В фармокологической отрасли успех импортозамещения в больше степени можно отнести к сфере производства дженериков. Здесь доля отечественных препаратов достигает 50%. Правда, есть один нюанс: крупные зарубежные фармакологические компании в последнее время активно размещают в России свои производственные мощности, строят заводы, либо входят в альянсы с российскими фирмами. Поэтому размер доли отечественного производства дженериков, препаратов госпитального сегмента весьма условен. Тем не менее, рост заметен. Другой вопрос, что изготовление дженериков не является высокодоходной деятельностью.
В чем мы действительно отстаем, так это в собственной разработке и производстве оригинальных (инновационных) лекарственных средств – в том, что наиболее высоко ценится на международном фармацевтическом рынке. Это процесс наукоемкий, длительный, требующий больших интеллектуальных, финансовых и организационных ресурсов. На создание нового фармацевтического препарата надо потратить не один год разработок и лабораторных испытаний и значительные средства. В цене препаратов этой группы очень высока доля интеллектуальной составляющей.
Чтобы развить этот сегмент российского фармацевтического рынка, двумя-тремя годами не обойтись. Поэтому пока, увы, 70% оригинальных препаратов на полках наших аптек – импортного производства. Развивать это направление надо уже потому, что наши оригинальные препараты одной фармокологической группы с иностранными стоят дешевле. Покупатель платит меньше, в том числе, за бренды. Имя стоит дорого. Для того чтобы стать по-настоящему конкурентоспособными, нам надо ориентироваться не столько на российский рынок, сколько на международный, на экспорт. Если наши препараты смогут выйти на рынки Европы, Азии, Латинской Америки, то и инвестиционная привлекательность производящих их компаний станет выше.
Это задача на долгосрочную перспективу, и именно в ней необходимо государственная поддержка. Применять какие-то меры регулирования этого рынка в виде вытеснения зарубежных препаратов на сегодняшний день невозможно. Принято решение отказаться от ряда зарубежных лекарственных препаратов, но оно продиктовано тем, что у нас есть неплохие отечественные аналоги. Отказываться же от всего – особый риск: ряд товаров мы просто не сможем сейчас произвести. Поэтому здесь государству нужен комплексный подход. О регулировании я не говорю, но даже протекционизм должен быть осторожным.
И очень важно установить как для российских, так и для иностранных компаний одинаковые правила игры. Есть неоднократные случаи, когда международные фармацевтические гиганты ведут себя нечестно в конкурентной борьбе в России. Давят своим авторитетом, именем и так далее. Справедливости ради стоит сказать, что и наши компании порой грешат нечистоплотными методами. Должны быть одинаковые правила для всех, одинаковые требования и одинаковая ответственность.
Дальше...
«Закония» в соц. сетях