ПЕТЕРБУРГСКОМУ ДЕТЕКТИВНОМУ КЛУБУ – 30 лет
Можно без преувеличения утверждать, что детективная литература всегда занимала на российском книжном рынке лидирующее положение – как по тиражам, так и по разнообразию авторов и издательств, работающих в этом жанре.
В начале девяностых годов прошлого века детективная литература была представлена на российском книжном рынке преимущественно произведениями американских и западноевропейских авторов. Романы и повести Богомила Райнова, Джона Хедли Чейза, Агаты Кристи, Гарднера, Буало-Нарсежака, Рекса Стаута и многих других мастеров остросюжетного жанра легко и быстро распродавались тиражами в сотни тысяч экземпляров. Процветало издательское пиратство – авторские права иностранных, да и отечественных, писателей никем не защищались, и редко кому удавалось получить подобающий гонорар за создание или перевод детективных произведений.
Затем, на какое-то время, картина отечественного книжного принципиально изменилась – русские имена на обложках детективов начали явно преобладать. И в этом не было ничего удивительного, потому что сама жизнь в России первых лет после распада СССР все больше напоминала триллер без начала и без конца. Куда там западным «крутым» авторам! Криминально-политические скандалы переполнили газетные полосы, кровавые телевизионные репортажи стали привычным дополнением к вечернему чаю в кругу семьи, а по количеству притонов и проституток мы тогда стремительно обгоняли все остальное прогрессивное человечество.
Книжный рынок, достаточно быстро оправившийся от ажиотажного спроса на все, что еще недавно было под гласным и негласным запретом, начал демонстрировать устойчивое снижение читательского интереса к переводным детективам.
Вот именно тогда и начало формироваться то, что теперь можно смело назвать петербургской школой современного Российского детективно-приключенческого жанра. Сначала на лотках и прилавках книжных магазинов замелькали единичные обложки с фамилиями наших соотечественников, потом их стало больше, потом... Спрос определил предложение. Вскоре авторов, работающих в жанре отечественного детектива, стало много – хороших и разных. Окружающая, данная в ощущение, действительность заставила в те годы ринуться в омут криминальной прозы и публицистики представителей самых разных литературных жанров: фантастов, писателей-маринистов и даже поэтов. Понесли по редакциям рукописи милиционеры, журналисты, домохозяйки, особо опасные рецидивисты, депутаты и лица без определенного места жительства или рода занятий...
Не у всех получалось, но читательский голод на доморощенный детектив сметал с прилавков практически любой тираж даже самого слабого автора. Причем, едва ли не главной особенностью рынка детективной литературы в России и странах СНГ стала серийность. То есть, совпали, как авторское стремление создавать циклы повестей и рассказов, объединенных одним героем, так и желание издателей «раскручивать» и выпускать книжные серии в типовом, привычном для читателя оформлении. С одной стороны, это было хорошо: в рамках прибыльной, завоевавшей успех серии издатель готов был рискнуть и напечатать никому не известного дебютанта, который впоследствии станет коммерческим автором. С другой стороны, погоня за непрерывностью серии, спешка заставляли снижать критерии отбора авторов и литературных произведений, отчего начал падать и общий уровень публикаций.
В России начала девяностых, как и всегда, и повсюду в мире, отношения между писателями и издателями были далеко не безоблачны. Однако петербургские авторы детективной литературы и издатели, работавшие в этой сфере книжного бизнеса, попытались найти приемлемые формы взаимодействия.
Именно для этого в 1992 году на базе известного тогда крупного издательства «Библиополис» и возник Петербургский детективный клуб. На берегах Невы он был создан задолго до того, как репортажи об аналогичном событии появились на страницах светской и культурной хроники московских газет. Поэтому, видимо, Клуб и не превратился подобно множеству структур и творческих объединений, в провинциальную копию какого-нибудь столичного «старшего брата».
С самого начала он создавался как неполитическая, некоммерческая организация, своеобразный «круглый стол» для писателей, книгоиздателей и настоящих, а не выдуманных профессионалов правоохранительной деятельности. Эти принципы остаются основополагающими и в сегодняшней деятельности Клуба. Он был задуман и существует, прежде всего, как своеобразный творческий «фильтр», не позволяющий общему уровню петербургского и отечественного детектива опуститься до откровенно низкопробного и бульварного чтива. В то же время – это независимый совещательный орган, позволяющий улаживать неизбежные в условиях книжного рынка конфликты...
Благодаря деятельности Клуба в литературу вошло несколько новых блестящих авторов. Членами Клуба являются профессиональные литераторы, мастера криминальной публицистики, издатели, журналисты. Но не только. Среди членов Петербургского детективного клуба также – действующие и бывшие сотрудники криминальной полиции, суда, адвокатуры, военной разведки. То есть именно те, кто был, прежде всего, заинтересован в формировании правовой культуры общества и в уважении к закону.
Разумеется, первую, самую многочисленную группу членов Клуба составляли и составляют писатели, работающие в жанре классической криминальной прозы, полицейского детектива, журналистского расследования, психологического триллера, авантюрного романа. Достаточно упомянуть только несколько имен, таких, как Андрей Кивинов и Андрей Константинов, очаровательная телеведущая Марианна Баконина, легендарный рок-музыкант Владимир Рекшан, полковник налоговой полиции Владислав Виноградов. И сейчас гордость нашей детективной литературы составляют те, кого не надо представлять читателям: вице-президент Петербургского детективного клуба Дмитрий Леонтьев, Елена Топильская, Виктория Шервуд, Анастасия Монастырская, Галия Мавлютова, Максим Есаулов, Владимир Дудченко, Илья Дроканов, Гера Фотич, гость нашего клуба, прекрасный литератор Евгений Зубарев…
Между прочим, теперь в Клубе есть и представитель московской школы детектива – лауреат нескольких литературных премий, замечательный автор исторических детективов и публицист Рубен Маркарьян.
К сожалению, за тридцать лет истории Клуба навсегда покинули этот мир патриарх петербургского детектива Станислав Родионов, прекрасный публицист и историк, адвокат Александр Кирпичников, мастер остросюжетной прозы Андрей Измайлов, ветеран советской контрразведки Василий Бережкой, бывший председатель городского суда Владимир Полудняков и еще несколько авторов, стоявших у истоков создания Петербургского детективного клуба. Однако их произведения, безусловно, навсегда войдут в золотой фонд не только детективной, но и всей отечественной литературы.
Издателей теперь в Клубе, по вполне понятным причинам, значительно меньше, чем людей пишущих. Их вообще стало меньше, чем три десятилетия назад, так что это почти вымирающий вид отечественных предпринимателей, но ничего не поделаешь.
Третью по порядку, но не по значению группу неформальных членов Петербургского детективного клуба составляют профессионалы правоохранительных органов. Сотрудники пресс-служб, действующие оперативные работники, следователи, сотрудники суда – многие из них даже участвуют в работе с рукописями молодых авторов, кое-кто сам пишет и успешно публикуется. Ведь кому, как не им представлять роль честной и профессиональной детективной литературы и криминальной публицистики в оздоровлении нашего общества.
В девяностые годы, на протяжении нескольких лет, Издательство «Библиополис» под эгидой Петербургского детективного клуба выпускало серию литературно-публицистических альманахов, на страницах которых было представлено все многообразие жанра – от психологических триллеров до «боевиков» и первых в нашей стране журналистских расследований. Почти каждый выпуск серии давно уже стал библиографической редкостью. И сейчас в планах Клуба есть возобновление издания серии «Петербургский детектив».
За три десятилетия своего существования Петербургский детективный клуб проводил регулярные встречи с взрослыми читателями и со школьниками, был представлен на телевидении, проводил семинары для молодых авторов. На международных книжных ярмарках вручались премии клуба – например, почти серьезная премия «Гранд-опера» для авторов так называемой «полицейской» прозы, или шутливая премия для супружеских пар, объединяющих мужчин и женщин, пишущих детективы.
Вообще же, по мнению критиков, именно Клуб выполнял в свое время, и, в определенной степени, выполняет сейчас, функцию некоего фильтра, позволяющего общему уровню детективной литературы и криминальной публицистики Петербурга не опуститься до среднего уровня, с его откровенной бульварщиной, «чернухой» и непрофессионализмом.
С февраля этого года Петербургский детективный клуб зарегистрирован в качестве Автономной некоммерческой организации, а его вице-президентами являются писатели Андрей Кивинов (Пименов) и Дмитрий Леонтьев.
Никита Филатов
Президент Петербургского детективного клуба
Специально для ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»
07.04.2022
Комментарии на форуме