Новости недели с Рубеном Маркарьяном

Новости недели с Рубеном Маркарьяном

Напрасно  мужичок возмущался лишением водительских прав за то, что уснул «под градусом» в собственном припаркованном автомобиле.  Вопрос нарушал или не нарушал он правила движения,  инспекторы решили на свое усмотрение. Но ведь не отметелили на месте при задержании, как вышло в Омутнинске. Там, правда, дело касалось инвалида, избитого в дежурной части. Сегодня драчуна-полицейского судят, а он не признает вину. Его довод: инвалид был пьян. 

Если пьян – значит, бить можно? Тема не такая уж риторическая. Но придется помнить, что не вступили еще в силу поправки, вменяющие стражам порядка в обязанность относиться к пьяным с тем же уважением, как и к остальным гражданам. Вот вступят  поправки в действие – тогда точно пьяных в отделении бить будет нельзя. А может, и трезвых, и все остальных.

Однажды уважение к людям вообще станет обязанностью полицейского. На это не только мы с вами надеемся. Министерство внутренних дел подготовило  ряд новых законодательных норм, предусматривающих ответственность полицейских за несоблюдение правил этикета при общении с населением. То есть с нами. Даже с нетрезвыми, даже с буянящими.

Новеллы архиважные. Одна из них запретит… нет, не махать кулаками по носам и ребрам задержанных граждан, а запретит отпускать их из участка без извинения: мол, очень сожалеем, инспектор такой-то в отношении Вас был неправ, просим простить, больше не повторится, и вот здесь распишитесь, что претензий не имеете.

Не смешно. Такие нормы – давно норма для цивилизованных государств. В соседней Финляндии, скажем, защитники правопорядка  не только извинились перед мирными демонстрантами, ошибочно задержанными по подозрению в причастности к анархическим группировкам, но и компенсировали ущерб. Выпуская на волю незадачливых манифестантов, финские poliisi купили им древки для плакатов и флагов взамен сломанных. По началу-то силовики решили, что эти палки граждане могут использовать как оружие. О признании ошибки полиция сообщила на своей официальной интернет-странице. Томским активистам с плакатами «Сочи-2014», доставленным в РОВД  с тротуара перед началом эстафеты Олимпийского огня с присказкой «А, тебе все неймется?»,  эта история может показаться пропагандисткой байкой. Если б у нас так было, жюри конкурсов на лучшего дядю Степу надолго затруднилось бы с выбором победителя.

МВД  планирует фиксировать факт принесения извинений собственными сотрудниками не устно, а в специальном журнале. Еще в нем будет предусмотрена графа для информации о времени уведомления родных задержанного или содержащегося под стражей, о наличии у него травм, его самочувствии, госпитализации и прочих происшествиях.  К слову, никто из восьми полицейских отдела «Дальний» в Казани, запытавших до смерти задержанного Сергея Назарова (чья причастность к краже в магазине так и не доказана), на недавнем майском допросе в суде свою вину не признал. И, судя по репортажам в прессе, приносить извинения семье никто не собирается. Ни печатно, ни устно, никак. В свое время министр МВД Татарстана получил выговор от Рашида Нургалиева. И тоже молчит. Заставит ли этих людей извиниться  грядущий закон?

Главный юридический консультант «ЗАКОНИИ»  Валерий Степанов полагает, что извинение  при ошибке естественно по своей природе, это «само по себе должно быть непреложной человеческой нормой, невзирая на наличие или отсутствие погон на плечах».  Поэтому введение специальной законодательной нормы, закрепляющей обязательность признания вины в таких случаях, как предлагает МВД для своих сотрудников, избыточно, тем более что в УК уже есть статья 301, предусматривающая санкции за заведомо незаконное задержание, а также заключение под стражу или содержание под стражей. По мнению эксперта, такая норма порождает возможность злоупотреблений с обеих сторон. Сегодня, «неправомерно задержанный гражданин» должен прослезиться от радости, что на своих ногах из ОВД ушел.

Почему-то Европе наша реальность не грозит. Испанские полицейские из города Сарагоса без вопросов публично извинились перед приглашенными на семинар по оказанию первой медицинской помощи  за показ ролика с участием молоденьких моделей. Непрямой массаж сердца,  искусственное дыхание способом «рот в рот» в сексуальном нижнем белье. Зрители возмутились увиденной «методичкой». Офицеры вежливо пытались отстоять право на использование креативного видеоряда – дескать, «иронические» кадры надолго останутся в памяти людей, что, возможно, позволит спасти чью-то жизнь. И затем напечатали текст со словами «perdónе, por favor» в местной газете. Ну, не рассчитали сеньоры офицеры, дело можно поправить. Прокурор в случае ошибки также не побоялся бы извиниться.

Что касается прокурора – такая норма у нас уже есть. Если человек незаконно подвергался уголовному преследованию, прокурор обязан извиниться за действия правоохранительной системы перед гражданином. Но, к сожалению, прямой ответственности органов прокуратуры нет. Факты, когда прокурор извиняется от лица государства за незаконное уголовное преследование, как в случае с новосибирским чиновником Романом Шилохвостовым в 2013 году, типичными не назовешь. По данным генпрокурора РФ Юрия Чайки, за последние три года в России незаконно были привлечены к уголовной ответственности более 14 тысяч человек, а более 4,6 тысяч человек незаконно арестованы и задержаны.

Допустим, неправомерное уголовное преследование окончено, гражданин на свободе. Дождется он положенных действующим законом и естественной природой извинений? В случае с журналистами LifeNews, задержанными как террористы в Краматорске, кажется, понятно: чужая страна. А на своей земле…Если уж их до сих пор не услышал  бывший мэр Рыбинска Евгений Сдвижков, которому летом 2007 года вменили получение взятки, а в январе 201-го уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления. Раз не повезло предшественнику, возможно, чудо произойдет с мэром Рыбинска Юрием Ласточкиным, с момента предъявления обвинения в вымогательстве двух миллионов содержащимся под стражей, несмотря на наличие многочисленных поручителей, в числе которых не только жители Рыбинска и Ярославской области, но и известные политики, общественные деятели и  спортсмены-олимпийцы. Сегодня следствие пытается доказать вину Ласточкина по вещдокам, выборочно предоставленным полицией, – это все равно что пытаться уверять глаз, что он видит картинку из паззлов, тогда как самых ключевых фрагментов рисунка не хватает. 

В связи с получением возможности ознакомления с результатами экспертиз и другими материалами по  делу Юрия Ласточкина, собранными следствием  в качестве  доказательств его причастности к вымогательству, адвокаты подозреваемого утверждают: вещественные доказательства, полученные оперативными службами с помощью скрытых записывающих устройств, ставят под вопрос обоснованность, а, следовательно, и законность  самого обвинения. Как знать, успеют ли вступить в силу «извинительные» поправки МВД к моменту окончания судебного расследования и снятия с Ласточкина обвинения? Наверное, ведомству также стоит начать разрабатывать новые нормы – о реабилитации необоснованно попавших под уголовное преследование граждан. 

04.06.2014

Рубен Маркарьян

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое