Законодательство препятствует созданию прогрессивных электронных университетов
Для того чтобы попасть в утвержденный перечень учебников, каждый из них проходит, как минимум, три экспертизы: научную, педагогическую и общественную. По идее, при трехступенчатой проверке, ничего ошибочного там быть не должно. Но, возможно, что-то и попадает.
Необходимо разделить вопросы содержания образования и его формы, применяемые технологии. Я, безусловно, сторонник классического содержания образования. Каждый год появляются новые литературные произведения, перечитать все наши дети не в состоянии. Но для того, чтобы потом разбираться во всем новом, уметь их критически осмыслить, необходимо прочитать хотя бы Державина, Пушкина, Лермонтова, желательно, Баратынского Тютчева.
Что же касается технологий, то использование современных технологий в том числе, цифровых, при правильном подходе может усилить возможности образования. Но может и навредить образованию, если эти технологии использованы неправильно.
Во всем мире сейчас развиваются цифровые университеты. В любой продвинутой стране их десятки. В России пока нет ни одного. Наше современное законодательство не позволило ни одному университету, который хотел стать электронным, получить государственную аккредитацию или лицензию. Есть портал Coursera с более чем 25 миллионами пользователей, из них примерно миллионом – российских. На нём можно бесплатно посмотреть лекции хороших профессоров, значительная их часть переведена на русский язык. Так вот, такие порталы работают как кадровые агентства. В мире идет борьба за человеческие ресурсы. И когда молодой человек показывает хорошие способности, его быстро приглашают либо в иностранный университет, либо в иностранную высокотехнологичную компанию. И он работает на развитие человеческого потенциала уже не в своей стране, а в чужой. Чаще всего это Соединённые штаты Америки.
Герман Греф, с которым я в кои-то веки согласен, утверждает, что потери от утечки умов намного больше, чем наши потери от оттока капитала и РФ, которые по разным оценкам, превышают 2 триллиона долларов.
Но если пытаться всё преподавание заменить электронным обучением, когда ведущие университеты будут создавать электронные курсы, всех профессоров в обычных университетах поувольнять, то вреда от такого будет гораздо больше, чем пользы.
01.03.2019
Комментарии