Проблемы регулирования российского информационного пространства
Российская практика информатизации бизнеса проходит современный этап своего развития. Этот процесс носит противоречивый характер, что порождает проблемы в информационно-правовом обеспечении различных областей и сфер деятельности. Так, проблема улучшения информационно-правового обеспечения российского бизнеса обострилась в середине 1990-х годов и была связана с отсутствием опыта работы в рыночных условиях у российского предпринимательства и неразвитостью информационного законодательства в стране. В 1993 г. в Конституции РФ введена основополагающая информационная правовая норма: "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ч. 4 ст.29 Конституции РФ) [1]. Эта норма послужила базой становления и развития информационного права, одним из важнейших положений которого является признание информации товаром, а информационных ресурсов – важнейшими ресурсами общества наряду с финансовыми, природными, трудовыми и иными. С этого момента в России появляются возможности для деятельности информационных и консалтинговых фирм и торговли информационным товаром и услугами.
Первым законодательным актом в информационной области было Постановление Правительства РФ "Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации" от 1 декабря 1994 г. № 1319, согласно которому было создано акционерное общество "Российские информационные центры". С инициативой о создании этого общества выступил Государственный комитет РФ по промышленной политике. За АО "Российские информационные центры" были закреплены следующие основные функции:
– создание, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования системы информационного обеспечения предпринимательства на основе сети региональных и местных информационно-аналитических центров, проблемно-ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и техниче-ских средств и развитых сетей передачи данных;
– информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления в области развития и государственной поддержки предпринимательства в стране;
– информационное обеспечение российских и иностранных субъектов хозяйствования по всем направлениям развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации;
– содействие развитию предпринимательского сектора российской экономики, включая региональный и местный уровни, путем создания информационной инфраструктуры для него.
В феврале 1995 г. в стране был принят Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Он регулировал отношения, которые складывались при создании, сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске, распространении и предоставлении потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. "Старый" закон выполнил свою главную функцию развития информатизации в стране при переходе к рыночным отношениям. Затем этот закон был пересмотрен и сейчас введен в действие Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [2]. Понятие "информация" является базовым в области обмена этим ресурсом. Существует множество трактовок этого понятия и в таком плюрализме теряется сущность самого понятия "информация".
Отметим еще раз, что это понятие нормировано в российском законодательстве. Документированная информация, хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы. Из понятия "информационные ресурсы" следует, во-первых, что существуют средства их обновления и доступа в интересах пользователя (средства поиска, обработки и выдачи); во-вторых, информация должна быть зафиксирована на каком-либо материальном носителе. Необходимо обратить также внимание на то, что информационные ресурсы – это документированная информация не только в базах данных, но также и в библиотеках, архивах и других информационных системах, в которых исходная информация хранится в виде печатных текстов.
Принципиальная важность правового и информационного обеспечения бизнеса отражается часто на эффективности предпринимательства. В настоящее время появилась необходимость формирования базы данных предпринимательского и информационного права на федеральном и региональном уровнях с предварительным проведением экспертизы нормативно- правовых документов в области регулирования предпринимательской деятельности на предмет устранения имеющихся недостатков и противоречий как в самих документах, так и между ними и другими нормативно-правовыми документами. Кроме того, необходимо повысить открытость и доступность информации, в том числе о тех законодательных актах, которые предполагается принять. В какой-то части эти проблемы были решены в уже принятых законах в информационной сфере. Россия, информационный рынок которой относится к развивающимся рынкам, стала ощущать в последние годы еще большую потребность в развитии информационных технологий (ИТ) и информационного бизнеса. Например, рост ИТ-рынка в среднем в РФ в 2002 – 2007 гг. составлял 25 % в год при общем экономическом росте в 6 –7 % [3]. Это значит, что у экономики есть потребность в ИТ. Это подтверждается определенной информационной активностью различных СМИ и увеличением экспортно-импортных потоков ИКТ и ИТ. Имеется рост количества статей, конференций и форумов профессионалов, рассматривавших вопросы и проблемы формирования спроса на информацию и информационные базы и торговли этим ресурсом.
В процессе движения России к постиндустриальной экономике и информационному обществу имеется, по крайней мере, пять глобальных тематических проблем и направлений:
1. Проблема демократизации информационного общества.
2. Проблемы государства в информационном обществе.
3. Проблемы развития политики в информационном обществе.
4. Проблемы прав граждан в информационном обществе.
5. Проблема готовности РФ развиваться в информационном обществе.
В России наиболее экономически успешными являются компании, занятые добычей и экспортом нефти, газа, металлов. Компании сырьевых отраслей, как известно, не яв-ляются наукоемкими и не предъявляют соответствующего их экономическому значению спроса на научные знания и технологии. Лидеры российского бизнеса (Газпром, Лукойл и другие), сравнимые по экономическому потенциалу с аналогичными зарубежными компаниями, осуществляют крупные научно-технические проекты и программы модернизации в своих подразделениях. Но их значение для научно-технического потенциала страны нельзя сопоставить с итогами деятельности лидеров по производству мирового высокотехно-логического оборудования и информационных компьютерных программ (хайтека) – ИБМ, Сони, Майкрософт, Сименс, Интел и Самсунг. Необходимо сделать вывод, что в России пока еще нет жизнеспособного ядра крупных компаний – сходного с тем, которые существуют, например, в Южной Корее и которые способны осваивать и создавать но-вейшие технологии, укреплять стратегические связи со знающими, квалифицированными поставщиками и клиентами внутри страны и за ее пределами. Это обстоятельство не способствует улучшению российского инновационного климата.
Ввиду снижения объемов государственного финансирования науки в России можно было бы ожидать большей эффективности расходов государственных средств, а также прогрессивных сдвигов в структуре приоритетов. Однако этого происходит очень медленно, и резерв оптимизации использования бюджетных средств для решения наиболее важных проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не используется. В результате различия в бюджетных приоритетах РФ и ряда развитых стран за прошедшее десятилетие только углубились. Современный этап жизни общества требует новый механизм знаний, на которых базируется развитие производственных сил. Кроме того, механизм сохранения и передачи этих знаний может базироваться только на передовых информационных технологиях, а сам массив этой информации становится рыночным товаром. Первый этап формирования механизма технологического обеспечения и развития производительных сил в постиндустриальный период для самой страны связан с определением количества материализованной информации в знания и создания единого классификатора. К этому также подстегивает желание страны вступить в ВТО. При этом не все знания, а лишь небольшая их часть, связанная с развитием общефедеральных произ-водительных сил страны должна быть первоначально систематизирована, сохранена и подготовлена для использования при реформировании промышленного блока. Механизм этот известен – это кодификация информации и знаний, без чего не возможен системный взгляд на проблему в целом. Под кодификацией знаний (информации) понимается важная составляющая деятельности по обеспечению государственных нужд технологическими услугами для выполнения государственного оборонного заказа, развития двойных технологий, повышения качества, технического уровня и конкурентоспособности важнейших видов продукции, от производства которой зависит экономическая, оборонная и экологи-ческая безопасность страны [4, с.9].
В последнее время получили развитие электронные библиотеки, однако область их применения существенно ограничена законодательством в области авторского права. По мнению специалистов, "одна и та же информация может быть представлена в библиотеках, в профессиональных базах, в деловых ресурсах Интернет и в электронных библиотеках. Объем информации в профессиональных базах – свыше 10 миллиардов записей. В России в 150 тысячах библиотек содержится свыше миллиарда экземпляров изданий. В настоящее время в мире издается свыше 200 тысяч периодических изданий, из них две трети без ограничений по направленности. Чуть больше 10 % периодических изданий представлено в Интернет. Из 16 тысяч журналов в области экономики и бизнеса 12 % журналов в полном объеме представлено в Интернет. Число web-страниц в Интернете в 2002 году превысило 4 миллиарда", а мировой объем накопленной информации удваивается каждые три года [5, с.62]. Приведенные характеристики объемов информации, накопленных в различных типах мировых информационных ресурсов, говорят о гигантском объеме знаний, созданных мировым сообществом и доступных пользователям. Такие темпы производства информации переполняют мировые информационные ресурсы и создают трудности в их использовании.
Интенсивное увеличение объемов информации ведёт к информационному кризису, который заключается в том, что объемы информации, хранимой в мировых информационных ресурсах и ресурсах знаний, все увеличиваются, а степень удовлетворения информационных потребностей пользователя все ухудшается. Человек не может справиться с возрастающим потоком информации, что отражается на низкой эффективности использования доступа к информационным ресурсам и низкой удовлетворенности пользователя.
Решение многих этих проблем и задач невозможно без полной ликвидации информационная безграмотности, которая предполагает знание структуры мировых информационных ресурсов, стоимости информации, владение технологиями доступа к необходимым сведениям, а также умение находить необходимую информацию, ее оценивать и использовать при решении конкретных задач, а также знание законов в информационной сфере.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2005.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". (Система "Гарант").
3. CnewsAnalytics study: http://www.cnews.ru/reviews/free/2005/.
4. Путилов А. В. Сервисное обеспечение в научно-технической сфере и проблема кодификации знаний // Теоретические и прикладные проблемы сервиса, 2001. – №1.
5. Селетков С.Н. Проблемы эффективности использования мировых информационных ре-сурсов. В сб. Учебно-методические проблемы наукоемких технологий образования / Под общ. ред. К.И. Курбакова. – М.: КОС•ИНФ, 2007. – 83 с.
Автор: Лазарев Александр Николаевич, к.э.н., доцент, РГУТиС.
адрес электронной почты: alex_lazar@mail.ru
18.01. 2009 г.
20.01.2009
Лазарев Александр Николаевич
Комментарии