Законодательство препятствует созданию прогрессивных электронных университетов

Для того чтобы попасть в утвержденный перечень учебников, каждый из них проходит, как минимум, три экспертизы: научную, педагогическую и общественную. По идее, при трехступенчатой проверке, ничего ошибочного там быть не должно. Но, возможно, что-то и попадает.
Необходимо разделить вопросы содержания образования и его формы, применяемые технологии. Я, безусловно, сторонник классического содержания образования. Каждый год появляются новые литературные произведения, перечитать все наши дети не в состоянии. Но для того, чтобы потом разбираться во всем новом, уметь их критически осмыслить, необходимо прочитать хотя бы Державина, Пушкина, Лермонтова, желательно, Баратынского Тютчева.

Что же касается технологий, то использование современных технологий в том числе, цифровых, при правильном подходе может усилить возможности образования. Но может и навредить образованию, если эти технологии использованы неправильно.

Во всем мире сейчас развиваются цифровые университеты. В любой продвинутой стране их десятки. В России пока нет ни одного. Наше современное законодательство не позволило ни одному университету, который хотел стать электронным, получить государственную аккредитацию или лицензию.  Есть портал Coursera с более чем 25 миллионами пользователей, из них примерно миллионом – российских. На нём можно бесплатно посмотреть лекции хороших профессоров, значительная их часть переведена на русский язык. Так вот, такие порталы работают как кадровые агентства. В мире идет борьба за человеческие ресурсы. И когда молодой человек показывает хорошие способности, его быстро приглашают либо в иностранный университет, либо в иностранную высокотехнологичную компанию. И он работает на развитие человеческого потенциала уже не в своей стране, а в чужой. Чаще всего это Соединённые штаты Америки.

Герман Греф, с которым я в кои-то веки согласен, утверждает, что потери от утечки умов намного больше, чем наши потери от оттока капитала и РФ, которые по разным оценкам, превышают 2 триллиона долларов.

Но если пытаться всё преподавание заменить электронным обучением, когда ведущие университеты будут создавать электронные курсы, всех профессоров в обычных университетах поувольнять, то вреда от такого будет гораздо больше, чем пользы. 

01.03.2019

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Инициатива группы депутатов, в которой мы предлагаем вернуть в качестве итоговой аттестации классический экзамен – очередная, стоящая в ряду других попытка остановить движение по наклонной российского школьного образования, которое мы наблюдаем последние лет десять. Попытка остановить тренд болонской системы образования, навязанный нам, наряду с другими западными образцами опыта, мышления, ценностей. То, что я, в числе многих, не принимал с самого начала. Тогда подсказывало чутьё, а сейчас уже опыт доказывает нашу правоту.
    У нас есть еще возможность остановиться и пойти своим, классическим путем в образовании, который был заложен задолго до советской власти, а при ней был упрочен и продемонстрирован всему миру. Сегодня многие передовые европейские страны, такие, как Англия, с удовольствием применяют советскую модель образования. На мой взгляд, отказ от этой системы был, мягко говоря, ошибкой.

    ЕГЭ-образование это не раз доказало, особенно на примере многочисленного числа обычных детей, не имеющих возможности заниматься с репетитором, у которых в их населенных пунктах и Интернета нет. Какие бы они баллы ни получали, они – троечники по меркам советского образования. И вот это поколение троечников, которое и на ступени высшего образования, тоже хромающего, недополучило знания, выходит в жизнь.

    Поэтому, мы предлагаем остановиться. Конечно, возврат к классическим экзаменам – не единственное, не главное условие во всей образовательной цепочке, но необходимое. Самое печальное, что эта сфера серьезно недофинансируется, если в советские времена  расходы на неё составляли до 10% от ВВП (по нынешним меркам), то сейчас – всего 3%. О каком качестве образования можно говорить при таком подходе? 


    Дальше...
    Написал Нилов Олег (Олег Нилов) 01.03.2019 13:26
  • Для того чтобы попасть в утвержденный перечень учебников, каждый из них проходит, как минимум, три экспертизы: научную, педагогическую и общественную. По идее, при трехступенчатой проверке, ничего ошибочного там быть не должно. Но, возможно, что-то и попадает.
    Необходимо разделить вопросы содержания образования и его формы, применяемые технологии. Я, безусловно, сторонник классического содержания образования. Каждый год появляются новые литературные произведения, перечитать все наши дети не в состоянии. Но для того, чтобы потом разбираться во всем новом, уметь их критически осмыслить, необходимо прочитать хотя бы Державина, Пушкина, Лермонтова, желательно, Баратынского Тютчева.

    Что же касается технологий, то использование современных технологий в том числе, цифровых, при правильном подходе может усилить возможности образования. Но может и навредить образованию, если эти технологии использованы неправильно.

    Во всем мире сейчас развиваются цифровые университеты. В любой продвинутой стране их десятки. В России пока нет ни одного. Наше современное законодательство не позволило ни одному университету, который хотел стать электронным, получить государственную аккредитацию или лицензию.  Есть портал Coursera с более чем 25 миллионами пользователей, из них примерно миллионом – российских. На нём можно бесплатно посмотреть лекции хороших профессоров, значительная их часть переведена на русский язык. Так вот, такие порталы работают как кадровые агентства. В мире идет борьба за человеческие ресурсы. И когда молодой человек показывает хорошие способности, его быстро приглашают либо в иностранный университет, либо в иностранную высокотехнологичную компанию. И он работает на развитие человеческого потенциала уже не в своей стране, а в чужой. Чаще всего это Соединённые штаты Америки.

    Герман Греф, с которым я в кои-то веки согласен, утверждает, что потери от утечки умов намного больше, чем наши потери от оттока капитала и РФ, которые по разным оценкам, превышают 2 триллиона долларов.

    Но если пытаться всё преподавание заменить электронным обучением, когда ведущие университеты будут создавать электронные курсы, всех профессоров в обычных университетах поувольнять, то вреда от такого будет гораздо больше, чем пользы. 


    Дальше...
    Написал Смолин Олег (oleg smolin) 01.03.2019 13:16
  • Единого мнения всех учителей о качестве того или иного учебника, нет и быть не может Кому-то нравится один учебник, кому-то другой по стилю и содержанию. Любой учебник, например, который мне ближе, по истории естествознания - несовершенный. С учетом того, что многое поменялось со времени советской модели учебного процесса, учебник претерпел существенные изменения. Тут к нему претензий масса.

    Если говорить о цифровизации, то это отдельный долгий разговор. Но если коротко: никто в здравом уме, ответственный за этот процесс не говорит о замене учителей на виртуальных наставников ни в коей мере. Все, что мы говорим о цифре в образовании, это исключительно разговор об инструменте, который должен дополнить арсенал диалога между учителем и учениками. То, что сейчас делается и предлагается – это первый опыт, и нужен долгий процесс совершенствования ныне существующих цифровых сфер в образовании. Мы только начали этот путь, и есть много задач, которые приходится решать. Самое главное – вовлечение в эту работу и учителей и родительское сообщество. Главное – тех профессионалов, которые многого в своих областях достигли. Поэтому, учительская профессия никуда не денется, к ней просто предъявляются обновленные требования.


    Дальше...
    Написал Молев Антон (Антон Молев) 01.03.2019 12:58
  • Те студенты, которые сейчас приходят в вузы, по уровню школьной подготовки очень разные. Другое дело, что если раньше в педагогические вузы был большой конкурс, и попасть туда было сложно, то сейчас у нас почти поголовно получают высшее образование. Из-за этого, на мой взгляд, средний уровень выпускников выглядит ниже, чем в те времена.

    Надо сказать, что студенты приходят после школы не столько после учебников, сколько после учителей. Для хорошего учителя учебник – это не первый, не второй и даже не третий инструмент для обучения детей. Понятно, что учитель пользуется большим количеством разных учебников и методических пособий, формируя из них свою персональную систему обучения. Тем более, сейчас, когда информацию по любому вопросу можно найти, не выходя из дома. В этом смысле трудно, да и нет необходимости идти против цивилизации, новых технологий, веяний времени.

    Что касается опасений по поводу исчезновения из-за новых технологий профессии учителя, у меня есть американский журнал 1965 годы выпуска с карикатурой, где мальчик смотрит на строгую учительницу и говорит: «вот, заменят тебя обучающей машиной, больше не будет у тебя работы». То есть, разговоры об этом идут уже давно, но, на мой взгляд, этого не произойдет никогда! Школа – это, прежде всего, социальный институт, место, где происходит контакт с культурой, знаниями, обществом.  


    Дальше...
    Написал Зискин Константин (Константин Зискин) 01.03.2019 12:53
  • Ответил "классическим", хотя это неправильно.
    Неправильно ставить вопрос по принципу "или - или".
    Система образования не должна быть незыблемой. Она должна меняться. И не вслед за изменениями в окружающих нас реалиях, а в идеале - с опережением.
    Поэтому элементы "электронного" образования тоже не только имеют право на существование, но и просто обязаны присутствовать в учебном процессе.
    Но именно как элементы, как дополнительные компоненты, а отнюдь не как тотальная замена.
    Что же касается экзаменов, то и здесь, на мой взгляд, тесты не должны полностью заменять процедуру оценки знаний. Хотя и имеют право на существование.
    В идеале, как мне представляется, тестированием можно оценивать качество полученных знаний в так называемом "промежуточном" порядке (т.н. "срезы"). А вот итоговые экзамены все-таки должны приниматься живыми людьми, коллегиально, в процессе непосредственного общения с испытуемым.
    Написал Необязательно Игорь (Vesh-a-Too) 28.02.2019 11:02
  • ..Думаю, классическое образование (учитель/ученик) необходимо если, всё таки задача вырастить человека думающего, способного что-то создавать, решать сложные задачи, чувствовать, сопереживать, ..да даже и состязаться со сверстниками в скорости решения задач, или излагать мысли вслух перед аудиторией, вообще умение существовать в коллективе (сегодня каждый подросток сидит у КОМПа или смартфона, общаются смайликами и "лайками" фоток, а при личном общении зачастую и тем для разговора нет, а если и есть, то озвученными "мыслями" и "идеями" не заслушаешься...).

    Во всяком случае, пока маленький человечек растёт, пока идёт формирование личности, все азы навыков и информации должны передаваться от человека человеку(м.быть при необходимости и удалённости онлайн по видеосвязи, но общаться в процессе обучения должен человек с человеком, а не человек с машиной...во всяком случае в юном нежном возрасте). Конечно не проводились опыты(или проводились(?!!)), когда бы ребёнка выкормил и вырастил робот(может это наше, упаси Господи, будущее), но ведь понятно, что это противоестественно, как если бы стиральная машина учила человека содержать вещи в чистоте, плита - готовить, пылесос - приучал бы убирать дом, фотокамера учила бы создавать картины ...-вся эта техника, созданная человеком, призвана лишь помогать человеку, экономить время, но не управлять человеческой мыслью и НЕ думаю, что стремление автоматизировать процесс именно школьного обучения - это хорошая мысль. Вот когда собственные мысли в юных головах начнут зарождаться, когда появятся цели и задачи, тогда техника, компьютеры, роботы, ИНТЕРНЕТ, будут им в помощь. А пока ни ума, ни знаний, давать смартфоны, да с полным доступом в ИНЕТ - это как обезьяне дать гранату(не понятно зачем и уж точно не для созидания), моё мнение
    Написал БольшаяМедведиЦЦа 28.02.2019 00:21
  • Думаю, с электронным образованием всё идёт к тому, что индивидуальное образование с преподавателем - это будет удел избранных, будет оно не бесплатно и , скорей всего, дорого... как в царской России, что бы иметь хорошее образование, нужно быть выходцем из благородной и состоятельной семьи, прочие дети, едва научившись читать и писать, пойдут работать, что бы прокормить себя и свои семьи. Смысл, наверное в том: зачем столько лет учиться, тратить деньги на учебники, здания школ, их содержание, з/пл учителям...всё за счёт бюджета(речь пока о школе), чтобы потом всю жизнь 90% -ам "учеников" работать таксистом, парикмахером, малярами или дворником - для этой категории смартфона и ограниченной минимальной информации вполне достаточно. Кто же из них захочет знаний, их можно будет купить за деньги... Может быть и верно, ибо халява никогда не ценится, воспринимается, как должное ... а отношение к учителям, над которыми малолетнее "быдло" нынче издевается, как хочет - это вообще отдельная тема.
    Написал БольшаяМедведиЦЦа 27.02.2019 20:07
  • В феврале ряд депутатов ГД предложили вернуть классические экзамены в школу. Соответствующий проект изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» внесен на рассмотрение Госдумы. По мнению авторов, ЕГЭ показал свою несостоятельность. Обучение сводится к заучиванию вариантов ответов на тесты, что снижает аналитические способности учеников, а, значит, уровень образования в целом. Депутат Андрей Луговой в конце прошлого года направил депутатские запросы в Минпрос, Рособрнадзор, Российскую академию образования и ФАС с вопросом: кто определяет учебники, по которым учатся наши дети? Если не поможет, депутат обещал обратиться в Генпрокуратуру.

    Ампутация мысли

    Причиной обращения стало «изгнание» из школы известного учебника математики Людмилы Петерсон. Большинство кандидатов в национальную сборную по математике и победителей олимпиад учились именно по этому учебнику. Но его… назвали непатриотичным. Примеры с героями произведений Дж. Родари, Ш. Перро, сказки «Три поросенка» «не воспитывают гордость за свою страну». А какие воспитывают и правильно учат? Те, где Гоголя путают с Горьким, восстание Пугачева относят к XVII веку, а глобус изображен в зеркальном отражении? Где говорится, что «прикосновение к эрогенным зонам вызывает сексуальное возбуждение» (ОБЖ для 7 класса, «Просвещение») и где есть фраза «Мне 14 лет, я поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу» (учебник немецкого языка, 10-11 класс). Где число витаминов равняется 80-ти, хотя их 13-ть? Где вместо домашних заданий ссылки на Ютуб? Из года в год Минпрос утверждает новый федеральный список допущенных и рекомендованных школьных учебников. Из года в год учителя, ученики и родители находят в них ошибки.

    Цена вопроса

    Российский рынок учебной литературы - место, где на умах учеников создаются колоссальные состояния. Эту известную истину в очередной раз подтвердил судебный процесс между двумя монополистами школьного книжного дела - издательством «Просвещение» (годовой доход 13 миллиардов рублей, контролирует продажу 405 учебников, рекомендованных еще Минобрнауки) и корпорацией «Российский учебник». Любая закрытость, как известно – питательная почва для коррупции. А этот рынок непрозрачен, утверждает Луговой.

    Образование в смартфонах

    Но эта битва за издание учебников на глазах устаревает. В декабре 2016 года Правительство утвердило проект «Современная цифровая образовательная среда». К 2025 году весь процесс обучения будет переведен в онлайн-режим, дети не узнают, что такое школа, первый учитель, портфели с книжками. Их заменят смартфоны, а учителя превратятся в виртуальных наставников. Запущен и проект «Российская электронная школа», которая подразумевает индивидуальные образовательные траектории для детей. Их уткнут в планшеты. Что будет там? Не перейдут ли катастрофические ошибки печатных учебников в масштабный электронный вид? При этом все больше экспертов призывают вернуться к советской системе образования. «К советскому образованию следует вернуться как можно скорее, потому что урон нанесен уже огромный - выросло поколение недообразованных школьников, которые пришли в университеты без знаний», - заявила председатель Общероссийской общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» Мария Мамиконян. Так какой же должна быть школа будущего?
    Написал П. В. (аdmin) 27.02.2019 12:46
  • Олег Смолин Олег Смолин

    Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»

    Эксперт