1 ФЕВРАЛЯ 1898 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПОНЯТИЕ «ИТЕЛЛЕКТУАЛЫ» ПРИОБРЕЛО НЕГАТИВНЫЙ ОТТЕНОК
Это слово, конечно, существовало и ранее. И обозначало оно любого грамотного человека. Но именно 1 февраля 1898 года все перевернулось…
Впервые — в уничижительном смысле — его использовал писатель Морис Баррес через три недели после публикации статьи Эмиля Золя «Я обвиняю», в которой знаменитый писатель встал на защиту осужденного Альфреда Дрейфуса, несправедливо обвиненного в сотрудничестве с немецкой разведкой.
В газете «Ле Журналь» от 1 февраля 1898 года в своей колонке Морис Баррес, полемист правых националистов, нападал на «петиционеров», обнародовавших «Манифест интеллектуалов», ворвавшихся в общественную жизнь, считающих своим долгом восстать против несправедливости, совершенной по отношению к Дрейфусу: «Нет ничего хуже этих банд полуинтеллектуалов (...) Все эти мыслительные аристократы настаивают на том, что они мыслят не так, как подлая толпа (...). Эти так называемые интеллектуалы являются фатальной тратой времени в усилиях общества по созданию элиты (...). Одним словом, кроме евреев и протестантов, так называемый список интеллектуалов состоит в основном из идиотов, затем из иностранцев и, наконец, из нескольких хороших французов вроде Анатоля Франса и некоторых молодых социалистов, раздраженных парламентским режимом и ищущих кратчайшего революционного пути».
Так вот это слово и приняло уничижительный характер.
Начиная со второй половины XX столетия, многие ученые и публицисты активно стали объединять понятия «интеллектуал» и «интеллигент». Постепенно это слово вновь обрело положительное звучание.
А что Баррес? А кто его сейчас помнит, кроме, может быть, историков и литературоведов? А Эмиля Золя помнят все…
01.02.2025
Александр ПАРХОМЕНКО
Комментарии