Франция: «Шатле» или тюрьма смерти

Франция: «Шатле» или тюрьма смерти

С XII по XVII века самые жуткие пытки происходили в парижских тюрьмах. Те, кто им подвергался, предпочитали смерть в застенках.

Прежде чем стать одной из достопримечательностей для туристов, район Парижа, где располагалась тюрьма «Шатле», в течение долгого времени был местом, которое старались обходить стороной.

С XV века по начало XIX века это был квартал с мрачными, узкими улочками, зловонными и опасными. Территория здесь была поделена между парижскими бандитами, собиравшимися в тавернах, и владельцами скотобоен, из которых исходила тошнотворная вонь.

Днем на задворках всех этих уличных лабиринтов резали животных, а ночью та же участь постигала случайно или по незнанию забредших сюда жертв разбойников. Впрочем, сами названия улиц рассказывают о социопрофессиональных категориях обитавших здесь жителей: улица Большая Скотобойня, улица Требухи, улица Пьера-Рыбака, улица Резни, улица Живодерни…, не забыть бы еще улицу, которая называется Долина Несчастья – тут уж никакой комментарий не нужен.

Парижане также боялись посещать этот район и из-за того, что поблизости от него находилось здание, вселявшее ужас: «Большой Шатле». Это импозантное строение, причудливой архитектуры, с 1190г. являлось официальным местопребыванием парижского прево (прево – во Франции XI – XVIII веков королевский чиновник или ставленник феодала, обладавший до XV века на вверенной ему территории судебной, фискальной и военной властью, с XV века выполнял лишь судебные функции– Ред.) и месторасположением полицейских и криминальных служб юстиции.

В течение 600 лет задержанные сначала представали перед магистратами (во Франции магистратами являются судебные и прокурорские чины, а также и высшие административные чиновники– Ред.), которые в зависимости от тяжести злодеяния решали, должен ли тот или иной мерзавец пройти через руки палача для «предварительного допроса», чтобы заставить его признать свою вину. В основном, принималось именно такое решение. Вне зависимости от состава преступления, в будущем человек становился калекой: от пыток водой (воронка вставлялась в рот и в глотку вливалось несколько литров воды), пыток веревками (которыми обвязывали таким образом, чтобы веревки впивались в кожу), растяжения (привязывался за руки и за ноги и растягивался во все стороны с помощью специальных механизмов), «испанских сапог» (дробивших ступни и лодыжки). После этого несчастного вновь приводили в суд, чтобы он смог официально признаться во всем, что ему ставилось в вину. Проблем с признанием, конечно же, после всего перенесенного не возникало.


Наконец, выносился приговор с различными вариантами варварства. Убийцы приговаривались к повешению или колесованию, воры ссылались на галеры, колдуны, отравители и прочие еретики сжигались заживо. Нечестные торговцы, банкроты и сводники привязывались к позорному столбу. Двоеженцам выдирали волосы, бороду и брови, иногда прямо с кожей, а ворам-домушникам отрезали уши. Откуда пошла традиция заживо варить в кипящей воде фальшивомонетчиков, до сих пор неизвестно. Наконец, в исключительных случаях лиц, причастных к цареубийству четвертовали при стечении народа. Это зрелище в народе считалось очень живописным культурным мероприятием.

Однако для многих смерть была лучшей участью, чем заточение в «Шатле». Если заключенный был в состоянии заплатить за проживание, его направляли в камеры, где заключенные могли питаться за собственный счет. Эти камеры располагались на первом этаже. Это, конечно, было значительно лучше, чем находиться в общей камере на полу, покрытому грязной соломой, куда набивали по сто человек.
Кстати, в такой камере пришлось побывать нескольким известным личностям, среди которых Франсуа Вийон (выдающийся средневековый поэт, не раз попадавший в тюрьмы – Ред.), написавший в «Шатле» свою знаменитую «Балладу повешенных». Сидели там и Клеман Маро (французский поэт эпохи Ренессанса, видный гуманист– Ред.), знаменитый бандит Картуш.

В качестве особо строгого наказания заключенных сажали в подземные камеры, в которых не бывало света, и отовсюду сочилась вода. Были и еще более радикальные наказания. Например, некоторых помещали в яму – специальную камеру в виде перевернутой воронки, привязывая за веревки. На дне такой камеры постоянно находилась зловонная вода, а прислониться к стенам человек не мог, поскольку сделать это не позволяли веревки. В результате он вынужден был постоянно стоять. В таком положении заключенный мог прожить не более пятнадцати дней, и то, если у него был крепкий организм.

В дополнение к рассказу об этом страшном месте можно добавить следующее. На первом этаже «Шатле» находилась небольшая комната, в которую через маленькое окошко проникал свет с улицы. Это был морг. Туда сваливали трупы утопленников, выловленных в Сене, а также, по всей видимости, многочисленных жертв, убитых ночью на парижских улицах.

В XVII веке количество свозившихся в морг трупов достигало в среднем до 15 в сутки. Монахини из монастыря Святой Екатерины, который находился на улице Сен-Дени, их обмывали и заворачивали в саван. Затем умерших хоронили на кладбище Невинных (одно из самых старых и самых знаменитых парижских кладбищ – Ред.).

Даже 14 июля 1789г., именно по той причине, что тюрьма «Шатле» внушала такой ужас парижанам, революционеры не рискнули к ней приблизиться, у них не возникло сильного желания выпустить из «Шатле» самых жестоких преступников, содержащихся там. Тогда революционеры разрушили Бастилию.

Позднее, чтобы раз и навсегда решить проблему «Шатле», вооруженные банды «почистили» эту тюрьму во время погромов 1792г., когда по всей Франции стали распространяться слухи о роялистском заговоре. Однажды утром возбужденная толпа ворвалась в «Шатле», чтобы линчевать всех заключенных и, в частности, нескольких аристократов. Но в основном были изрублены саблями и заколоты пиками обычные преступники, не имевшие никакого отношения ни к какому заговору. Из 350 узников лишь дюжине чудом удалось избежать смерти.

В связи с упразднением в 1790г. должности прево, «Шатле» исполняла лишь функции тюрьмы, а после ужасного избиения 1792г. здание тюрьмы стало вообще никому не нужным. Наполовину разрешенное, оно было окончательно снесено по решению Наполеона в начале 1800г.

После того, как «Шатле» не стало, понемногу изменились и все прилегавшие к тюрьме улочки. В связи с тем, что скотобойни стали организовывать в пригородах Парижа, было объявлено о запрете приводить скот в этот район города. Одна за другой закрывались лавочки, а на их месте стали возникать кабаре с дурной репутацией, в которые артисты, художники, другие интеллектуалы, а также и состоятельные буржуа приходили из интереса, чтобы пообщаться со всяким сбродом.

Однажды утром 26 января 1855г. именно в этом районе на пересечении улиц Резни и Старой Лампы, на старинной железной ограде было найдено повешенное безжизненное тело Жерара де Нерваля (французский поэт-романтик – Ред.). Ну а чуть позже Наполеон III и барон Осман (французский государственный деятель, префект департамента Сена, сенатор, член Академии изящных искусств, градостроитель, во многом определивший современный облик Парижа– Ред.) взялись за дело и окончательно сравняли с землей этот старейший район средневекового Парижа.

Автор: Брюно ИШЕР (Libération)

Перевод: Юрий АЛЕКСАНДРОВ

02.09.2011

Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое