В Европейском союзе в новый Таможенный кодекс внесут изменения еще до его вступления в силу
Еще в 2008 г. был принят Регламент (ЕС) 450/2008 утверждающий Таможенный кодекс Сообщества (Модернизированный таможенный кодекс) (далее – МТК ЕС).
В целом он был направлен на адаптацию таможенного законодательства в целях подготовки, а также управления электронной средой для таможни и торговли. Таким образом, была предпринята попытка глобального пересмотра таможенных правил для их упрощения и более четкого структурирования.
Останавливаясь более подробно на принципиальных новациях МТК ЕС в сравнении с предыдущей редакцией Таможенного кодекса ЕС, то можно выделить следующие.
1. Представление таможенных деклараций и сопроводительных документов в электронной форме в качестве основного механизма. Данное положение является основным краеугольным камнем так называемой «новой электронной таможенной среды», которая вводится МТК ЕС.
2. Обеспечение обмена информацией между таможенными органами и иными компетентными органами ЕС в электронной форме. Отметим, что система информационного взаимодействия между таможенными и иными компетентными органами стран-участниц ЕС не один год отрабатывалась в отдельных государствах-членах ЕС (например, в Швеции). Затем данный успешный опыт был использован при подготовке МТК ЕС.
3. Введение концепции «централизованного оформления», в рамках которой уполномоченные торговые операторы будут иметь возможность декларировать товары и уплачивать таможенные платежи в электронной форме по месту своего нахождения, вне зависимости от того, через какое государство-член ЕС товары были ввезены на таможенную территорию или в каком государстве-члене ЕС они были использованы.
4. Развитие концепций «одного окна» и «одной остановки».
В рамках концепции «одного окна» субъекты хозяйствования будут представлять информацию о товарах только в один орган, даже если представленная информация должна быть представлена в несколько компетентных органов. Данное нововведение тесно увязано с системой информационного обмена между таможенными и иными компетентными органами государств-членов ЕС, о которой речь шла выше.
В рамках концепции «одной остановки» контрольные операции, осуществляемые всеми компетентными органами (таможенный, санитарный контроль и др.) в отношении товаров, будут совершаться в одно время и в одном месте.
Регламент (ЕС) 450/2008 вступил в силу 24 июня 2008 г., но еще не применялся. Он должен был применяться с момента вступления в силу имплементационных положений (акта, разъясняющего реализацию МТК ЕС), но не позднее 24 июня 2013 г.
Следующие причины привели к подготовке предложения о дополнении Регламента (ЕС) 450/2008 для начала его применения:
Реализация большей части предусмотренных процедур основывается на определении и разработке Европейской Комиссией, национальными таможенными администрациями и экономическими операторами широкого спектра электронных систем. Это потребует сложного комплекса мероприятий государств-членов торгового сообщества и Еврокомиссии, значительных инвестиций в новые общеевропейские информационные системы и мероприятия по их поддержке, а также беспрецедентных усилий бизнес-сообщества по осуществлению деятельности в соответствии с новыми бизнес-моделями. В настоящее время стало очевидным, что только очень ограниченное количество или даже ни одна таможенная информационная система не может начать функционировать с июня 2013 г., последней даты применения МТК ЕС.
Новой задачей, которая появилась после принятия Регламента (ЕС) 450/2008 и связана со вступлением в силу Лиссабонского договора, является обязательство, взятое Комиссией, по подготовке изменений во всех основные акты для приведения их в соответствие с новыми положениями Лиссабонского договора о делегировании полномочий и получении полномочий по реализации до окончания избирательного срока Парламента.
Данные причины повлияли на разрабатываемые имплементационные положения МТК, которые в настоящее время должны быть «раздроблены» между делегированными актами и имплеметационными актами в соответствии с новым распределением полномочий согласно статьям 290 и 291 Договора о функционировании Европейского союза. Более того, Таможенный кодекс «Сообщества» (Модернизированный таможенный кодекс) должен быть переименован в Таможенный кодекс «Союза» (ТКС).
Говоря о причинах, в заключение необходимо отметить, что совместная работа экспертов государств-членов и представителей торговых кругов над имплементационными положениями также выявила необходимость изменения некоторых норм в МТК ЕС, которые больше не соответствуют изменениям, произошедшим с 2008 г. в таможенном законодательстве или выявленным на практике (например, в отношении временного хранения товаров или таможенной декларации, полученной через вход в данные декларанта), что приведет к сложности их применения посредством четких мер и осуществимых бизнес-процессов.
Таким образом, Комиссия посчитала необходимым начать пересмотр (ЕС) 450/2008 до его запланированного применения в рамках следующих технических и процедурных соображений:
- необходимость отложить дату применения МТК, что должно быть принято до 24 июня 2013 г., крайней даты начала применения, установленной статьей 188(2) МТК ЕС. Необходимо предоставить администрациям и экономическим операторам разумное время для привлечения необходимых инвестиций и обеспечения поэтапного, обязательного, но ралистичного внедрения электронных процедур. Комиссия продолжит работу со всеми заинтересованными лицами в целях обеспечения начала работы новых электронных процедур не позднее 31 декабря 2020 г. Необходимой поддержкой данного процесса должна стать согласованная рабочая программа и предложение Комиссии в отношении планируемой программы ФИСКАС (1);
- обязательство по приведению МТК в соответствие с требованиями Лиссабонского договора в отношении реализации Комиссией как делегированных, так и имплементационных полномочий, что позволит применить МТК. Подобное должно осуществляться в соответствии со статьями 290 и 291 Договора о функционировании Европейского союза и нового Регламента Европейского Парламента и Совета № 182/2011 от 16 февраля 2011 г., устанавливающего правила и общие принципы в отношении механизмов контроля государствами-членами осуществления Комиссией имплементационных полномочий;
- необходимость изменения некоторых сложных для реализации положений; текст МТК ЕС необходимо по необходимости адаптировать к результатам разработки имплеменационных процедур и положений, в части выявленных расхождения между определенными положениями кодекса и реальным функционированием таможенных процедур (например, временное хранение) или принимая во внимания произошедшую с 2008 г. эволюцию других областей законодательства (например, транспортная безопасность).
(1) Программа ФИСКАС – программа приоритетных мер ЕС в налоговой и таможенной сферах на 2014-2020 гг., в настоящее время находится в стадии разработки.
Марина Романова,
консультант Члена Коллегии - Министра
по таможенному сотрудничеству
Евразийской экономической комиссии
18.06.2012
Комментарии