Виктор Костромин
- Место жительства
- / /
- Профессиональная деятельность
- Председатель Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»
- Пол
- мужской
-
Тема коррумпированности судей и методах борьбы с этим явлением поднимается постоянно, особенно в последние 10 лет. Можно только отметить, что в последнее время все чаще и чаще судьи попадаются на прямой взятке. Но общим сложившимся правилом является то, что на судей бесполезно жаловаться с учетом реалий судебной и правоохранительной систем, при которых поймать за руку нечестного судью можно только на прямом подкупе, а все остальное остается в тени. Проблема не в том, кто попадает в судьи, кто рассматривает случаи нарушения, какие квалификационные коллегии принимают по ним решения (можно ведь создать дисциплинарную комиссию, когда люди жалуются), проблема в том, что судьи принимают не объективные решения, не тек как требует закон,Написал Костромин Виктор (Виктор Костромин) в теме ЗАКОННОСТЬ БЕЗ СПРАВЕДЛИВОСТИ 29.07.2021 23:42
С одной стороны неверно вмешиваться в деятельность судов, но с другой – чувствуется огромное недоверие к судебной системе, и это подрывает устои власти, устои справедливости. И даже те решения, которые были приняты объективно, взвешенно, справедливо, но не понравились какой-то стороне или обществу, воспринимаются также негативно, как и работа тех судей, которые стараются быть объективными и справедливыми, и их немало. Но их не видно за теми, кто порочит честь профессии.
Дальше... -
В России неплохое антикоррупционное законодательство, неплохие УПК и УК, у нас проблема в правоприменении, в исполнении законодательства, в неотвратимости наказания за коррупцию. Да, множество людей считает, что в России коррупцию победить трудно. Нам пишут обращения, жалобы на чиновников, либо молчат, потому, что боятся или не верят. Но, что интересно, нарушив закон, многие ведь сами предпочитают откупиться. Но в то же время, при стагнировании экономики, когда у людей падают реальные доходы, почему-то получается, что у тех, кто находится у власти, принимает решения, доходы не падают?Написал Костромин Виктор (Виктор Костромин) в теме Нарушители поневоле 01.02.2019 10:15
Что касается инициативы Минюста, это вообще другая ситуация, напрямую к коррупции, как её воспринимают в обществе, не имеющая отношения. В СМИ и обществе напутали всё! Еще в 2013 году на Совете по вопросам противодействия коррупции Президент дал получение провести мониторинг правоприменения законодательства в этой сфере. По его итогам в 2016 году Министерство труда выпустило соответствующий обзор и только сейчас, в 2019 году, дошла наконец-то мысль, что получился огромный перекос и его надо исправлять. Речь ведь идёт о дисциплинарных взысканиях чиновникам за несоблюдение требований и ограничений антикоррупционного законодательства.
Чиновник- это же не только министр, это же большая армия сотрудников ведомств и служащих на местах. И в ситуации, когда человек не по своей воле нарушил требования, допустим, банк не ту справку выписал, в НДФЛ ошибка, и он не мог это предвидеть, его ждёт наказание. Комиссия по этике может за это дать дисциплинарное взыскание, а если работодатель и члены комиссии недобросовестные, то могут и увольнять. У людей могло что-то сгореть, как, например, в Хабаровском крае, но судебная практика показывает, что людей реально увольняют. Речь идет именно о таких вещах, а не об освобождении от административной и уголовной ответственности за коррупцию. Очень многое в этой связи зависит от комиссий, а в них не представлен независимый орган, который беспристрастно бы оценивал обстоятельства. По идее и по закону там должны быть представители общественности, гражданского общества.
Дальше... -
Ныне определённые законом правила дарения и получения чиновниками подарков работают слабо. Получалось иногда, что прописывают, что сдали подарки, но на самом деле этого не сделали. Когда подарок оценивался уже в десятки и сотни тысяч рублей, только в этом случае чиновник вынужден был его сдавать. И то, когда он был подарен прилюдно.Написал Костромин Виктор (Виктор Костромин) в теме Подарки по праву 14.12.2018 15:20
Почему определили такой порядок, когда прописано, что именно можно дарить? Практика показала, что администрирование этого закона чрезвычайно сложно. Хранение и оценка подношений – достаточно дорогое удовольствие. И поэтому было принято решение четко определить, что знак внимания должен быть выражен в конкретном виде, и ничего кроме этого.
На самом деле, несмотря на кажущуюся малозначительность этого вопроса, он часть большого комплекса. Проблема в том, что власть нам никогда не объясняет свои шаги. Соответственно, у людей возникает закономерные вопросы.
С моей точки зрения, такой порядок по отношению не только к чиновникам, но и учителям и врачам, абсолютно правильный. Когда мы что-то дарим, мы всё равно таким способом покупаем внимание. Как бы это ни называлось: от души, по долгу службы и так далее. И с 90-х годов, и с нулевых, остаётся проблема: у большей части людей нет возможности подарить достойный подарок. Сегодня в обиходе о таких детях или родителях есть слово «нищеброд». Если где-то до третьего класса ребёнок не понимает, почему его так называют, то дальше он всё понимает, и это очень больно ранит. Хороший букет цветов из трех роз в праздники стоит где-то тысячу рублей. Плюс духи, плюс шоколадка. А если не один ребенок в семье? А если зарплата у обоих родителей в среднем около 40 тысяч? У многих родителей нет возможности купить даже цветы. Представьте, каково ребёнку, который с тремя цветочками приходит, а кто-то приносит роскошный букет? А праздников у нас много. Плюс вечно нужны на что-то средства сдавать, то на питание, то на что-то другое. В другой стране под названием Советский Союз не было такого! Было неудобно дарить, потому, что вроде как подкупаешь человека.
По поводу врачей – это серьезнейшая проблема. Надо разделить частные клиники и государственные. В частных проблемы этой нет – хотите, подарите цветы, но, как правило, обходится без этого. Во всех остальных, практика подарков, к сожалению, распространена.
Дальше... -
Сейчас чиновникам уже обойти налоговые декларации не получится, там же смотрится суммарный доход обоих супругов за три года. Допустим, он составил 20 млн. руб. Дальше смотрим, что они купили, за 5 млн. руб. машину, что-то еще, и тут выскакивает, что 11 млн. в год они платят за обучение своих детей. Если сумма трат превышает задекларированную, тогда соответственно это дело комиссии по конфликту интересов. И если несоответствие* выясняется, то государство подает в суд, и причина в* этой сумме, которую не могут объяснить, откуда она взялась. И тогда с чиновниками поступают просто, либо увольняют по недоверию, либо инкриминируют состав какого-то уголовного преступления, тогда уже соответствующие компетентные органы решают вопрос о привлечении или непривлечении к ответственности.Написал Костромин Виктор (Виктор Костромин) в теме МГИМО или Оксфорд. Где учиться «элитным» детям? 06.12.2016 15:01
Сейчас уже появилась такая практика в судах, она небольшая, но есть. Есть еще такая особенность интересная, когда, допустим, некую сумму* задекларировал,* у него вылезло 5 млн. сверху, чиновник говорит «мне заняли товарищи». Есть такая сноска в законе, позволяющая поинтересоваться, позволяют ли доходы товарища занимать такую сумму. Товарищ может сказать, что он не чиновник, не хочет раскрывать свои доходы. Тогда соответствующие органы, как правило прокуратура, подают в суд, потому что по сути, если нет объяснения, не раскрыт источник, то получается, что декларация все равно не достоверна. Уже в суде спокойно в законном порядке разбираются: да, товарищ может занять такую сумму, вопросов нет. А может выясниться, что товарищ работает водителем, у него суммарный доход – 300 тыс. руб.
Сегодня такая практика в судах появляется, и она будет продолжена. Я бы рекомендовал декларировать честно. В этом и состот профилактика коррупции.
Дальше... -
Без кооперирования гражданского общества невозможно сегодня бороться с коррупцией. НО: важно для психологического состояния общества, как мы называем людей, сообщающих о факте коррупции, потому что ментально люди не готовы к этому. Нужно очень точное определение, причем термин достаточно лояльный.Написал Костромин Виктор (Виктор Костромин) в теме Граждане в борьбе с коррупцией: реальная сила или «мертвые души»? 28.09.2015 12:12
Скажешь «стукач», – и у людей сразу возникает отторжение на подсознательном уровне. Информатор – это скорее человек, который работает на спецслужбы. Разоблачитель – громковато… Заявитель – это ближе, нормальный юридический термин. Как ни странно, восприятие терминологии не учитывается почему-то при разработке и продвижении инициатив, при разъяснении, зачем такой закон нужен государству. Очень многое значит формулировка.
В западном законодательстве информаторы получают поощрение. Выплата в процентах от суммы, которую удалось сохранить для казны, если преступление предотвращено. Если проверка подтвердит сообщение о коррупции, будет суд, определится ущерб, лишь тогда пойдет речь и вознаграждении. Это тоже надо объяснять людям! А у нас людям и в Общественной палате, и в Госдуме, и в прессе, и на Первом канале донесли такую идею: ты должен «стучать», а тебе тут же за это деньги заплатят. А народ памятует все, что происходило в нашей стране… У нас вообще проблема – мы не объясняем законодательство.
Вознаграждение в принципе – это нормальная мотивировочная часть. В принципе оно и сейчас уже существует в каких-то делах по терроризму, то есть по большим преступлениям. На самом деле закон об информаторах, который не пропустили, страшен другим. Я разговаривал с одним человеком, она раскрыла в Красноярском Крае схему хищения леса, и ее в итоге уволили. И суд над ворами был, а ее все равно уволили, человек остался незащищенный.
Самое главное: система отторгает желание помочь в борьбе с ворами. Человек в коллективе заявил о факте коррупции. Его увольняют. Нужны поправки в Трудовое законодательство. Затем отношение самих сотрудников: «стукач».
А люди за семью свою тоже ведь боятся? Надо и физическую защиту в крайнем случае оказать.
Дело еще в том, что у нас основные деньги – в бюджете страны, естественно, идут распределения денежных средств, потоков, особенно в сфере государственного и муниципального заказа, и так далее.. Отсюда идет увод денег на собственный карман, грубо говоря, грамотно воруют по финансовым схемам. Так вот, один человек не может провернуть эту схему, понимаете? В ней замешано в качестве исполнителей более десятка людей. И наверняка там есть люди, которые «не в доле». Просто исполнители на уровне бухгалтеров, аудита, еще чего-то, но они понимают, что участвуют в «нехорошей сделке». И они бы могли о преступлении заявить, но они не защищены. Люди уводят миллиарды, хотя простой исполнитель мог бы все пресечь!
Почему сегодня мало заявителей о крупных взятках? Потому что уже никто не берет чемоданами, по большому счету, только идиоты, дейтсвут «схемами». И вот здесь как раз очень важны «простые люди», которые могут сообщить об этих вещах, но имеют право и надеяться на помощь государства. Пока решили распространить только на государственных муниципальных служащих – отдельную категорию, которая наиболее подвержена рискам коррупционного характера.
Изменения нужны и в законе «О прокуратуре», целый ряд поправок надо будет вносить в законодательство. Надо учитывать и следующее: коррупция работает вертикально и горизонтально. И там замешаны и те люди, которые закрывают глаза на нарушение. А почему они это делают?
Человек внутри заявил, что начальник вот это делает. Проводится проверка, и если это подтверждается – соответственно, принимают меры административного характера на данном этапе, потому что, возможно, нет прямого факта передачи денег или еще чего-то такого. Прокурор их прикрывает : «Да, это есть, но преступления не совершено». Но при этом человек, который дал такую информацию или заявил об этом, остается в том же рабочем коллективе. Соответственно, от него тут же избавляются. В целом у нас до сих пор защита свидетелей не развита, и куда-то переселять человека по защите свидетелей – это тоже проблема. Против него не только увольнение из системы, но против него встают и те, которые, так или иначе «в курсе».
Механизмов давления на этого человека огромное количество. И, конечно, государство должно просто принять закон о защите заявителя, его можно потом дополнять в связи с практикой, но необходимо, чтобы основа уже была для того, чтобы люди хотя бы не опасались.
А мотивировочная часть, финансовая, это просто премия за добросовестное отношение, гражданскую позицию, что человек не побоялся. Размер вознаграждения может обсуждаться. Скорее всего, это лучше как процент, по сути.
Дальше... -
Конфискация исключена из системы наказания для того, чтобы развиваться дальше, не возвращаться к тому опыту, который мы прошли в свое время в Советском союзе. Там практически по каждой статье присутствовала конфискация имущества.Написал Костромин Виктор (Виктор Костромин) в теме Конфискация имущества: мера противодействия взятке или инструмент коррупции? 29.08.2014 15:43
Я лично абсолютно против полной конфискации. Сегодня предлагается ее вернуть по двум тяжким статьям, через год предложат еще другие, не менее тяжкие статьи. Но проблема не в отсутствии полной конфискации, а именно в механизме осуществления, в правоприменении. Вопрос правоприменения у нас всегда, к сожалению, страдает. Особенно активно последние 3 года, федеральные власти пытаются вносить достаточно грамотные законы, но, как ни странно, начинает отсутствовать инструмент исполнения.
В плане конфискации мы столкнулись с тем, что не выполняются решения суда о кратных штрафах. Попался гражданин на коммерческом подкупе, что тоже является коррупционной статьей, или на каком-то мошенничестве, и штраф у него многомиллионный, а на 2-3 млн. руб. вообще все его имущество. Значит, он никогда не выполнит полностью решение суда. Люди, отрабатывающие определенную коррупционную модель поведения, прекрасно все понимают и прячут деньги. Когда, благодаря работе правоохранительной системы, мошенник попадает на скамью подсудимых, и решением суда признается виновным, то ему назначают кратный штраф, но у него ничего не оказывается, он нищий, а дети его вдруг стали миллионерами, у них вдруг фирмы образовались огромные. Откуда эти средства, конечно, у них никто не спрашивает.
И здесь мы столкнулись с огромной проблемой. У нас же служба судебных приставов исполняет приговоры суда, и у нее нет на сегодняшний день инструмента, чтобы найти эти активы, арестовать и доказать причастность конечного бенифициара этих денег. Естественно, эти активы могут быть и не здесь, а где-то за рубежом. Там ищут, там есть службы, которые занимаются и мошенничеством, и хищением, и коррупционными преступлениями. В итоге разыскивают, там и срока давности нет.
Предположим, у чиновника есть определенный доход и он его куда-то потратил, его годовой доход не соотносится с его годовым расходом. В Европе, если есть реальные доказательства криминальности этих денег, но нет доказательств, чтобы открыть дело и посадить его, детектив идет к судье, предъявляет доказательства, и чиновник сам объясняет добропорядочность приобретения этих средств. Откуда эти деньги взял? Если не может членораздельно ответить, как они к нему поступили, и заплатил ли с них налоги, то эти деньги конфисковываются в доход государства.
Дальше... -
Идея премировать, побуждать граждан к получению денег за то, что они кого-то там, коррупционера какого-то, скажем так, сдадут? Я абсолютно убежден, что данная норма не будет работать, потому что механизм не позволяет этого делать.Написал Костромин Виктор (Виктор Костромин) в теме Заявление о взятке: содействие борьбе с коррупцией или бизнес? 07.03.2014 14:28
У нас граждане как это воспримут? Они воспримут следующим образом. Раз он ворует, я уже оповестил об этом соответствующие органы, чтобы они приняли меры к этому коррупционеру. Но для того, чтобы доказать, что человек действительно коррупционер, существует такая норма, как факт передачи взятки, да? Она соответственно готовится. Это механизм, который чрезвычайно сложен сегодня, у правоохранительных органов сегодня и без того проблемы с этим, с доказательной базой.
Но там есть здоровое ядро, в тексте доклада об антикоррупционных мерах президенту. Что я имею в виду. Вот, представьте, мы в основном разговариваем о бытовой коррупции, где относительно небольшие суммы взяток. Но ведь основная проблема – это коррупционные связи лиц, которые распоряжаются бюджетом страны на всех уровнях сегодня, потому что, все-таки основные деньги в бюджете. Все, что связано с госзакупками, все, что связано со строительством, разрешительной документацией, это на самом деле блокирует, это уничтожает конкуренцию и в итоге порождает взаимосвязь коррупционного чиновника и бизнеса.
Так вот, что я имел в виду: было бы неплохо подумать о следующем. Может быть, наоборот, ввести как раз поощрение не в денежном эквиваленте. Если бизнесмен готов сам передать эти деньги, ту самую «взятку», тогда государство защищает его, а он получает этот подряд или выигрывает конкурс – как поощрение.
Встает вопрос о доверии власти. Человек, гражданин вообще обязан помогать своему государству, в том числе бороться с коррупцией, я даже не понимаю, почему у нас в мозгу понятие такой «стукач». Это насчет того, что надо мотивировать граждан. Я думаю, те обращения, которые уже существуют, власть должна видеть, реагировать на них, укреплять в обществе понимание неотвратимости наказания для коррупционера после сообщений о его «работе» от граждан. Потому что может быть совершенно противоположная ситуация.
Из моего опыта. Допустим, в Челябинской области (бюджет района 800 млн) был муниципальный депутат, он стал писать везде письма, где показывал, каким способом и где происходят хищения бюджетных денег. Ну и что вы думаете? Он сейчас сидит под домашним арестом за то, что он, якобы, фотоаппаратом ударил какого-то судебного пристава.
У нас даже честного человека подставить очень легко, и поэтому граждане не доверяют правоохранителям, если не сказать, как ни странно, боятся, сотрудничать с ними.
Дальше...
«Закония» в соц. сетях