21 ИЮНЯ 1306 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ФИЛИПП КРАСИВЫЙ ИЗГНАЛ ЕВРЕЕВ ИЗ ФРАНЦИИ
![21 ИЮНЯ 1306 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ФИЛИПП КРАСИВЫЙ ИЗГНАЛ ЕВРЕЕВ ИЗ ФРАНЦИИ 21 ИЮНЯ 1306 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ФИЛИПП КРАСИВЫЙ ИЗГНАЛ ЕВРЕЕВ ИЗ ФРАНЦИИ](/imgs/analytics/o/analytics_image_file_o3z8432tyxvoj8dn.jpg?1624280567)
Король вовсе никакой ни антисемит, просто он желает завладеть имуществом еврейских ростовщиков, чтобы пополнить королевскую казну.
Филипп IV в затруднительном положении. Да что там – он попросту приперт к стене. Ведя войну во Фландрии, он почти полностью опустошил королевскую казну. Нужно срочно что-то предпринять. Но что? Его советники нашептывают, что необходимо пощипать богатых тамплиеров и конфисковать собственность у не менее богатых ломбардских банкиров. Но этого всего недостаточно, чтобы пополнить оскудевшие закрома. Остаются евреи, разбогатевшие на ростовщичестве.
А что, если их просто взять и выслать из страны и забрать скопившиеся у них огромные суммы? Таким поступком король убьет сразу двух зайцев одним выстрелом. Изгнав евреев, он утвердит свою королевскую власть и одновременно поставит на место знатных вельмож королевства, осмелившихся заявить, что евреи «принадлежат им». 21 июня 1306 года королевским эдиктом объявляется арест собственности тех евреев, которые не перешли в католицизм. В то время во Франции таковых насчитывалось 100 000 человек.
Для исполнения своего плана Филипп IV посылает во все уголки страны «уполномоченных по еврейским вопросам» – всего таковых 114 человек. Конечно, большинство детей Израиля отказываются менять веру. Отказников тут же арестовывают, а затем вынуждают покинуть страну. Толпами они бредут по дорогам в Италию, Савойю, Германию, Эльзас, Прованс… На своей новой родине изгнанники берут себе новые фамилии, используя названия страны или города, откуда они прибыли: Царфати (на иврите это «француз»), Нарбони (от города Нарбон) или Бедерси (от города Безье)… Их дома, земля, мебель, одежда и украшения, конфискованные королевскими комиссарами, продаются на аукционах. Но в основном комиссары намерены взыскать долги, скопившиеся у еврейских ростовщиков. Для этого они изымают бухгалтерские книги.
Резкий поворот
Что за черт! Записи в этих книгах все на иврите. Непостижимо. А когда, наконец, удается расшифровать имена должников-христиан, те либо занижают свои долги, либо заявляют, что уже их выплатили. И это не считая знатных вельмож, которые подают в суд на короля, утверждая, что Филипп их грабит, поскольку имущество евреев принадлежит именно им. Кончается тем, что советник короля предлагает вернуть евреев, чтобы те расшифровали имена должников. А взамен они получат часть взысканных денег. Пустая трата времени: лишь горстка соглашается вернуться. Тяжелая работа по сбору долгов длилась двадцать лет, даже уже после смерти короля. В конце концов, в 1325 году, королевская администрация бросает это «гиблое дело» и передает эту «обузу» властям провинций.
Тем временем, на трон Франции всходит Людовик Сварливый. Он всеми силами пытается вернуть изгнанных в 1306 году евреев. Скорее всего он просто желает, чтобы они восстановили свои состояния, а затем он бы их снова «грабанул». Он устанавливает для них срок проживания равный 12 годам, взимает с них вступительный взнос в размере 220 000 ливров и устанавливает ежегодный налог в размере 10 000 ливров. Какой же добрый принц: он обещает вернуть им синагоги и кладбища, конфискованные в 1306 году. И еще одна милость: евреи могут оставить себе треть долгов, которые им удастся вернуть, но при условии соблюдения разумной предельно допустимой кредитной ставки. То есть ниже… 43%.
Передышка была недолгой, так как в 1321 году евреи были снова изгнаны Филиппом V Длинным, и на этот раз не за «ограбление населения», а под давлением общественного мнения, которое стало антисемитским.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
21.06.2021
Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point
Комментарии