Антон Молев

  • Молев Антон Профессия учителя не исчезнет, к ней просто предъявляются новые требования

    Единого мнения всех учителей о качестве того или иного учебника, нет и быть не может Кому-то нравится один учебник, кому-то другой по стилю и содержанию. Любой учебник, например, который мне ближе, по истории естествознания - несовершенный. С учетом того, что многое поменялось со времени советской модели учебного процесса, учебник претерпел существенные изменения. Тут к нему претензий масса.

    Если говорить о цифровизации, то это отдельный долгий разговор. Но если коротко: никто в здравом уме, ответственный за этот процесс не говорит о замене учителей на виртуальных наставников ни в коей мере. Все, что мы говорим о цифре в образовании, это исключительно разговор об инструменте, который должен дополнить арсенал диалога между учителем и учениками. То, что сейчас делается и предлагается – это первый опыт, и нужен долгий процесс совершенствования ныне существующих цифровых сфер в образовании. Мы только начали этот путь, и есть много задач, которые приходится решать. Самое главное –...

    2 комментария
    01.03.2019 09:58:45
  • Молев Антон Учителю нужны карьерные перспективы внутри профессии без замены ее на управленческую

    Сама  по себе идея введения профстандарта для учителя  обсуждается давно, и речь идет, собственно, о попытке решения ключевой проблемы, назовем ее так. И замысел заключается в том, чтобы возникли карьерные перспективы внутри учительской профессии без необходимости менять ее на управленческую, скажем, стать завучем или директором. Эта мысль очень интересная.Учитель, который набрался достаточно опыта и имеет собственные новаторские  разработки, может выполнять не только свои прямые обязанности, но и роль профессионального лидера, который, в том числе, берет на себя задачи по методической поддержке молодых преподавателей, разработке каких-то наиболее эффективных подходов, методик и так далее. И мне кажется, что при условии разумного и здравого подхода и такого публичного профессионального обсуждения, у этой идеи могут быть вполне приличные перспективы.

    Абсолютно разделяю не то чтобы опасения, учителей в том, что сама оценка их работы может быть не всегда объективно...

    6 комментариев
    04.09.2017 13:31:23
  • Молев Антон Патриотизм и знание истории страны – не тождественные понятия

    Патриотизм – это субстанция, за последние 20-25 лет, к сожалению, очень много звучавшая в разных контекстах, значение которых опять же по-разному воспринимаются и теми, кто произносит, и теми, кто слушает. Если понимать патриотизм как любовь к собственной Родине, но все-таки любовь с открытыми глазами, со способностью смотреть на все, что было в ее истории и позитивного, и негативного, и того, чем можно гордиться, и того, что, увы, приходится с горечью признавать, то это действительно определяет отношение и к истории. И как к дисциплине, школьному предмету, и как  к науке в том числе.

    Это не просто набор фактов, из которых можно составить какую-то нужную картину, а это некая последовательность очень значимо обусловленных событий, важных явлений, конкретных ярких личностей, деятельностью их, которая и предопределила современный ход истории. В этом плане нет же той истории, которая вдруг переиначивается, есть просто провалы в ее изучении, есть проблемы в изучении и в ее публичной...

    6 комментариев
    23.06.2017 08:21:09
  • Молев Антон "Последний звонок" нельзя сводить к линейке

    Что касается дисциплины во время ЕГЭ, есть некая отрицательная динамика, он она, конечно, никак не связана с Последним звонком.

    Если я правильно понимаю замысел и саму инициативу, то у нее есть два фундаментальных основания. Первое связано с тем, чтобы минимизировать возможную внешкольную и не всегда социальную активность юношества по итогам прошедшего торжественного мероприятия где-то вне школы, на выезде, в ресторане и т.д. А второе основание - школа закончена, но основной рубеж не пройден, впереди еще госэкзамены, а значит, надо настраиваться на рабочий лад, готовиться, а праздновать полноценно пока что нечего, это все предстоит в конце июля, когда сдан и ЕГЭ и у всех выпускной вечер. Это другое несколько по формату мероприятие. Вот два формальных основания, которые имеет смысл обсуждать.

    Я бы с пониманием отнесся к тому, чтобы ограничить активность второй половины дня в этот день, но полная отмена последнего звонка это мера неразумная, на мой взгляд. Речь должна...

    1 комментарий
    18.07.2016 09:57:03
  • Молев Антон Учителя должны добровольно проходить ЕГЭ, не стесняясь заявить о своем профессионализме

    Целый комплекс причин привел к тому, что качество подготовки школьных учителей сильно снизилось. Речь о совокупной ситуации постсоветского российского образования, которое в части подготовки профессионалов претерпело ряд не лучших изменений. Это объективная реальность, связанная с тем, что в 90-е гг. ХХ в. и прежде всего какую-то часть начала 2000-х ситуация с материальным обеспечением и соответственно с зарплатами в системе общего образования была очень слабой. Но был и позитивный фактор, в том смысле, что бюрократического давления было совсем немного, что позволило сконцентрировать сохранившиеся кадры и достичь очень интересных успехов. Тогда из школы либо уходили, либо в нее не приходили, оставались реально сильные преподаватели, которые были готовы свои ресурсы вложить в работу.Ситуация стала, по счастью, меняться именно в последнее время, когда изменили объем финансирования, и достаточно серьезно изменился уровень средней заработной платы. В результате мы получили ситуацию с крайне...

    9 комментариев
    30.10.2015 13:13:48
  • Молев Антон ЕГЭ уравнивает шансы школьников по всей России поступить в престижный ВУЗ

    Когда мы говорим о синдроме ЕГЭ, нужно быть очень осторожными, потому что у нас с этими тремя заветными буквами уже не первый год связывают и характеристику российского образования и все его проблемы. То есть это такое обобщение, все что есть плохого в нашем образовании, - это все от ЕГЭ. Надо понимать, что это, конечно, не всегда так. Но я согласен с тем, что говорить о некой нервозности, истеричности только в стане учеников недостаточно. Очевидно, что ЕГЭ является таким масштабным явлением, в котором учителя, как профессионалы, которые реализуют на практике образовательную политику всего государства, по факту, конечно, должны работать с теми задачами, которые заданы условиями ЕГЭ. И здесь есть серьезные риски, которые, к сожалению, мы с вами это очень хорошо понимаем, проявляются так, что либо недобросовестный учитель, либо учитель, работающий в рамках условно негативной модели, вынужден натаскивать ребенка на результат. Если это так, то это тот самый ключевой и печальный риск внешнего...

    5 комментариев
    24.04.2015 12:37:39
  • Молев Антон Учителя должны воспитывать культуру речи у школьников

    Я ярый противник засилья англицизмов, американизмов и прочих избыточных вкраплений в нашу речь, с одной стороны. С другой стороны, я убежден, что все, что касается языка, плохо регулируется нормативными методами. Язык  - это живая материя, он развивается по своим законам, далеким от правовых составляющих.

    Что касается решения проблемы, то я убежден, что у учителей в этой сфере самые главные рычаги влияния. Особенно для младших школьников большую роль играет авторитетный взрослый, который владеет хорошим русским языком, а главное, который сам чуток к своей речи и воспитывает эту чуткость у своих учащихся.

    В последнее время использование  иностранных слов значительно возросло. Если мы проанализируем лексический запас среднего подростка, то он будет оскудненным по той причине, что в нем присутствуют универсальные слова, которыми легко можно заменить весь спектр эмоций и отношений. Словом «прикольно» можно описать все, что угодно. Большинству неинтересно происхождение...

    8 комментариев
    01.08.2014 10:56:54
  • Молев Антон Приравнивание статуса учителя к госслужащему может оказаться рычагом воздействия на школьников

    Проблема взаимоотношений учителя и ученика, действительно, настолько серьезна, что надо искать пути ее решения. Но убежден, что предложенные меры носят популистский характер. Приравнивание статуса учителя к госслужащему - это как минимум чрезмерно.

    Я уверен в том, что проблема кроется гораздо глубже. Это и тяжелый 20-летний период трансформации бывшей советской, теперь уже российской школы, и не самое простое положение статуса учителя. И в этом плане нужны прежде всего меры, касающиеся изменений и качественного состава учителей, и повышения в своем статусе профессии учителя.

    Учитель по определению призван воспитывать. Человек, идущий на эту стезю и вступающий на этот путь, понимает, что ему предстоит вести непростой диалог. Мне повезло, у меня не было серьезных негативных столкновений. Но моей бабушке довелось поработать и в школах, и в интернатах. У нее находились ресурсы общаться с детьми, попавшими в интернат по причине не самых простых жизненных ситуаций....

    5 комментариев
    21.07.2014 08:56:21
  • Антон Молев Антон Молев

    учитель обществознания и истории, депутат комитета по образованию Мосгордумы

    Эксперт