Новости недели с Рубеном Маркарьяном

Новости недели с Рубеном Маркарьяном

Самый старый в мире розовый фламинго усыплен в Австралии. «Фирменному знаку» города Аделаида и любимцу публики было 83 года, на воле эти красавцы столько не живут. Ветврачи пошли на прекращение мучений птицы, следствия многолетнего артрита, более не поддающегося лечению. Муниципалитет заявляет о намерении поставить долгожителю памятник. На всем Зеленом континенте траур: звание старейшего фламинго планеты перешло к питомцу одного из зоопарков США.


А там, в американском Денвере, ажиотаж иного свойства. Редкий случай – родился  детеныш дальневосточного леопарда. В дикой природе на планете осталось всего 58 его сородичей. Котенка назвали Сочи, что не удивит тех, кому знакома символика нынешних Зимних Игр. Посетители в восторге, ученые в тревоге: в зоопарках популяцию этих уникальных кошек не сохранить, потому что практически все звери в клетках неизбежно находятся в близком родстве.

У европейских зоологов общая с американскими коллегами проблема. В зоопарке  Копенгагена власти решили ее выдачей санкции на отстрел незаконнорожденного жирафа-подростка Мариуса. Он был абсолютно здоров. Но мог стать взрослым.  Правила ЕАЗА (Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов) призваны следить за чистотой генофонда и потому не оставили ему шанса. Зоологи отклонили предложения других зоопарков принять Мариуса к себе. Выкуп «корабля саванны» за полмиллиона евро также не соблазнил дирекцию зоопарка (тем не менее, на мясе-то для львов сэкономили за счет двухсот кг жирафятины). Петиции десятков тысяч граждан уж тем более не могли повлиять на принятое руководством решение.

СМИ и интернет захлестнули споры о том, кого стоит жалеть: датского жирафа, сирийских беженцев или российских пенсионеров, почему Копенгаген не Москва, а главное, можно ли считать образовательно-анатомический перфоманс по уничтожению жирафа в прямом эфире с участием малолетних зрителей торжеством закона в европейском цивилизованном обществе, о недостатке ценностей которого у россиян стало модно твердить в последнее время. «Раньше мы приглашали зрителей на разделку змей, зебры и коз. Жираф у нас впервые», – вещает в кадре глава датского учреждения,  удивленный «неадекватной» реакцией… нет, не детворы, а шокированного мирового интернет-сообщества. Впрочем, замечает он в скобках, «протестовать – это право людей».

Будет правильным назвать «гуманное умертвление» жирафа Мариуса, волей судьбы оказавшегося в кровном родстве со всеми европейскими жирафами, эффективной селекцией или же, по словам дрессировщика хищников из цирковой династии с мировым именем, народного артиста России, гендиректора Цирка на Цветном бульваре Эдгарда Запашного в эфире радиопроекта «ЗАКОНИИ», оправданием варварства в борьбе за эту самую гуманность? 

Московский зоопарк в официальном заявлении рассматривает факт «отсеивания» неправильных животных как предусмотренный правовой базой ЕАЗА метод генетической регуляции вида, хотя и излишне жестокий. При этом в комментарии порталу руководитель службы по внешним коммуникациям главного зоопарка страны Анна Качуровская ставит вопрос об истоках допущения датскими зоологами появления на свет Мариуса. Штука вот в чем. Детеныши привлекают посетителей, то есть, обеспечивают прибыль. Это, так сказать, отдельная «хитрая» политика европейских зоопарков, которые более склонны к шоу, в отличие от российских, ориентированных прежде всего на науку. Сами еврозоологи утверждают, что вмешиваться в жизнь животных запрещено законом, и поэтому они свободны бесконтрольно спариваться. Отвечать перед законом за «чистоту» полученных генов приходится подросшим мариусам, неважно, летучая ли он мышь, лев или барсук – будущего у них нет.

По мнению депутата Госдумы Андрея Туманова, что желание соблюсти букву закона в таких случаях приводит к формуле «раз инструкции обязывают животное уничтожить, так плевать нам на нравственность». Датчане, похоже, готовы плюнуть еще раз. По стечению обстоятельств, очередную возможную жертву правил ЕАЗА - тоже жирафа, но из другого зоопарка, зовут Мариус.

Чеченский лидер Кадыров во избежание повторения трагического сценария готов приютить Мариуса-2 в собственном зоопарке. Братья Запашные планируют организовать его эвакуацию более чем за сто тысяч долларов (в Москве «гибридный» вопрос усыплением не решают, вспомним жирафа Самсона, ему уже 20 лет). Известнейшая зоозащитная организация Humane Society молчит. Может быть, ее больше собаки волнуют?

Негодование Humane Society, по данным британской «The Guardian», вызвали сообщения об уничтожении бездомных собак в Сочи.  В сети появились специнструкции для тех, кто хочет привезти домой собак из столицы зимней Олимпиады. Во время Игр не должна проливаться кровь, это называется «олимпийское перемирие». Расскажите о нем догхантеру из Приморья, отравившему почти  тысячу уличных собак. Он будет убеждать суд, что старался на пользу хорошим прохожим и благовоспитанным собакам на поводках, совсем как директор зоопарка в Дании (к слову, ратифицировавшей Европейский мораторий на смертную казнь даже в военное время) – что жизнь пары жирафов (слонов, медведей) ерунда по сравнению с сохранением их популяции для новых землян. Какое там «перемирие»…

Идея «олимпийского перемирия» исходит корнями в историю олимпиад. Азербайджан не нарушил бы «перемирие» 50 раз, если бы на неделе смотрел телевизор. А МОК смотрит, потому и пошел навстречу Индии. Вообще Олимпиада с древности рассматривалась как площадка для международных переговоров, так что призыв к соблюдению «олимпийского перемирия» на период Игр-2014 в Сочи не новость.

Но какой закон способен возродить эту традицию гуманизма? А еще остановить «фашистские» посты об Олимпиадах? Чтобы сражаться во время Игр приходилось лишь с выпивохами да с дверьми ванной и лифта.  А еще адвокатам можно оставить право на борьбу в любое время с волокитой следствия и безосновательностью его постановлений.

Античный историк Геродот написал о 15-летней войне двух империй, которую заставило прекратить солнечное затмение. Дело окончилось подписанием  мирного договора. В наши дни астрономические явления не могут остановить международные конфликты и бытовую жестокость, порой странноватым образом оправданную законом. Тогда, может быть, разумная гибкость?

Шесть лет назад в берлинском зоопарке мать бросила белого медвежонка Кнута. Правила все той же ЕАЗА были пересилены решением сотрудников Berliner Zoo  вырастить медвежонка своими силами. Выручка зоопарка вдруг подскочила на 5 миллионов евро, зоопарки, где содержались родственники мишки, судились за бешеные отступные. Фильмы пошли про медвежонка Кнута, сувениры с изображением Кнута, игрушки... В общем, немцы тогда со своей гуманностью к белому и пушистому не прогадали. Жаль, Кнут не обладал крепким здоровьем (лучше всего белые медведи плодятся в Московском зоопарке, факт). Но туристы до сих пор рвутся в Zoo «к памятнику Кнуту», книжки с историями про легендарного медвежонка в магазинах в большом ходу. Мирный и рачительный немецкий подход.

 

25.02.2014

Рубен Маркарьян

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое