22 СЕНТЯБРЯ 1909 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПОЭТУ МАКСУ ЖАКОБУ ЯВИЛСЯ… ИИСУС

22 СЕНТЯБРЯ 1909 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПОЭТУ МАКСУ ЖАКОБУ ЯВИЛСЯ… ИИСУС

Вся артистическая тусовка Парижа, включая Пикассо, приписывает видение Макса Жакоба нюханию им эфира. Но спустя пять лет, видение возникает во второй раз.

22 сентября 1909 года еврейский поэт Макс Жакоб ищет свои тапочки в пугающем беспорядке своей халупы на улице Равиньян, 7 в Париже. Он предпочел поселиться здесь, недалеко от Бато-Лавуара1, где живет его друг Пабло Пикассо. Он становится на колени, заглядывает под кровать, встает. Именно в этот момент ему и является Христос. Он предстает перед ним в желтой тунике с голубой отделкой. Жакоб бежит, чтобы рассказать о своем видении священнику церкви Святого Иоанна Богослова. «Клянусь вам, месье кюре, я видел его так же, как вижу сейчас вас». Кюре позволяет себе сомневаться, хотя странный прихожанин, рыдая, даже бросается к его ногам. Надо сказать, что священник много раз видел его в весьма развеселой компании. Да еще и репутация заядлого эфиромана не способствует доверию. В отчаянии Макс возвращается домой, рисует синим мелом на стене круг, где 22 сентября 1909 года ему и явилось его «видение Христа».

Разумеется, когда Макс Жакоб рассказывает о случившемся своим друзьям по тусовке, они смеются. Опять он что-то выдумал!  В своих воспоминаниях Ролан Доржелес2 пишет: «В тот день, когда он рассказал, что Христос явился ему, когда он стоял на коленях и искал свои тапочки под кроватью, все, начиная с викария церкви Святого Иоанна Богослова, решили, что это его очередной розыгрыш… Бедному еврею пришлось ждать много лет, и второго явления – то, что в кинотеатре, когда Христос в белом одеянии, по его словам, сел рядом с ним, – чтобы найти священника, который счел его искренним и решил ему помочь обратиться в католическую веру».

Настоящий балагур
На момент видения Максу 33 года. После бегства из города Кемпера3 он уже одиннадцать лет прозябает в столице. Он мечтает стать «настоящим» художником, «настоящим» поэтом или же «настоящим» музыкантом. Он и станет ими, но будет еще и известным балагуром. Макс – гомосексуал, но скрывает это. Макс – эфироман, но скрывает и это. В остальном же Макс свободен, да… В Париже он становится искусствоведом, но очень быстро его увольняют – уж очень у него много фантастических идей. Он возвращается в Кемпер, потом опять едет в столицу. Он находит какую-то жалкую работенку, голодает, селится на Монмартре, где любит слушать шансонье, встречается с журналистами и бездарными художниками. Он пишет книгу для детей, начинает заниматься рисованием. Макс открывает для себя творчество Пикассо, посетив его первую выставку в 1901 году. Это настоящее откровение, он буквально ослеплен от увиденного. Он впадает в экстаз перед творческим гением маленького испанца. Макс даже принимает его в своей квартирке, где Пикассо живет несколько дней. «Он рисовал всю ночь напролет, а когда я вставал, чтобы пойти в магазин, он ложился отдохнуть». Макс соглашается на случайные заработки, только чтобы накормить своего дружбана Пабло. Это настоящая любовь. Между поэтом и художником.

Когда Пикассо переезжает в это странное здание с длинными коридорами на площади Равиньян, именно Жакоб придумывает ему название – «Бато-Лавуар». В студии своего друга он знакомится с Аполлинером, Андре Салмоном, Дереном, Ван Донгеном, Хуаном Грисом, Утрилло, Валадоном, Модильяни и многими другими художниками и поэтами. Он всех их очаровывает своим необыкновенным остроумием... Жакоб – настоящий кладезь самых разных историй, анекдотов и рассказов. Он не перестает говорить, шутить, состязаться в остроумии. «Он был гениальным комиком. Если он сообщал о своем последнем разговоре с консьержкой, то это превращалось в грандиозное представление, выходившее за рамки лучших сцен Анри Монье4… Начав, он мог сымпровизировать целый спектакль. Он декламировал, пел, имитировал известную певицу из театра "Трианон", изображал, как бакалейщик отказывает ему в кредите», – вспоминает Доржелес.

Пикассо в роли крестного отца
В 1907 году, чтобы быть ближе к Пикассо, Макс арендует сарай в конце двора дома номер 7 по улице Равиньян. Доржелес описывает царивший там бардак: «Во время моего первого визита я не знал, где сесть: одежда на кровати, книги на стульях. Стол был завален склянками, чашками, трубками, домашней утварью. В ботинках лежал пакет жареных каштанов и гуашь сушилась перед печью. Этот беспорядок распространялся даже на стены, где знаки зодиака смешивались с причудливыми изречениями и адресами друзей». В общем, это место настолько гостеприимно, что Христос выбирает его для своего явления.

16 сентября 1914 года Максу Жакобу вновь является Иисус. На этот раз явление случается во время киносеанса. Священник, к которому Макс обращается, на этот раз ему верит. Может, потому что он описывает его одетым во все белое? Кто знает. Отныне еврей Макс может продолжить свой крестовый путь к католицизму. 18 февраля 1915 года он был крещен в монастыре Сион на улице Нотр-Дам-де-Шам в Париже, а крестным отцом стал Пикассо. Наконец, в июне 1921 года Макс удаляется в бенедиктинский монастырь Сен-Бенуа-сюр-Луар. Именно там в феврале 1944 года он был арестован гестапо, а затем депортирован в лагерь Дранси, где и умер 5 марта 1944 года. В этот раз Иисус ему не явился…

В 1949 прах Жакоба был перенесен на кладбище в Сен-Бенуа-сюр-Луар, в 1960 его официально причислили к поэтам, погибшим за Францию; его имя начертано на мемориальной доске павшим в 1939 – 1945 годах писателям в парижском Пантеоне.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

 

1 - Бато-Лавуар («корабль-прачечная», «плавучая прачечная») – знаменитое парижское общежитие на Монмартре, в котором в начале XX века проживали многие знаменитые художники, включая Пикассо и Модильяни.
2 - Ролан Доржелес – французский журналист и писатель.
3 - Кемпер – город во Франции, административный центр департамента Финистер.
4 - Анри Монье – знаменитый французский карикатурист, иллюстратор, драматург и актер. 

22.09.2023

Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое