ПЕРВЫЙ ТЮРЕМНЫЙ РЕФОРМАТОР
Пожалуй, никто в России столько не сделал для развития как пенитенциарной науки, так и тюремного ведомства, как Михаил Николаевич Галкин-Враской.
17 (29) сентября 1832 года у столбовой дворянки Надежды Враской и выходца из разночинцев Николая Галкина, директора Казанской гимназии, родился мальчик, которого назвали Михаил. Позднее мать исходатайствовала для него и его брата право именоваться двойной фамилией – Галкиными-Враскими.
Детство и юность Михаила прошли в Казани, где он, получив прекрасное домашнее образование, успешно поступил в местный университет, имевший в России блестящую репутацию, и с успехом закончил юридический факультет.
После окончания Казанского университета молодой человек поступает на службу в Управление оренбургского губернатора, а в 1858 году входит в состав миссии, отправленной в Хиву и Бухару, после чего он также побывал в составе специальной экспедиции в Туркмении. По результатам этих поездок Галкин-Враской публикует ряд статей, которые были собраны в сборнике «Этнографические и исторические материалы» (1868), удостоенном серебряной медали Русского географического общества. Его исследования произвели благоприятное впечатление на власти, и он назначается помощником управляющего этой областью.
В 1862 году Галкин-Враской поступает на службу в Министерство внутренних дел Российской империи. Именно с этого периода он начинает заниматься проблемами исследования тюремного дела в России и за рубежом. В этом же году из-за болезни жены Надежды Александровны, дочери киевского генерал-губернатора, позже скончавшейся от туберкулеза, он отправляется в Западную Европу, где она должна получить лечение, которого не могли обеспечить в России. К сожалению, должного лечения получить не удалось. Одновременно занимаясь обеспечением лечения жены, Галкин-Враской интересуется проблемами исполнения наказаний в европейских тюрьмах. С этой целью он посещает несколько пенитенциарных учреждений в разных странах. Для более углубленного понимания проблем он в апреле 1863 года испрашивает у министра внутренних дел Валуева разрешение продлить пребывание за границей. Император Александр II лично принимает решение о предоставлении ему такой возможности и по его поручению Галкину-Враскому даже направляется специальная инструкция.
Михаил Николаевич посещает крупнейшие тюрьмы в Англии, Франции, Пруссии и Бельгии, дает их подробное описание, публикует целый ряд статей на эту тему.
В 1867 году он составляет, а годом позже и публикует сборник со своими статьями под названием «Материалы к изучению тюремного вопроса», который министром внутренних дел рекомендуется для изучения всем тюремным комитетам и их отделениям, всем губернским и уездным местам заключения и губернским и уездным полицейским управлениям.
Особое внимание Галкин-Враской уделяет Пентонвильской тюрьме – первой современной лондонской тюрьме, открытой в 1816 году. Тюрьма эта представляла собой центральное здание с отходящими от него пятью крыльями, что позволяло содержать заключенных отдельно друг от друга и осуществлять довольно эффективный надзор. Камеры – одиночные помещения 4 м длиной, 2 м шириной и 3 м высотой. В наружных стенах камер были проделаны небольшие окна, двери выходили на узкие галереи.
Позже, когда Галкин-Враской станет начальником Главного тюремного управления, в начале 1890-х годов в Петербурге по его инициативе будет построена образцовая одиночная тюрьма, образцом для которой послужил именно Пентонвиль. В ней же были устроены столярные, слесарные мастерские, разведен огород, снабжавший тюрьму овощами, что способствовало ресоциализации заключенных, хотя такого термина в те времена еще не существовало.
Вернувшись из Европы, Галкин-Враской назначается чиновником особых поручений при министре внутренних дел графе Валуеве, заведует канцелярией президента Попечительного о тюрьмах общества. Он также состоит членом Военно-кодификационной комиссии по пересмотру положения о военных тюрьмах и членом, состоявшей под председательством статс-секретаря графа Палена, Комиссии по вопросу о преобразовании тюремной части.
Затем на некоторое время Михаил Николаевич покидает МВД, поскольку назначается эстляндским, а затем саратовским губернатором. Он активно проводит довольно жесткую политику русификации в Эстляндии, а в Саратовской губернии работает с немецкими колонистами, открывает детские приюты и учебные заведения. При нем в Саратове создается исправительная колония для несовершеннолетних правонарушителей, которая называется Учебно-исправительным приютом.
23 апреля 1879 года Галкин-Враской высочайшим указом возвращается в Петербург и назначается первым начальником Главного тюремного управления (ГТУ), созданного чуть ранее – 12 марта. Это новое для Российской империи учреждение является административным органом управления и снабжения тюрем, осуществляющим непосредственное руководство подчиненными ему местными органами тюремного ведомства, а также их снабжения. ГТУ подчиняется Министерству внутренних дел (позже будет передано в ведение Министерства юстиции). При этом ГТУ в структуре МВД имеет значительную самостоятельность, а его начальник назначается указом императора. На этом посту Михаил Николаевич будет состоять целых 17 лет, что является своеобразным рекордом как для периода дореволюционной России, так и после.
Галкиным-Враским готовится обширный материал по отмене ссылки в Сибирь, чему содействовали две его ранее предпринятые поездки в Сибирь и на остров Сахалин.
Большое значение Галкин-Враской уделяет сотрудничеству с европейскими пенитенциарными ведомствами. В 1880 году он даже входит в состав Международной тюремной комиссии, а в 1890 году является организатором IV Международного тюремного конгресса в Петербурге, где будет избран почетным пожизненным председателем Международных тюремных конгрессов.
С целью улучшения деятельности ГТУ Галкин-Враской совершает целый ряд инспекционных поездок по России, посещая тюрьмы в Киеве, Москве, Харькове, Орле и множестве других городов, о результатах докладывая министру внутренних дел, акцентируя внимание на привлечении заключенных к трудовой деятельности, а также на необходимости значительного улучшения санитарного состояния тюрем, которые, по его мнению, «за редким исключением (…) содержатся крайне грязно и небрежно».
По инициативе Михаила Николаевича 6 января 1886 года император Александр III утверждает новый закон об обязательном труде заключенных, что приносит в казну значительные суммы. К выходу Галкина-Враского на пенсию доход от трудовой деятельности составляет более 1 миллиона рублей – огромные по тем временам деньги. И что важно, работающие заключенные получают пусть и небольшую, но зарплату, что позволяет им улучшить свое содержание.
Галкин-Враской проводит и другие важные реформы, в частности, учреждая на местах тюремные инспекции, которые на постоянной основе должны контролировать деятельность пенитенциарных учреждений.
13 декабря 1895 года Главное тюремное управление указом императора Николая II переводится в подчинение Министерству юстиции, а сам Михаил Николаевич уходит в отставку.
И хотя Галкин-Враской не успел реализовать все свои поистине революционные задумки, сделано им для развития пенитенциарного дела в России было очень многое.
За свои заслуги в 1895 году Михаил Николаевич удостаивается чина действительного тайного советника (соответствует генеральскому чину в армии), а в 1896 году назначается членом Государственного совета, высшего законосовещательного учреждения при императоре Всероссийском. Он продолжает активно участвовать в управлении государством и организует трудовую помощь в ряде неурожайных губерний.
За свою жизнь Михаил Николаевич Галкин-Враской был удостоен множества орденов и медалей, а за три месяца до смерти получил и высшую награду империи – орден св. Андрея Первозванного. Он также был награжден целым рядом иностранных орденов (всего 14), включая французский Большой офицерский крест ордена Почетного легиона (1891).
Умер Михаил Николаевич Галкин-Враской 8 (21) апреля 1916 года в возрасте 83 лет в Петрограде. Он сам и вся его семья (единственный сын умер во младенчестве) похоронены в Сергиевском храме Сергиевой Приморской пустыни в Стрельне. По инициативе ФСИН России в его память на месте упокоения в 2012 году установлена мемориальная доска. 8 августа 2008 года приказом ФСИН России была учреждена «Медаль Михаила Галкина-Враского».
28.12.2024
Александр ПАРХОМЕНКО
Комментарии