Москва – Петушки
Фантастические особенности сделок с недвижимостью в крылатых выраженияхПриходится признать, что главным «партнером» квартирных мошенников является государство, которому, как известно, доступны все сведения об имуществе и его владельцах. Ни одна история о незаконном отъеме недвижимости у граждан не обходится без участия чиновников, нотариусов или представителей правоохранительных органов. «Помощниками» мошенников в сборе информации могут оказаться работники паспортных столов, ЖЭКов, адресных бюро и БТИ…
Доказать причастность таких лиц к афере непросто, восстановить права бывшего собственника на утраченное жилье еще сложнее, пока судам при рассмотрении дел об аферах с недвижимостью граждан будет удобнее применять нормы Гражданского кодекса, стоящего на защите интересов добросовестного приобретателя, и закрывать глаза на явную очевидность преступления, чем искать истину. Тем временем потенциальными жертвами «черных риелтеров» наравне с «клиентами» из маргинальных и малообеспеченных слоев населения с большой вероятностью могут оказаться вполне, вроде бы, благополучные собственники…
«Без петушков и утро не наступает…»
Герой наиболее известной фэнтези-поэмы Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки», считал, что самое отчаянное время в судьбе российского человека – часы от рассвета до открытия магазинов.
35-летний метролог Александр Жижирий мог бы подтвердить реальную справедливость этого утверждения, очнувшись в Петушках на улице Советской, неподалеку от ОВД 11.09.13. Все началось в 7.32 утра. По данным дежурного полиции Белова, в 7.30 неизвестный сообщил по телефону о лежащем напротив городского отделения полиции пьяном гражданине. Сотрудник службы ППС ОВД А. Прунцев доставил Александра в отделение. И задержанный узнал, что он почему-то не в Москве.
Александр был привлечен к административной ответственности за появление пьяным в общественном месте и оштрафован на 100 рублей. В 18 часов не покидавший здания ОВД Александр задержан повторно, потому что результаты анализов показали, что в его организме обнаружен морфин. За употребление наркотических веществ мировой суд санкционировал административный арест Александра на 4 суток. По истечении срока наказания 15.09.13 в отношении Александра Жижирия возбуждено уголовное дело, и он задерживается еще на 48 часов.
«Не бойся злого врага, бойся хитрого друга»
По всему выходит, у Александра было время поразмышлять, как из Москвы он мог перекочевать во Владимирскую область. Но ему удалось лишь смутно вспомнить, как вечером 10.09.13 встречался с другом, 29-летним Рустамом Джаватовым, в столичном кафе на Енисейской, 12. Как Рустам пообещал Александру вернуть долг в 20 000 рублей, и объяснил, что за этими деньгами всего лишь надо съездить к знакомому Рустама. Как он вместе с Рустамом садился в Москве в такси… а потом картинки нет. Александр потерял сознание и окончательно пришел в себя уже в полиции.
Согласно материалам уголовного дела, в том числе и документов из ОВД г. Петушки, 17.09.13 «Жижирию А.А. было предъявлено обвинение по ч.4 ст. 228.1 УК РФ», после чего он был отпущен на свободу. Вернувшись в этот день в Москву и добравшись до дома, Александр узнал, что в его доставшейся ему в 2012г. по наследству родительской квартире на Харьковском проезде проживают незнакомые люди, его имущество вывезено, а во входную дверь врезан новый замок. То есть собственником своего единственного жилья Александр уже не является. Такой фантастики Ерофеевскому герою без малого сорок пять лет назад и привидеться не могло.
Тем не менее, это факт. Вернее сказать, цепочка фактов.
05.08.13 Александр Жижирий потерял паспорт на свое имя, что 13.08.13 зафиксировано документом УФМС РФ по Московской области по г. Реутов, где был ранее зарегистрирован Александр, уже снявшийся с учета, но еще не успевший к тому времени прописаться в московской квартире. Все документы на квартиру до 10.08.13 лежали в ней на подоконнике. Очнувшись в Петушках, Александр обнаружил пропажу ключей от своей 2-комнатной квартиры по адресу Москва, Харьковский проезд, д.1, к.1...
10.09.13 Рустам пригласил Александра в кафе, и потом они взяли такси.
05.09.13 Правообладателем квартиры Александра становится некто Вадим Леусов, 40-летний москвич, о существовании которого Александр узнал из выписки ЕГРП только 30.09.13. Вадим Леусов, по его словам, прочел объявление о продаже квартиры на Харьковском проезде в интернете.
Но самое главное произошло раньше. Как следует из материалов дела, 23.08.13 Александр Жижирий и Вадим Леусов заключили Договор купли-продажи недвижимого имущества, а именно принадлежащей Александру «двушки» на Харьковском за 5 миллионов рублей. Так значится в рукописной расписке от 06.09.13, по которой Жижирий получил эти деньги от Леусова за проданную квартиру, которую продавать или отчуждать иным способом никогда не планировал и как раз проводил в ней ремонт.
«Лежачий полицейский»
19.09.2013 Александр обратился в ОМВД Бирюлево-Западное Москвы с заявлением по факту незаконного отчуждения квартиры. Начальник отдела СЧ СУ УВД РФ по ЮАО в г. Москве Г. Коносов возбуждать дело отказался и вернул материалы оперуполномоченному Бирюлево.
09.01.2014 оперуполномоченным УР ОМВД России по р-ну Бирюлево-Западное по ЮАО г. Москвы Р. Куликовым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Александра Жижирия. Рассмотрение нового заявления тянулось до 21.03.14, и лишь тогда наконец следователь Н. Карасенко подписап постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. За это время Александр не получил ни одного уведомления о ходе рассмотрения его заявления, ни одного промежуточного решения.
С 09.12.13 прокурор ЮАО Москвы на жалобу о бездействии сотрудников полиции не ответил. От Чертановского прокурора реакции также нет. 21.01.14 – новая жалоба в прокуратуру. На дворе апрель… О срочности принятия мер прокурорского реагирования можно только мечтать.
И все же в ходе рассмотрения документов через 5 месяцев сотрудники ОВД установили, что квартира действительно «перешла в собственность Леусова» на основании договора купли-продажи от 23.08.13, но и при этом в договоре указаны данные паспорта… утраченного Александром Жижирием 05.08.13. В договоре продажи Жижирием собственной квартиры стоит его подпись, которая, согласно проведенной почерковедческой экспертизе, «не соответствует подлинной». Вывод специалистов: данный договор заключен «не Александром Жижирием, с использованием утраченного им паспорта», то ест факта продажи квартиры не было. При этом мер к возврату похищенного у Александра жилья не принимается, виновные не установлены.
Что мы имеем? Примерно с 5 по 23.08.13 группа лиц, располагая утраченным паспортом Жижирия и ключами для доступа в квартиру, изготовили договор купли-продажи и, действуя от имени Жижирия, продали его квартиру Леусову. С целью вселения в квартиру неустановленные лица постарались обеспечить гарантированное отсутствие хозяина жилья по месту жительства. Интересно, что хозяин о сделке не подозревал, а риелтер, подбирающая квартиру и присутствовавшая при заключении сделки, с трудом припоминает «продавца» и в свидетельских показаниях не может пояснить, как ею устанавливалась подлинность документов правообладания на квартиру, хотя, по ее уверению, лично проверяла «чистоту» сделки.
«Виноват ли медник, что монета фальшивая?»
С 08.10.13 Чертановский районный суд Москвы рассматривает по существу иск собственника квартиры Александра Жижирия о признании сделки с его имуществом недействительной и о выселении Вадима Леусова.
Ответчик утверждает в суде, что сделка была заключена, и продавцом при этом выступал именно Александр Жижирий, который собственноручно подписывал все документы в присутствии «гражданской жены и дочки». Суды не сомневаются в этом, несмотря на то, что экспертное заключение опровергает участие Жижирия в заключении сделки и, к слову, нет у него жены и тем более дочери. Документы БТИ перед сделкой собирались незнакомым Александру человеком якобы по доверенности от него. Кому и при каких обстоятельствах Александр давал доверенность, где этот документ - пока у суда этих вопросов не возникает. Как и желания разобраться, откуда у «покупателя» появился полный пакет оригиналов правоустанавливающих документов на квартиру, если «продавец» его никому не предоставлял, а хранил на тот момент дома, и каким образом вообще 23.08.13 могла состояться сделка, если у одной из ее сторон (продавца) не было паспорта, утерянного еще 05.08.13. Зато суду известно, что паспорт Александра в базах страховой компании утраченным не числился, поэтому сделка у страховщика подозрений не вызвала.
Прокурор считает, что в случае виндикационного иска в удовлетворении исковых требований Александру Жижирию должно быть отказано в порядке ст. 167 ГК РФ. Если покупатель является добросовестным приобретателем, нельзя лишать его и купленного жилья, и денег. На данный момент добросовестность ответчика в суде не доказана.
«Невидимая нить связывает тех, кому суждена встреча»
Последний нюанс. В договорах пользования индивидуальным банковским сейфом от 23.08.13 №№2ПС/0104 и 3ПС/0102 в качестве клиентов из знакомых нам по материалам дела фигурантов сделки указан лишь Вадим Леусов. А еще там значатся москвич Дмитрий Чубуков, а также житель Благовещенска Сергей Ткачев. По бумагам именно они трое имели право на доступ к тем самым 5 миллионам, которые выручил при продаже своей квартиры Александр Жижирий. Вот только имени его среди клиентов банка не находится. Неужто и оно непостижимым образом исчезло вслед за паспортом и входными ключами?
Очередное заседание в Чертановском районном суде назначено на 23 апреля.
Оставить комментарий
Обсуждение