Правоприменение в России – на троечку
Если оценивать правоприменение в нашей стране по двенадцати бальной системе, то шестерку я бы поставила, по пяти бальной – троечку с минусом. Правоприменительная практика сегодня серьезно расходится с замыслами законодателей и самим законодательством, и для этого есть много причин: низкий уровень профессиональной подготовки юридических кадров, российский нигилизм, воплощенный в формулу о том, что строгость российских законов всегда смягчается необязательностью их выполнения, недостаточная правовая культура граждан и многое другое.
К тому же отсутствует программа по мониторингу законодательства. Когда-то подготовка такой программы была начата Бурбулисом в рамках Совета Федерации, но так и не получила официального закрепления. На сегодняшний день в стране не существует институтов проведения мониторинга правоприменительной практики. В Китае же, например, это одно из ключевых звеньев. Их юристы (в частности, в ходе командировок я изучала там работу правовых подразделений Министерства внутренних дел) приблизительно раз в 2 года на несколько месяца выезжают на места, чтобы проверить, как работают их законы. Они проводят опросы, делают выводы.
У нас же ежегодный доклад о состоянии законодательства и правоприменительной практики, позволяющий увидеть какие существуют пробелы, что не работает, не урегулировано, работает не эффективно, не издается. Как депутат Государственной Думы и заместитель председателя комитета по делам СНГ, я нередко посылаю запросы в министерства, о том, как работает то, или иное соглашение, которое мы ратифицировали - и вижу полную растерянность. Никто ничего не отслеживает, не знает, как и что работает, какие рождает проблемы, не составляется статистика, не ведется сбор эмпирических данных. Это целый пласт проблем, который остается в государственном секторе не поднятым. Безусловно, этой работой должны заниматься Министерство юстиции и правовые подразделения исполнительной власти.
Я считаю, что необходим специальный закон о мониторинге правоприменительной практики, оговаривающий, что на уровне государственных программ должна изучаться реализация законодательных актов.
Решение этих задач очень актуально, особенно, если мы хотим выйти на новый уровень законодательного обеспечения и одновременно надежной защиты прав и интересов граждан.
Татьяна Москалькова
29.11.2010
Комментарии