Права человека вне границ: временных, культурных, национальных

Права человека вне границ: временных, культурных, национальных

Права человека в условиях мультикультурализма стали темой очередной встречи заместителя Президента Гильдии российских адвокатов, члена Общественного совета при Минюсте РФ Рубена Маркарьяна с участниками Молодёжного союза «НУР» Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Армянской Апостольской Церкви в главном храме ААЦ в Москве. За сложным названием темы – простые истины, которые касаются практически каждого человека, поскольку каждый обладает национальной идентичностью, а в современных условиях «растворения» национальных границ отстаивание прав человека обретает новые черты. Поэтому полтора часа запланированной лекции превратились в три часа заинтересованного диалога.

Всеобщая декларация прав человека была принята 71 год назад, 10 декабря 1948 года и стала рекомендованным документом для всех стран-участниц ООН. Причиной её принятия считаются итоги Второй мировой войны. Зверства нацистской Германии, о которых мировое сообщество узнало на Нюрнбергском процессе, показали очевидность того, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Был необходим всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности, и он после огромной кропотливой работы был принят.

Но путь к принятию Декларации для человечества начался гораздо раньше. Идеи о естественном праве получили распространение в Эпоху Просвещения, основу которой составляли рационализм и свободомыслие, отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Если раньше монополией на знания обладала церковь – библиотеки были только при храмах, то ученые Просвещения считали, что знание не должно быть чьей-то привилегией, а должно быть доступно всем и приносить общественную пользу.

«Люди продолжали ходить в церковь, молиться, но становилось все более очевидным, что церковь потеряла ту роль, которую играла на протяжении тысячелетий. Люди подумали, что если они изобрели микроскоп, то религия тут совершенно ни при чём. Представьте: вы – моряк, заснули в 10 веке, проснулись через 500 лет. Те же деревянные парусники, таверны, бочки, канаты, паруса. А вот, если заснуть в 15 веке и проснуться уже в 20 веке в порту, то точно будет шок: огромные лайнеры, рельсы железных дорог и составы, в которые железные краны грузят огромные блоки. Такой рывок НТП приводит к тому, что человеческий мозг перестаёт искать ответы на вопросы у Бога в церкви и думает, что в состоянии сам ответить на все вопросы бытия, только нужно время», - сказал Рубен Маркарьян.

Эпоха модерна и постмодерна, в которую по современной классификации мы сейчас живем, в корне изменила жизнь людей. Рационализм пришел на смену традиционализму, человек стал физически и социально мобильным и вынужден приспосабливаться к изменяющейся среде. К началу 20 века научно-технический прогресс породил новые общественные теории и формации – либерализм, социализм-коммунизм и нацизм. Субъект нацизма – раса, социал-коммунизма – класс, либерализма – личность. В своё время коммунизм и либерализм победили нацизм, а потом с исторической сцены фактически исчез и коммунизм.

«Либерализм с его Я-центризмом по сути является обществом потребления, его религия – Золотой телец и шопинг, его храмы – торговые центры. Покупай, и будь счастлив. То, что начиналось как освобождение личности, чтобы она могла сознательно и свободно обратиться к божественному началу, привело к безудержному потреблению. Где сейчас по воскресеньям больше народа – в храмах или в ТРЦ?» - с горечью заметил Рубен Маркарьян.

Отказ от традиционной роли семьи, традиционных ролей мужчины и женщины, освобождение женщин от домашних обязанностей привело к снижению рождаемости. И вот тогда в западном обществе по-новому «зазвучали» права человека с уклоном в мультикультурализм. Появилась массовая миграция из стран третьего мира, так как капитализм привык считать человеческие единицы и налогоплательщиков. Европейское общество, всегда закрытое и достаточно кастовое, оказалось к этому не готово. О крахе мультикультурализма последовательно заявили Саркози, Кэмерон, Меркель.

К этому, по мнению Рубена Маркарьяна, привело неверное понимание основ межэтнических отношений, полунасильственное навязывание «новых моральных и культурных стандартов», давление правами меньшинства на устои большинства.

«Светское общество стало мультикультурным, но не слилось с духовным, потому что того уже не было. Вот что произошло. А могут ли внешние гражданские интересы человека быть отделены от его внутренних духовных интересов, не нарушая этим жизненности тех и других?» - задал вопрос Рубен Маркарьян.

Что есть мультикультурализм, как защищать права людей не ущемляя их многовековые культурные устои, традиции и верования – самые острые вопросы, которые стоят сейчас перед мировым сообществом. И они важнее и сложнее различных финансовых и экономических кризисов. Ведь в основе любой экономики, любого общественного строя – человек. Либерализм, это, кстати, и провозглашает.

«Хотя на самом деле всё не так уж сложно, и если выйти из дебрей современных течений и вернуться к истокам, то всё о правах человека в своё время сказал Иисус в Нагорной проповеди: возлюби ближнего своего как самого себя. А золотое правило нравственности записано в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31). То есть, права человека, и их защита были провозглашены задолго до принятия всеобщей Декларации. И если бы все соблюдали главный принцип, то не было бы ни войн, ни преступлений», - подвел итог встречи и долгой дискуссии Рубен Маркарьян.

09.12.2019

ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое