Призвание – тюремный надзиратель

Призвание – тюремный надзиратель

Камерная перенаселенность, которая преследует швейцарские тюрьмы и время от времени является причиной массовых волнений, следствие требует все большего числа тюремных работников. Этот репортаж из тюрьмы Шан-Доллон, в которой располагается Женевская школа по подготовке тюремного персонала.

Учреждение, выполняющее функции следственного изолятора, находится в предместье Женевы. Расположен Шан-Доллон таким образом, что случайно в него не попадешь. Так что все, кто сюда стремится добровольно, за исключением заключенных, знают, зачем им это нужно. Знают и тюремные работники.

«Еще когда я была маленькой, я хотела работать в полиции или в охране. Я выбрала эту профессию потому, что это «живая» работа и не надо сидеть на одном месте. Есть и социальный аспект, который меня привлекает», – замечает 24-летняя Ясмина, ученица школы, проходящая первую неделю практики в тюрьме.

Такое решение может показаться странным, если принять во внимание, что работать придется в переполненной тюрьме, а сами условия труда довольно тяжелые. Однако претендентов хватает. «В прошлом году мы изучили 841 досье кандидатов на службу. 35 человек были отобраны для январского курса обучения и 20 для сентябрьского», – объясняет Жерар Марийе, сотрудник, ответственный за подготовку персонала. Чтобы попасть на учебу в Женевскую школу по подготовке тюремного персонала, в которой изучается и теория и практика, необходимо пройти жесткий отбор. Собеседования, интеллектуальные и личностные тесты… Используется и однодневная стажировка. Оставшиеся после всех испытаний лица должны пройти медобследование и представить заверенную полицией обширную анкету. «Важно понять, подходит ли эта работа для кандидатов, и нет ли у них страха перед заключенными», – подчеркивает Жерар Марийе.

Мало женщин

В эту сессию было набрано всего 17 учеников, из них только две девушки. «Этой работой интересуются многие женщины, но набор осуществляется исходя из потребностей», – замечает Жерар Марийе. И априори женщин всегда отбирают меньше. Но существуют ли реальные трудности, мешающие женщинам выполнять такую работу?

«Как девушка я не чувствую, что есть какие-то проблемы, мне кажется, что пол не имеет значения, и я никогда не испытывала страха», – утверждает Ясмина. Это мнение разделяет и Мэрилин, надзирательница из Шан-Доллон с семилетним стажем.

С точки зрения заинтересованных лиц в подходе к профессии должно царить равноправие. Неважно, мужчина ты или женщина. Важнее принцип: не позволяйте себя одолеть страху и сохраняйте хладнокровие. «Не всегда можно управлять эмоциями заключенных, но именно мы должны уметь их успокоить. Нужно быть одновременно и не очень снисходительным, и не очень сварливым», – говорит 28-летний Александр, который работает на практике четвертый день и который один день уже провел в непосредственном контакте с заключенными. «Как мне сказали, участок, на который меня поставили работать, не является самым легким. Но все прошло хорошо. Достаточно немного улыбаться, умело обращаться с дверьми камер и не обходиться грубо с заключенными».

Ключи от тюрьмы

Раньше Александр был поваром. «Профессия надзирателя меня привлекала все больше и больше, я консультировался во многих ассоциациях, занимающихся социальными проблемами, и я решил, что мне подходит роль наставника людей из неблагополучных слоев общества. И потом здесь очень четкий распорядок, знаешь, когда работа начинается и когда она заканчивается. В общем, не как на кухне». Впрочем, Александр намерен служить здесь 30 лет, чтобы занять высший пост в системе охраны. Провести почти всю жизнь тюрьме – он этого не боится, видно, что у молодого человека есть амбиции.

«Как раньше воспринимался тюремный надзиратель? Ключник, с огромными ручищами и пустой головой. Сегодня так уже никто не считает. Придавая огромное значение безопасности, мы все же в первую очередь обращаем внимание на человеческие качества», – замечает Жерар Марийе. Безусловно, и мужчины, и женщины, которые обеспечивают порядок в тюрьме, никоим образом не похожи на «тюремного Терминатора». «Поначалу я ожидала, что увижу что-то похожее на телесериал «Побег из тюрьмы», разные там камеры с решетками, но быстро поняла, что все совсем не так», – улыбается Ясмина.

Быть начеку

Шан-Доллон – это, конечно, не панамская тюрьма, даже если учесть, что здесь на 270 мест приходится 451 заключенный, а в камерах иногда содержится вдвое больше человек, чем положено. В коридорах первого этажа охранники спокойно разговаривают, провожая по камерам заключенных, послушно возвращающихся с ежедневной прогулки. «Все вполне спокойны, видимо, очень замерзли», – улыбается Александр, занимающийся сегодня сопровождением возвращающихся со свежего воздуха заключенных.

«Случаи агрессии, конечно, бывают, но вовсе не каждый день. Чтобы их не допустить, надо постоянно быть бдительным и держать заключенных на расстоянии. Но, как правило, мы всегда ощущаем наличие напряженности в тюремном блоке или в отдельно взятом заключенном, и нам удается эту напряженность снять. Молодым сотрудникам всегда оказывают помощь те, кто служит давно и у кого большой опыт – мы всегда можем на них положиться», – подчеркивает Жерар Марийе. Во время подготовки и обучения персонала тактику подавления беспорядков преподают инструкторы швейцарской полиции, у каждого из которых имеется, как минимум, «черный пояс» по боевым искусствам.

Мнимое спокойствие

В тюрьме Шан-Доллон, 2010-й год для которой стал весьма напряженным (случались и массовые беспорядки, а в октябре произошло нападение на пятерых охранников), сейчас, кажется, царит спокойствие. Время 11 часов 30 минут, и заключенные тянутся получать свой обед, который теперь раздается не по камерам, а на этаже.

На третьем этаже северного крыла Александр наблюдает, как заключенные-мужчины готовятся обедать, он перебрасывается с ними двумя-тремя словами, желает приятного аппетита, улыбается. В соседнем отделении женщины тоже ожидают, когда им принесут обед. Из места, где мы сейчас располагаемся, можно наблюдать за этой обыденной сценой из жизни тюрьмы. Изучение тонкостей тюремного работника теперь не кажется таким уж тяжким. Конечно, мы все это видим с нашей стороны, через окна, которые маскируют шум и поэтому мы видим не все…

Источник: Лорелин Дювийар swissinfo.ch Перевод: Владислав КРИВОШЕЕВ; Юрий АЛЕКСАНДРОВ

СПРАВКА
Обучение тюремных работников в Швейцарии

Кантон Женева. Женевская школа по подготовке тюремного персонала готовит сотрудников для всех тюрем кантона Женева. В западной части Швейцарии это самая большая подобная школа.

Набор. Осуществляется набор стажеров в возрасте от 22 до 35 лет.
Новшество. В 2010 году по причине значительной нехватки персонала, школа решила добавить еще один учебный курс – в сентябре. Если январский набор на обучение длится шесть месяцев, то сентябрьский сокращен до четырех месяцев.
Федеральный диплом. После принятия присяги новобранцы закончат свое обучение в Швейцарском центре по подготовке пенитенциарного персонала во Фрибурге. Там они получат федеральный диплом тюремного работника.
Задачи. Практический курс стажеров в Женевской школе проходит в различных секторах тюрьмы. Задачи надзирателя: осуществление надзора за прогулками, приемом пищи, принятием душа, за работой в мастерских и за работой обслуживающего персонала из числа заключенных.
Преимущества. Тюремный надзиратель обеспечивается медицинской страховкой, и ему оплачиваются все медицинские расходы. Он имеет право на пенсию по достижению 58 лет.
Цифры. В 2010 году, во всей Швейцарии только 128 человек получили федеральные дипломы тюремного работника. В этом году учебу начали 158 человек.

На фото: эмблема тюрьмы Шан-Доллон; тюрьма Шан-Доллон; стажер Александр; Швейцарский центр по подготовке пенитенциарного персонала во Фрибурге.

10.02.2011

Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое