В основе недоисполнения госпрограмм лежит страх чиновника сесть в тюрьму – Рубен Маркарьян
Премьер Михаил Мишустин пригрозил министрам и главам служб и агентств персональной ответственностью за неисполнение госпрограмм и госпроектов. Идею поддержал председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, добавив, что «необходимы системные меры» для решения проблемы неизрасходованных средств госбюджета. На первый взгляд, ситуация нелогичная: правительство ежегодно выделяет средства на строительство дорог, школ, больниц, техники, закупку и ремонт оборудования, программного обеспечения и прочего. Бюджет прошлого года был профицитным, то есть деньги имеются и даже с запасом.
Однако Коллегия Счетной палаты РФ еще в феврале указала на антирекорды, установленные правительством по исполнению госконтрактов. Недоисполнение расходов по итогам 2019 года составило 1 трлн 122 млрд рублей. Как уточнили для «Газеты.Ru» в Счетной палате, расходы прошлого года были исполнены на самом низком уровне за последние 11 лет – всего 94%. Объем неиспользованных бюджетных ассигнований составил 1,1 трлн руб. Это в 1,4 раза больше, чем в 2018 году.
В чем причина? По мнению адвоката, главного редактора ЭСМИ «ЗАКОНИЯ», члена Общественного совета при Минюсте России Рубена Маркарьяна, чиновники боятся наказания и выбирают самый легкий вариант – ничего не делать.
«По сути, чиновники не выделяют положенные субсидии и не проводят финансирование, чаще всего из-за неготовности полного комплекта документов для этого. Не готова экспертиза, не представлены акты, не оформлены до конца принятые работы и т.п. Да и система электронного бюджета и казначейство просто не выпустят деньги, без полного комплекта документов. Чиновник же понимает, что за недоисполнение ему, возможно, грозит взыскание за неисполнение должностных обязанностей, но не более того. Максимум переведут на другую работу, или даже уволят. Потому выбирают меньшее наказание из возможных, то есть дисциплинарное», – пояснил адвокат «Газете.ру».
Другое дело, если во исполнение госпрограммы или контракта чиновник пойдет на риск и выделит деньги без надлежаще оформленных документов, без соблюдения процедур, то тут для него закончится все плачевно.
«Раньше в СССР боялись больше статей вредительство или невыполнение плана, чем статей за финансовые нарушения. Сейчас боятся более формальных статей, вроде нецелевого использования бюджетных средств, чем невыполнения государственных программ, ибо там ответственность чаще всего дисциплинарная», – отметил Маркарьян.
Например, за нарушение бюджетной дисциплины в виде направления бюджетных средств на цели, не соответствующие целям, определенным законом, бюджетной сметой, бюджетной росписью или государственным контрактом, чиновник может быть привлечен к ответственности по статье 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств и оштрафован от 20 до 50 тысяч рублей, а то и получит дисквалификацию от года до трех лет.
«Бывает и хуже, когда «нецелевка» составит крупный или особо крупный размер, то есть 1.5 миллиона и 7,5 миллиона рублей. За такое нарушение уже наступает не административная, а уголовная ответственность по статье 285.1 УК РФ и чиновнику грозит и два года отсидки и даже до пяти лет с лишением права на чиновничье кресло до трех лет. Если же в срочном «дофинансировании» с нарушением процедур присутствует корыстный мотив, то против казнокрада начнут работать более тяжкие статьи – 159 (мошенничество), 160 (растрата) и 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Там сроки в заключении побольше – до 10-ти лет», – сказал Рубен Маркарьян.
04.09.2020
Комментарии на форуме