закона Божия, который бы по другому сейчас назывался. Скажем, в Германии это уже есть. Там церковь отделена от государства, однако во всех учебных заведениях, воспитательных, детских садах, институтах преподают основы веры, а в университетах даже не основы, там существуют теологические кафедры. Мы страна многоконфессиональная, значит, по месту проживания должны вводиться основы исламской культуры, буддийской культуры. Предмет обязательный, но по выбору родителей. И потом дети, как и их родители, живут совершенно по-другому.

    Да, некоторые родители против курса "Основы православия". Так им по сколько лет? По 20 лет им было во время крушения советской власти, это бывшие комсомольцы, а кто их родители? Крещеных-то много, 80% между прочим, но только 60% из них именуются церковными людьми. Где остальные 20%? В храм ходит еще меньше, конечно. А уж ведут практически церковную жизнь еще меньше. То, что 26% родителей не хотят православных уроков, это нормально, и, по существу, немного. Для нашего нынешнего общества это хорошие результаты.

    Церковь учит человека быть нравственным в каждой своей проповеди. Если он ходит в церковь, то слушает о том, что надо жить по Евангелию, не красть ни у государства, ни у ближнего своего. Конечно, надо это объяснять и в СМИ. Уже пытаются сколько лет писать различные статьи, делать радиопередачи на нравственные темы. Но их не так много. Где вы, например, видите телепередачи, кроме «Слова пастыря»?

    Самая простая цитата, еще из ветхих заповедей, общая для всех: «Не укради», «Не пожелай…»..., там целый ряд перечисляется, «...ближнего своего», это тоже самое. Это не просто нравоученьица, Библия - это Слово Божие. Нарушающий заповедь тяжко грешит. И ответит -  и в будущей жизни, и в этой - разрушением собственной жизни. Сколько бы веревочка ни вилась, что называется. Цитат таких много. Все Священное писание связано с установкой, чтобы человек не грешил.

    25.01.2016
  • Антикоррупционная проповедь направлена прежде всего на взяткодателей 22 комментария Антикоррупционная проповедь направлена прежде всего на взяткодателей

    Первое и самое главное, мы говорим об обществе, которое большей частью верующее. Представители традиционных религий России это люди, исповедующие мусульманство, буддизм, иудаизм, православие. Они в один голос говорят, что их тексты священного писания категорически против такого явления как коррупция. Соответственно, эту информацию традиционные религии России должны выставлять на своих официальных сайтах. А уже эту информацию через носителей того или иного духовного стержня передавать в СМИ, через общественность, через государственные средства массовой информации, через общественные возможности. Чтобы все знали, какой вред может принести коррупционная составляющая именно в душу человеческую. Очень часто этот вопрос замалчивается. Все мы по верхам, по коррупционерам, по взяточникам проходим и не говорим о последствиях для души человека. На сайте синодального отдела уже такая рубрика есть. В ней выставлены цитаты из священного писания, четко определяющие, что коррупция есть грех, который нужно не только исповедовать, но и искоренять из своей жизни.

    С чиновником, может быть, уже ничего в этом плане сделать нельзя. Но мы всегда забываем про вторую сторону. Есть взяткополучатель, а есть взяткодатель, их большинство. Именно с ними мы должны вести фактическую профилактическую пропагандистскую работу. Если все взяткодатели однажды скажут для себя; с понедельника, с 1 февраля мы перестаем давать взятки кому бы то ни было: заключат своего рода общественный договор, все вместе решат, что должны прекратить эту порочную практику, то, во всяком случае, бытовая коррупция может снизиться принципиально. Тем более сейчас времена такие, что люди считают копейки. Это раз.

    Второй момент, сама по себе взятка влияет на душу очень сильно. Человека, который дает взятку, совесть потом очень сильно беспокоит. И священнослужители имеют возможность в проповедях, на исповедях напоминать людям об этом грехе и в той или иной степени накладывать епитимью, отлучать от причастия, говорить о недопустимости такого поведения с точки зрения не только соблюдения или несоблюдения закона, а, в первую очередь, вреда своей душе.

    В Минюсте, в Комитете по борьбе с коррупцией, представители мусульманства еще более категорические изречения из Корана приводят, говорящие о том, что недопустимо с точки зрения верующего мусульманина давать и брать взятки.

    Я думаю, тех средств и сил, которые есть у государственных органов, более чем достаточно, чтобы эту работу проводить эффективно сверху. А наша задача, общественников, религиозных деятелей, попробовать убедить общество, народ в том, что нужно начинать с себя. Если мы внутри себя примем решение, что с завтрашнего дня, с сегодняшнего дня прекращаем эту порочную практику, то нам всем будет жить легче. Когда общество единым фронтом выступит за недопустимость коррупции. Сейчас в обществе другой подход, коррупция это нормально, это допустимо, это выгодно, это фактически обязательно для того, чтобы выжить в этих условиях. В этом плане мы должны для себя решить, как нам лучше себя вести.

    Есть, конечно, моменты, когда человеческие отношения не заключаются вот в таком жестком понимании. Во-первых, нет причинно-следственной связи. Например, человек отблагодарил другого после того, когда уже совершено действие, здесь не было взятки в юридическом смысле, когда ты даешь и ждешь соответствующего решения твоего вопроса.

    С точки зрения паствовского кормления мы всем помогаем и свою позицию в этом плане тоже четко пропагандируем и показываем. Другой вопрос, что личность человека более сложная, чем внешние формы выражения.

    25.01.2016
  • Проповедь в СМИ может быть полезна в борьбе с бытовой коррупцией 13 комментариев Проповедь в СМИ может быть полезна в борьбе с бытовой коррупцией

    О проповедях в СМИ против коррупции. Вопрос заключается только в том, на кого ориентирована эта проповедь. Потому что с коррупцией можно бороться двумя способами. Первый путь - воздействовать на того, кто эту взятку берет, а второй -  на того, кто ее дает. Я думаю, слегка утопична ситуация, когда где-то чиновник собирается подписать документ, который бы ему не следовало подписывать, слышит он по радио проповедь о пагубности взятки и решает: нет, не буду грешить...

    С другой стороны, воздействовать на слушателя, формировать отношение неприятия в обществе к взятке было бы неплохо. По крайне мере, попытаться. Почему? Сейчас отношение общественности к коррупции как к явлению, зачастую выглядит так: наш гражданин выезжает утром на машине, его тормозит сотрудник ДПС, и гражданин ему какую-то сумму отдает, чтобы протокол не оформлять, не мотаться в банк оплачивать квитанцию, в очередях не стоять. Приезжает он в поликлинику с хорошим алкогольным напитком, чтобы к врачу побыстрее провели. Оттуда по работу, и там тоже кому-то что-то "занесет", чтобы в отпуск поехать пораньше. А потом вечером гражданин садится, включает телевизор и говорит: до чего замучили коррупционеры, в стране одна коррупция. А коррупция не может существовать там, где гражданин не готов давать взятку и принципиально намеревается бороться за свои права через судебную систему.

    Понятно, конечно, что на особо высоких уровнях, где речь идет не о "бытовой" коррупции, а когда крупный бизнес в этом участвует или речь идет об использовании своего служебного положения в личных интересах, там, конечно, ситуация несколько иная. Но массовая коррупция, которая беспокоит людей в первую очередь, возникает в том числе и из-за отсутствия гражданского самосознания. Люди не готовы бороться за свои права через судебную систему там, где проще отделаться какой-то взяткой. Вот это отношение поменять с помощью проповеди в СМИ, возможно, получилось бы.

    Надо нам быть честными с самими собой. Когда спрашивают людей, считаете ли вы себя верующими, многие отвечают, да, считаем. И выходит, половина населения – верующие. А по данным социологических исследований, какой процент населения причащается на Пасху? 4,5 процента. Только у нас такая уникальная фраза в обиходе: «я верующий, но в церковь не хожу». У католиков, если ты верующий, то ходишь в церковь, придерживаешься официального канона. Либо ты агностик, и у тебя свои представления, тогда ты дистанцируешься от официальной позиции церкви.

    Объем населения, на которое может оказать воздействие духовная проповедь, нужно оценивать достаточно реалистично. Проповедуется, что убивать, воровать, насиловать нельзя. Но реальная жизнь отличается от проповеди существенно, и проблема в отношении общественности к религиозному институту, к религиям как таковым. Мне кажется, у нас лишь начинается процесс становления этих отношений...

    25.01.2016

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • На заседании рабочей группы президиума Совета при президенте РФ по противодействию корррупции и взаимодействию со структурами гражданского общества и.о. главы Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, протоиерей РПЦ отец Сергий (Привалов), отмечал пагубное влияние на общество ситуации, когда «начальники требуют подарки, судья судит за взятки» (Ветхий Завет). Докладчик призвал шире распространять соответствующие ссылки на религиозые источники в СМИ и проповедях священнослужителей. Информацию о коррупционных проявлениях верующие часто черпают из сообщений СМИ, в то же время официальное духовенство конфессий не ставит ей заслон в виде контрпропаганды.

    «Коррупция и коррумпированное общество вызывают отвращение. Дерзайте, очистите свои души, свой город, свое общество, чтобы они больше не пахли коррупцией», - призвал верующих папа римский Франциск в ходе прошлогоднего визита в Италию. Он обратился к прихожанам во время массовой мессы на центральной площади Неаполя – родины мафии Каморры.

    Кстати, ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей.

    Имамы мечетей Татарстана начали выступать со специальными проповедями антикоррупционной направленности. Кампания ведется Духовным управлением мусульман (ДУМ) РТ. Аналогичное ДУМ антикоррупционное послание приняла Украинская православная церковь Киевского патриархата.

    К борьбе с коррупцией «вполне можно привлечь требования и нормы ислама. На верующих это будет оказывать влияние, поскольку будет акцентировать внимание на нравственных устоях, прописанных в Коране», - надеется завкафедрой мировой политики и международных экономических отношений, экс-председатель совета по делам религии при кабинете министров РТ Ринат Набиев. В то же время, по мнению депутата Казгордумы Ильдуса Янышева, «в борьбе с коррупцией все средства хороши, но это уж очень похоже на социальный заказ». Депутат сторонник идеи о том, что религия «должна заниматься чисто духовными вопросами».

    Тогда борьбу с коррупцией и подобными проявлениями беззакония должна вести лишь светская государственная власть?

    Религиозный и общественный деятель Андрей Кураев в своем блоге не отрицает, что коррупция противоречит тем правовым принципам, которые заложены в современном обществе. И все же для многих традиционных моделей, в том числе русской, турецкой, арабской, коррупция — это способ существования государственного аппарата. «Была культура подарка и взятки: были представления, как брать «по чину» или «не по чину», и чрезмерность, конечно, наказывалась. Но если какие-то проявления коррупции считались ненормальными, то, значит, были и представления о ней как о норме», - пишет богослов.

    Поможет ли выход религиозной проповеди за пределы храмов и мечетей в деле борьбы с коррупцией?
    Написал Редактор новостей (ZAKONIA NEWS) 19.01.2016 11:44

  • Цитата:

    Сообщение от ZAKONIA NEWS

    Поможет ли выход религиозной проповеди за пределы храмов и мечетей в деле борьбы с коррупцией?


    Все же соглашусь с противоположным мнением:

    Цитата:

    Сообщение от ZAKONIA NEWS

    «в борьбе с коррупцией все средства хороши, но это уж очень похоже на социальный заказ».


    Все же, по большому счету, религия и церковь должны ассоциироваться в первую очередь с духовной и социальной деятельностью, а не подменять собой правоохранительную работу
    Написал Сайкин Кирилл Андреевич (Сайкин Кирилл Андреевич) 19.01.2016 12:21
  • Верующий человек и зомбоящик – сути взаимоисключающие. В православном доме стараются телевизор не держать. Однако на ТВ есть православные каналы, есть православный интернет. Церковные проповеди, в том числе о грехе взяток, там уместны. Но опять же, кто подключен к таким ресурсам? Верующие. Вопрос в том, чтобы остальные люди присоединились к ним, важнее того, чтобы они не пособничали коррупции, будет первое, будет и второе.
    Написал Забелин Сергей (Синий Змей) 19.01.2016 14:49
  • Зависит ли уровень коррупции и преступности в обществе от степени его религиозности? Если брать Италию, там процент верующих наивысочайший в мире. Это понятно, Ватикан. И что - мафия притихла? Только и слышим в сми о скандалах, связанные с финансовыми злоупотреблениями Банка Ватикана. Проповедь от коррупции не спасает
    Написал Mirab (Mirab) 19.01.2016 14:52
  • Здесь еще такая проблема - эффект проповеди в деле снижения коррупции сложно оценить. Допустим, коррупция упала на 1 процент. Это проповеди или статистика? И еще - если уж церковь привлекать к борьбе, то, получается, государство и все его органы, профильные общественные организации ничего сделать не могут?
    Написал Силайчев Михаил (mishanik) 20.01.2016 10:18

  • Цитата:

    Сообщение от Сайкин Кирилл Андреевич

    Все же соглашусь с противоположным мнением:

    Smileне подменять собой правоохранительную работу
    Однозначно.Mig

    Написал milizioner 20.01.2016 18:46

  • Цитата:

    Сообщение от Сайкин Кирилл Андреевич



    Smileне подменять собой правоохранительную работу

    Совершенно верно.А то попы уже как к себе ходят, бронежилеты освящают и т.п.

    Написал milizioner 20.01.2016 18:51
  • Существенных каких-то догматических различий между Армянской православной апостольской церковью и Русской православной церковью нет. Есть разные подходы, но принципиально противоположного взгляда на вещи нет.

    Что касается инициативы о проповедях в СМИ против коррупции, то вопрос заключается только в том, на кого ориентирована эта проповедь. Потому что с коррупцией можно бороться двумя способами. Первый путь, это если вы будете пытаться воздействовать на того, кто эту взятку берет, а второй, это воздействовать на того, что эту взятку дает. Я думаю, это немного утопическая мысль, представить себе, что где-то чиновник сидит, собирается подписать документ, который бы ему не следовало подписывать, услышал по радио проповедь и решил, нет, не буду, нельзя таким образом поступать. В это, конечно, верится с трудом.
    Но воздействовать на слушателей, попытаться сформировать отношение в обществе к этому вопросу, было бы неплохо. По крайне мере, попытаться. Почему? Потому что у нас сейчас отношение нашей общественности к коррупции как таковой, как к явлению, выглядит таким образом: наш гражданин выезжает утром на машине, его тормозит сотрудник ДПС, тот ему какую-то сумму отдает, чтобы протокол не оформлять, не мотаться в Сбербанк оплачивать, в очередях не стоять. Приезжает в поликлинику с хорошим алкогольным напитком, чтобы его к врачу побыстрее без очереди провели. Оттуда по работе кому-то что-то занесет, чтобы в отпуск поехать пораньше, получше чтобы дата была. А потом вечером гражданин садится, включает телевизор и говорит, вот, замучили коррупционеры, в стране одна коррупция. А коррупция же с двух сторон действует, не может существовать коррупция там, где гражданин не готов давать взятку и принципиально намеревается бороться за свои права через судебную систему.

    Понятно, конечно, что на особо высоких уровнях, там где речь идет не о бытовой коррупции, а когда крупный бизнес в этом участвует или речь идет об использовании своего служебного положения в личных интересах, там, конечно, ситуация несколько иная. А массовая коррупция, которая беспокоит людей в первую очередь, возникает, в том числе, и из-за отсутствия гражданского самосознания, отсутствия гражданского общества у нас в стране. Люди не готовы идти до конца, бороться за свои права через судебную систему там, где было бы проще отделаться какой-то взяткой, пойти и доказывать свою правоту через органы госвласти. Вот это отношение поменять с помощью проповеди в СМИ, возможно, получилось бы.

    Но надо быть честными с самими собой. Когда мы спрашиваем людей, считаете ли вы себя верующими, многие отвечают, да, считаем. А есть социологические исследования, какой процент населения причащается на Пасху, там 4,5%. А если просто спросить, то половина населения – верующие. У нас в стране только такая уникальная штука есть, «я верующий, но в церковь не хожу». У католиков, если ты верующий, ты ходишь в церковь, придерживаешься официального канона. Либо ты агностик, у тебя свои представления и ты дистанцируешься от официальной позиции церкви.

    Объем населения, на которое может оказать воздействие эта проповедь, нужно оценивать достаточно реалистично. Проповедуется, что убивать нельзя, красть нельзя, насиловать нельзя. Но реальная жизнь отличается от проповеди существенно, и проблема в отношении общественности к религиозному институту, к религиям как таковым. Мне кажется, у нас еще идет процесс становления этих отношений, далеко не так все однозначно пока что.


    Дальше...
    Написал Сардарян Генри (Генри Сардарян) 25.01.2016 13:47
  • Первое и самое главное, мы говорим об обществе, которое большей частью верующее. Представители традиционных религий России это люди, исповедующие мусульманство, буддизм, иудаизм, православие. Они в один голос говорят, что их тексты священного писания категорически против такого явления как коррупция. Соответственно, эту информацию традиционные религии России должны выставлять на своих официальных сайтах. А уже эту информацию через носителей того или иного духовного стержня передавать в СМИ, через общественность, через государственные средства массовой информации, через общественные возможности. Чтобы все знали, какой вред может принести коррупционная составляющая именно в душу человеческую. Очень часто этот вопрос замалчивается. Все мы по верхам, по коррупционерам, по взяточникам проходим и не говорим о последствиях для души человека. На сайте синодального отдела уже такая рубрика есть. В ней выставлены цитаты из священного писания, четко определяющие, что коррупция есть грех, который нужно не только исповедовать, но и искоренять из своей жизни.

    С чиновником, может быть, уже ничего в этом плане сделать нельзя. Но мы всегда забываем про вторую сторону. Есть взяткополучатель, а есть взяткодатель, их большинство. Именно с ними мы должны вести фактическую профилактическую пропагандистскую работу. Если все взяткодатели однажды скажут для себя; с понедельника, с 1 февраля мы перестаем давать взятки кому бы то ни было: заключат своего рода общественный договор, все вместе решат, что должны прекратить эту порочную практику, то, во всяком случае, бытовая коррупция может снизиться принципиально. Тем более сейчас времена такие, что люди считают копейки. Это раз.

    Второй момент, сама по себе взятка влияет на душу очень сильно. Человека, который дает взятку, совесть потом очень сильно беспокоит. И священнослужители имеют возможность в проповедях, на исповедях напоминать людям об этом грехе и в той или иной степени накладывать епитимью, отлучать от причастия, говорить о недопустимости такого поведения с точки зрения не только соблюдения или несоблюдения закона, а, в первую очередь, вреда своей душе.

    В Минюсте, в Комитете по борьбе с коррупцией, представители мусульманства еще более категорические изречения из Корана приводят, говорящие о том, что недопустимо с точки зрения верующего мусульманина давать и брать взятки.

    Я думаю, тех средств и сил, которые есть у государственных органов, более чем достаточно, чтобы эту работу проводить эффективно сверху. А наша задача, общественников, религиозных деятелей, попробовать убедить общество, народ в том, что нужно начинать с себя. Если мы внутри себя примем решение, что с завтрашнего дня, с сегодняшнего дня прекращаем эту порочную практику, то нам всем будет жить легче. Когда общество единым фронтом выступит за недопустимость коррупции. Сейчас в обществе другой подход, коррупция это нормально, это допустимо, это выгодно, это фактически обязательно для того, чтобы выжить в этих условиях. В этом плане мы должны для себя решить, как нам лучше себя вести.

    Есть, конечно, моменты, когда человеческие отношения не заключаются вот в таком жестком понимании. Во-первых, нет причинно-следственной связи. Например, человек отблагодарил другого после того, когда уже совершено действие, здесь не было взятки в юридическом смысле, когда ты даешь и ждешь соответствующего решения твоего вопроса.

    С точки зрения паствовского кормления мы всем помогаем и свою позицию в этом плане тоже четко пропагандируем и показываем. Другой вопрос, что личность человека более сложная, чем внешние формы выражения.


    Дальше...
    Написал Привалов Протоиерей Сергий (отец Сергий) 25.01.2016 14:45
  • Юрий Савелов Юрий Савелов

    Член Российского Союза товаропроизводителей (работодателей), член Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

    Эксперт