15 НОЯБРЯ 1862 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ЭММА ЛИВРИ ЗАГОРЕЛАСЬ НА СЦЕНЕ ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ

15 НОЯБРЯ 1862 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ЭММА ЛИВРИ ЗАГОРЕЛАСЬ НА СЦЕНЕ ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ

Пачка балерины воспламенилась при контакте с газовой рампой, освещающей сцену. Она умерла восемь месяцев спустя, в возрасте 22 лет.

На следующий день после трагедии братья Гонкуры записывают в своем дневнике: «Под мокрым одеялом, которое набросил на нее пожарный, несчастная танцовщица Эмма Ливри, так ужасно обожженная вчера, преклонила колени и помолилась». Молитва так и не была услышана, поскольку восемь месяцев спустя молодая женщина умирает от сепсиса, вызванного ожогами, полученными во время генеральной репетиции в Парижской опере.

15 ноября 1862 года Эмма Ливри ждет за кулисами своего выхода на сцену, чтобы сыграть Фенеллу в «Немая из Портичи». Да, только она может станцевать эту партию. Эмма устремляется вперед, воздушная, чудесная в своей прозрачной марлевой пачке. Не замечая, она слишком близко останавливается у газовой рампы, освещающей сцену. Поток воздуха толкает пламя к пачке, которая мгновенно вспыхивает. В панике балерина бежит. Надо бы остановиться, но она, в испуге, мечется по сцене, обегая ее три раза перед взорами перепуганных партнеров. Большинство из них убегают, испугавшись пламени, но двое танцоров безуспешно пытаются ее поймать. Огонь полностью охватывает пачку. Вот она уже почти голая. Эмма пытается прикрыть тело полусгоревшими кусками марлевой юбки. Но от этого количество ожогов только увеличивается. Наконец, одному пожарному удается накинуть ей на плечи мокрое одеяло. Молодая балерина корчится на полу от ужасной боли. Нет, ожоги не очень глубокие, но они покрывают почти все тело, за исключением верхней части груди и лица. Считая, что с ней все более-менее хорошо, ее учительница, прославленная балерина Мария Тальони мажет ее жиром, чтобы убрать макияж. Лекарство оказывается хуже самой болезни. Эмму как бы коптят, а вот она уже и поджаренная.

Сепсис
В течение следующих месяцев, запертая в своей парижской квартире под присмотром матери, балерина Парижской оперы живет в настоящих адских муках. Но она надеется выздороветь и вновь начать танцевать. Летом 1863 года врачи убеждают ее покинуть затхлый воздух Парижа. 15 июля ее перевозят в замок Вилье в Нейи-сюр-Сен, арендованный ее матерью. К сожалению, во время транспортировки ее раны снова открылись и инфицировались. 26 июля она умирает от сепсиса на руках у матери. Так вот и исчезает последняя танцовщица эпохи романтического балета.

Если пачка Эммы воспламеняется так быстро, то это потому, что она не была покрыта негорючим веществом, рекомендованным руководством Оперы. Как и многие другие балерины, она не использовала этот состав, от которого пачка желтеет и становится жесткой, теряя свой воздушный вид. Руководство соглашается, но требует, чтобы она подписала официальный отказ. Самое удивительное, что даже после этой драмы Эмма настаивала на своем решении: «Да, если пачки пропитать, они будут безопаснее… Но, если я вернусь на сцену, я не буду их надевать. Они слишком уродливы…»

«Она летает, как перышко, и падает, как снежинка»
Эмма родилась от недолгого союза балерины Селестины Эмаро и богатого барона Шарля де Шассирона.

Обладая врожденным талантом к танцам, уже в 16 лет она становится солисткой Оперы. В те времена понятия «прима-балерина» еще не существовало. Затем Эмма великолепно танцует главную партию в «Сильфиде». Изящная, воздушная, она сразу покоряет весь Париж, несмотря на свое непривлекательное лицо. Она признает это, сама себя характеризуя, как «бледную и интересную, но некрасивую, со слишком большими глазами». Но главное, она худосочная, что в ту эпоху любви к изогнутым формам является непростительным. Некоторые смеются, сочиняя хлесткие эпиграммы: «Неужели такая тощая крыса/ Могла родиться от такой упитанной кошки?» Однако это не мешает ей добиться триумфа в Опере, продемонстрировав весь свой талант.

Благодаря новому любовнику матери, виконту де Монгийону, она становится протеже великой Марии Тальони. Когда виконт узнает, что Тальони приезжает в Париж, он просит директора Оперы вновь поставить на сцене «Сильфиду», чтобы Эмма могла поразить Тальони. Прекрасное исполнение! Ослепленная виртуозностью Эммы, она берет ее под свое крыло. В 1860 году Тальони ставит свой единственный балет «Бабочка», музыку к которому написал Жак Оффенбах. Один из критиков пишет: «"Бабочка" не могла бы существовать без Ливри. Мадемуазель Ливри, такая воздушная, такая прозрачная, скользит по земле, не касаясь ее, она летает, как перышко, и падает, как снежинка».

Два года спустя Тальони пишет для своей протеже второй балет. В ожидании завершения Эмма решает станцевать «Сильфиду». Именно в этот момент она и воспламеняется. После ее смерти ни одна из балерин Оперы не осмелилась танцевать Фарфаллу в «Бабочке». Хотя этот балет и пользовался огромным успехом, но он навсегда исчезнет из репертуара Оперы.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

15.11.2021

Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое