12 АПРЕЛЯ 1893 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ЛА ГУЛЮ ОТКРЫЛА «ОЛИМПИЮ»

12 АПРЕЛЯ 1893 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ЛА ГУЛЮ ОТКРЫЛА «ОЛИМПИЮ»

Королева французского канкана в «Мулен-Руж», дерзкая Луиза Вебер выбрана, чтобы стать звездой в первом шоу, даваемом в «Олимпии».

В свои 27 лет Ла Гулю находится на вершине своего искусства – французского канкана. Люди съезжаются со всей Европы, чтобы увидеть, как она задирает ноги на сцене «Мулен-Руж», звездой которого является. Когда владелец заведения Жозеф Оллер должен выбрать звезду для открытия нового концертного зала, который он только что построил на Больших бульварах, он, естественно, думает о Ла Гулю.

Луиза Жозефина Вебер, известная как Ла Гулю («Прожорливая» или «Большеротая»), родилась в 1866 году в семье эльзасских евреев, проживающих в Клиши-ла-Гаренн. Ее отец – поденщик, мать – прачка. С самого юного возраста она отличается от всех других детей. В 12 лет она совершает торжественное причастие в балетной пачке и в тапочках, позаимствованных у одной акробатки. Скандал. Она начинает работать прачкой, продает цветы, становится моделью. За гроши она продает свое тело тому, кто больше заплатит.

Сначала ее прозывают «Большая бутылка» (видимо, не надо объяснять, почему), а затем и Ла Гулю («Прожорливая») из-за страшного аппетита. Но больше всего она любит танцы, танцы и танцы. Буквально до потери сознания. Она посещает все балы, куда только может попасть. В 1889 году заметивший ее Жозеф Оллер приглашает девушку в «Мулен-Руж». Некая «Крышка от канализации» учит ее танцевать кадриль вчетвером. Это прозвище вовсе не из-за запаха изо рта, а потому что у нее крупная щель между передними зубами.

Тулуз-Лотрек
Художественный критик Октав Мирбо рисует ее портрет: «Ла Гулю, надо отдать ей должное, это довольно красивая девушка, пышная и яркая, которая держится и властвует над всеми с удивительным спокойствием. Она невозмутимо парит над болезненной толпой и своими фанатами. Она знает, что она собой представляет, чего она стоит, чего стоят они, и, безмятежная, громко несет всякую чепуху, если только она не ест. А когда она ест, то ругательства вылетают между откусываемыми кусками. Именно эта сияющая грубость и есть ее настоящий характер».

Она спит с принцем Уэльским, будущим Эдуардом VII. Да чем только не занимается эта дама полусвета! Она позирует для Тулуз-Лотрека и Ренуара. Ее можно видеть выгуливающей на Монмартре козу, которую она приводит с собой на репетиции в «Мулен-Руж». Она меняет мужчин, как перчатки, хотя не брезгует и женщинами, хотя это она скрывает. Знаменитая певица и актриса того времени Иветт Гильбер рассказывает, что долгое время жила со странной маленькой танцовщицей, похожей на посудомойку. Однажды один нескромный человек захотел узнать правду об их отношениях... Застеснявшись, Ла Гулю отрицает, что она лесбиянка. А бесстыдница Иветт тут же заорала, и эта фраза облетела весь Париж: «Как, Луиза, ты отрицаешь, что любишь меня? Да ты облизываешь меня, как вкусный пирожок!»

Вереница звезд
В день открытия, 12 апреля 1893 года, весь Париж устремляется в великолепный зал «Олимпия», невероятно роскошный для того времени. В газете «Голуа» некий Фримусс поет дифирамбы, не колеблясь, сравнивая это заведение с «настоящим дворцом, великолепной высоты и изысканного стиля. Со всех сторон чудесно комбинированное электрическое освещение наполняет вас светом и весельем... Нет ничего более восхитительного, чем широкие кресла в партере, вроде шезлонгов, в которых можно было бы хорошенько выспаться, если не смотреть на прекрасное представление».

В зале находится весь Париж, начиная от аристократов и заканчивая звездами. Здесь Иветт Гильбер, барон и баронесса Фино, принц и принцесса Пуа, герцог и герцогиня Морни... Программа, что называется, на высоте: очень искусные стрелки, чревовещатель, ученые собаки, акробаты, знаменитая испанская танцовщица Соледад, танцовщица со змеями по имени Боб Вальтер, получившая овации, великолепный танцевальный дуэт «двух мадемуазелей – Пари и Ривольта».

Французский канкан
Время Ла Гулю с ее группой показать французский канкан. Эти барышни выбегают на сцену с энергией диких бизонов. Ла Гулю крутит 60 метров своих кружевных нижних юбок, демонстрируя забавные панталоны с вышивкой в виде сердечка, которые «насмешливо обтягивают ее маленькую задницу, когда она непочтительно кланяется; колени все в пучках розовых лент, красивый розовый мусс доходит до тонких щиколоток, позволяя то появляться, то исчезать ее очаровательным ножкам, таким подвижным, таким забавным, таким соблазнительным», – описывает шоу Иветт Гильбер.

Хоровод девушек просто адский. Музыканты оркестра играют, как безумные, вызывая аплодисменты зрителей. Худющий танцор делает девушкам знак. Это знаменитый Бескостный Валентин, компаньон Ла Гулю. Подняв ногу, как можно выше, она ловким ударом сбивает у него с головы шляпу, затем падает на пол, делая немыслимый шпагат. Грудь вперед, тонкая талия в атласной юбке, сшитой в форме зонтика… Зал бурно аплодирует.

Через два года после открытия «Олимпии» Ла Гулю покидает «Мулен-Руж», чтобы танцевать независимо ни от кого на ярмарках. Но публике она уже приелась. Это начало конца. Она становится укротительницей львов, выходит замуж за фокусника, возвращается на сцену в качестве актрисы. Падение все усиливается. После войны она становится сожительницей одного старьевщика, живет в каком-то фургоне на Монмартре. Она страдает от ожирения. Ла Гулю умерла в 1929 году. Ее канкан закончился навсегда.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

12.04.2022

Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое