Дети, жизнь которых начинается в тюрьме

Дети, жизнь которых начинается в тюрьме

 Десятки детей находятся в заключении вместе со своими мамами в марокканских тюрьмах. Закон позволяет младенцам находиться в местах заключения, пока им не исполнится 5 лет.

Вот обычное для Марокко объявление: «Отец, находящийся в тюрьме, ищет милосердную душу, которая поможет его детям получить школьное образование». Этот вышеупомянутый отец, которому сидеть еще много лет, женился на одной заключенной. Эта женщина, осужденная за тяжкое преступление, дважды забеременела и родила двух малышей – мальчика и девочку. «Своего первого ребенка я родила, когда сидела в тюрьме города Фес. Это было тяжело, потому что казалось, что до меня никому нет дела. Это так, никакого медицинского сопровождения в тюрьме не было. Рожала я в больнице, а спустя три дня вместе с грудным младенцем я оказалась в большой камере, где были другие женщины со своими детьми. Там было жутко грязно. Я попросила, чтобы меня перевели в камеру к женщинам, у которых нет детей», – рассказывает Рабия. Через два года, на этот раз в тюрьме города Мекнес, Рабия рожает девочку. Если первая беременность у нее протекала без особых осложнений, то вторая чуть не стоила ей жизни. «Поскольку я была сильно ослаблена, меня несколько раз отвозили в больницу. Иногда полицейский офицер, отвечавший за мою охрану, без всяких оснований, угрожал мне, правда, на словах. Рима, правда, родилась нормальной и сейчас она чувствует себя хорошо», – добавляет эта мать двоих детей. Тем временем, чтобы быть ближе к мужу-заключенному, Рабию и ее первого ребенка, маленького мальчика, переводят в женское отделение тюрьмы города Кенитра. В камере проживают пять женщин, не считая малыша. «В тюрьме города Кенитра были ясли, где малыш мог проводить часть дня. Но поскольку большую часть времени он все-таки находился в одной со мной камере, где женщины много курили, у моего сына Мухаммеда начались проблемы с дыхательными путями. Дважды его вывозили в больницу, где он провел в общей сложности двадцать дней», – продолжает свой рассказ Рабия. В тюрьме Кенитра, где в женском отделении насчитывается в общей сложности две больших общих спальни и три отдельных камеры, теоретически предназначенных для беременных и молодых мам, Рабия пережила настоящий ад.

Помощь гражданского общества

Маленькому Мухаммеду этот «тюремный эксперимент» вышел боком: сегодня он страдает аллергией, которая была вызвана, в основном, тем, что воздух в практически не проветриваемых камерах совершенно не подходил для детей. Потому что с 3-х часов дня и до 8 часов следующего утра двери камер закрыты. Практически получается, что ни в чем не повинный Мухаммед подвергался тем же лишениям, что и женщины-заключенные, совершившие различные преступления.

Через четыре месяца после рождения малышки Рабия вышла на свободу. Но ее муж продолжает сидеть в тюрьме. Маленькому Мухаммеду пришлось очень сложно – привыкнуть к свободе ему, не знавшему что это такое, было тяжело. Рабия вспоминает: «Первые месяцы Мухаммед постоянно сидел в углу, отказываясь играть с другими детьми. Он боялся различных звуков, а дневной свет приводил его в ужас. Позже, уже в яслях, он начал привыкать к свободе и радоваться жизни».

Благодаря ассоциации «Связь тюрьмы и общества» (АСТО), Мухаммеду предоставлено в яслях медицинское обеспечение и школьное обучение. «После того, как мы прочитали объявление (мужа Рабии – Ред.), мы обратились в Пенитенциарную администрацию, чтобы нам помогли связаться с этой семьей. И мы решили помочь этому мальчику получить школьное образование», – говорит Шарафа Геннуни, сотрудница АСТО.

Сколько детей вместе со своими матерями, находится в марокканских тюрьмах? В 2010 году только в женском отделении тюрьмы города Укаша находилось пять малышей. Согласно официальной статистике, опубликованной Генеральной дирекцией Пенитенциарной администрации (ГДПА), в 2007 году в марокканских тюрьмах находилось 98 детей (38 мальчиков и 60 девочек). Еще 82 женщины-заключенные были беременны. Общее число женщин, находящихся в тюрьмах, не превышает 3% от общего числа тюремного населения. В 2007 году в абсолютных цифрах женщин было 1 545 (всего заключенных – 53 115).
В начале 2008 года ассоциация АСТО, основанная бывшей политзаключенной Фатной Эль-Буих, решила переориентировать свою стратегию на оказание помощи матерям-заключенным и их детям. «Наша цель – привлечение соисполнителей работы, которую мы проводим в тюрьмах, начиная с 2000 года. В течение вот уже  многих лет мы стараемся изменить мрачную атмосферу, в которой находятся в заключении матери и их дети. Начали мы с организации яслей в женских отделениях в большинстве марокканских тюрем», – рассказывает Фатна Эль-Буих, которая, прежде чем организовать в 2005 году АСТО, была активисткой известной в стране неправительственной организации – Марокканского тюремного информационного центра. Поскольку закон предоставляет возможность матерям-заключенным оставлять при себе детей до достижения ими пятилетнего возраста, эта инициатива была принципиально важна. Благодаря пожертвованиям, тюремные ясли были оснащены большим количеством игрушек, книг и детских кроваток. Для тюрьмы «Укаша», в Касабланке, АСТО удалось найти дипломированную детскую воспитательницу, которая согласилась проживать в тюрьме вместе с подопечными мамашами и их детьми. В марте 2007 года, в той же тюрьме, в женском отделении начала работать психолог. Наконец, было достигнуто соглашение с сиротским приютом «СОС-Виллаж», по которому туда начали принимать детей, которым исполнилось 5 лет. По мнению ряда авторитетных НПО (Всемирной организации против пыток, Демократической ассоциации марокканских женщин и Марокканского тюремного информационного центра), опубликовавших доклад, эти акции стали поистине спасительными для заключенных-матерей и их детей.

Из доклада можно узнать, что «беременные женщины свидетельствуют о том, что их никогда не осматривали, хотя закон требует, чтобы врач обследовал всех поступающих в пенитенциарные учреждения лиц. «Заключенные» дети, содержащиеся в тюрьмах вместе со своими матерями, проживают в тех же условиях, что и женщины-заключенные, они страдают от анемии и отсутствия должного питания, за исключением тех тюрем, в которых мамы пользуются индивидуальными камерами, в которых они находятся со своими детьми».

Бесполезные препятствия

Но что хуже всего, так это то, что «женщины могут рассчитывать на помощь лишь других женщин-заключенных, а также благотворителей или нескольких ассоциаций, которые могут доставить молоко и вещи для младенцев. При отсутствии такой помощи дети страдают от недоедания, анемии, отсутствия свежего воздуха и вынуждены жить в очень мрачных камерах». Эти факты, по свидетельству многочисленных активистов общественных объединений, до сих пор имеют место во многих тюрьмах.
Абсолютно убежденная в том, что детям не место за решеткой, Фатна Эль-Буих, начиная с 2008 года, развернула бурную деятельность. «Мы хотели привлечь соисполнителей к проекту с яслями, то есть сделать так, чтобы дети каждый день могли покидать тюрьмы и находиться в близлежащих яслях. В конце дня их бы привозили назад в тюрьму, к их мамам. Цель этой акции состояла в том, чтобы «тюремные» дети общались с «вольными» детьми. Мы констатировали тот факт, что дети, находящиеся в тюрьме, понимают, что они находятся в худшем положении, чем их сверстники на свободе», – подчеркивает г-жа Эль-Буих. Чтобы реализовать эту инициативу, были предприняты все меры: сотрудничество с директорами частных яслей, организация транспортировки детей… Для этой активистки с большим опытом было важно, чтобы дети не проживали в отвратительных условиях тюрьмы, где царят скученность и насилие. Однако этому проекту не суждено было реализоваться. Объяснение основательницы АСТО следующее: «Именно Пенитенциарная администрация заблокировала этот проект. Соображения безопасности  взяли верх над человеколюбием. Более того, воспитательница и психолог более не допускаются в женские отделения тюрем «Укаши» и «Сале». Это совпало с тем, что было заявлено о том, что в тюрьмах Марокко невозможно обеспечить безопасность». С этого времени АСТО больше не занимается тюрьмами в целом, а сконцентрировалась на оказании помощи детям заключенных, в том числе тем детям, которые находятся в тюрьмах вместе со своими матерями.

«Мы берем на себя обязательства заботиться о детях, как освободившихся из заключения женщин, так и продолжающих отбывать наказание. Наша ассоциация оплачивает школьное обучение, покупает школьные принадлежности и обеспечивает транспортом», – завершает свой рассказ г-жа Эль-Буих.
Но много, что еще предстоит сделать: психологическое сопровождение детей, улучшение условий в женских отделениях тюрем, медицинское сопровождение и наблюдение за беременными женщинами… Именно это надо делать в первую очередь. Пенитенциарная администрация, ставящая на первый план «соображения безопасности», забывает о том, что основными жертвами такой ситуации являются невинные дети.

Хишам ХУДАЙФА

Перевод Александра ПАРХОМЕНКО
и Владислава КРИВОШЕЕВА

На фото: члены АСТО с детьми в одной из тюрем.

02.08.2012

Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое