189 лет назад родился выдающийся русский юрист-искусствовед Дмитрий Ровинский

189 лет назад родился выдающийся русский юрист-искусствовед Дмитрий Ровинский

Дмитрий Александрович Ровинский, родившийся 28 августа 1824г., оставил яркий след не только в истории русской юриспруденции, но и в развитии русского искусствоведения.

Дмитрий Александрович был сыном московского полицмейстера, и сам, после окончания училища правоведения, дослужился до должности сенатора уголовного кассационного департамента, которую занимал до самой своей смерти.

В своей деятельности Ровинский, прежде всего, стремился устранить произвол полицейских чиновников и злоупотребления внутри судебно-следственных органов.  Одним из примеров и самых уважаемых людей для Дмитрия Александровича был Федор Петрович Гааз – врач, благотворитель, всячески боровшийся за облегчение условий содержания арестантов.

Ровинский, несказанно обрадовавшийся изданию в 1860г. наказа для судебных следователей, впоследствии инициировал внедрение института суда присяжных в судебную систему России. Отстаивая необходимость такой меры и способность русского человека принимать решение в суде,  Ровинский писал: «Народ смотрит с состраданием на преступника, уже наказанного плетьми и осуждённого на каторгу и ссылку и, забывая всё сделанное им зло, несёт ему щедрые подаяния вещами и деньгами; он жалеет подсудимых, просиживающих под судом годы и десятилетия в явное разорение своего семейства и государственной казны, но за это сострадание следовало бы скорее признать за народом глубокое нравственное достоинство, нежели обвинять его в недостатке юридического развития».

Параллельно с профессиональной юридической деятельностью, Дмитрий Александрович никогда не оставлял без внимания и свою страсть – сферу искусства.  Благодаря его исследовательской работе вышли в свет уникальные труды: «История русских школ иконописания», «Русские гравёры и их произведения», «Русский гравёр Чемесов», «Русские народные картины», «Достоверные портреты московских государей» и многие другие.

Самой главной темой для изучения и систематизирования для Ровинского была русская гравюра. Его 4-томный труд «Подробный словарь русских гравированных портретов» по праву до сих пор считается наиценнейшим источником для исследования русской гравюры и материальной культуры начала XVIII – середины XIXвв., благодаря более 2 тыс. портретам и подробным описаниям к ним, опубликованным в издании.

Дмитрий Александрович Ровинский оставил богатейшее наследие теоретических трудов по юриспруденции и искусствоведению, в первую очередь, благодаря неутомимому труду и преданности своему делу, чему он старался научить тех, кто работал с ним на одном поприще: «…быть прежде всего людьми, а не чиновниками, служить делу, а не лицам, опираться на закон, но объясняя его разумно, с целью сделать добро и принести пользу, и домогаться одной награды — доброго мнения общества…»

На фото: портрет Ровинского, офорт, В.В. Матэ; пытка на Руси в XVIIIв.; иллюстрация из издания «Подробный словарь русских гравированных портретов»

28.08.2013

Информационно-правовой портал «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое