Нужен ли закон об интернете?

Нужен ли закон об интернете?

Вопрос о принятии отдельного закона, посвященного регулированию информации, вращающейся в Интернете, поднимается уже довольно давно, однако до недавнего времени не было хоть сколько-нибудь оформленных проектов законов, не говоря уже об официально внесенном в Государственную Думу законопроекте. Большинство дискуссий о концепции будущего закона сводится к рассуждениям на тему цензуры и прочих политико-психологических аспектов. Нам хотелось бы рассмотреть эту проблему сквозь призму юридической значимости планируемого закона для правовой системы России в целом.

Основной целью закона должна стать, по убеждению многих, возможность пресечения преступлений, совершаемых в компьютерных сетях. Если это действительно так, то значимость подобного документа для правовой системы России совершенно непонятна. Все составы преступлений и правонарушений описаны в соответствующих законах и обо всех них известно правоприменителям. На сегодняшний день, по нашему разумению, ничто не препятствует применять действующие нормы права в новой системе – компьютерных сетях.

К примеру, возьмем составы преступлений «Мошенничество» и «Нарушение авторских и смежных прав», предусмотренные ст. 159 и 146 УК РФ соответственно и являющиеся частными целями борьбы при помощи планируемого к принятию закона. Ничто в этих составах не говорит о сфере, месте, где должно быть совершено преступление, чтобы иметь возможность привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. И впрямь, если мошенничество было совершено в магазине, а не на улице, это не дает нам основания утверждать, что к принятию обязательно необходим еще один закон, который запрещал бы мошенничество именно в магазине.

Для большей убедительности рассмотрим один из законопроектов, в котором предлагается дополнить УК РФ ст. 274.1, установив в ней наказание за создание и размещение в Интернете поддельных сайтов, порталов, информационных систем или их частей, имитирующих до степени смешения сайты органов власти, кредитных учреждений, торговых, страховых или общественных организаций. Совершенно неясно, почему в случае обнаружения таковых владелец истинного сайта не может воспользоваться своим конституционным правом на защиту, обратившись к конструкциям действующего и вполне применимого авторского права?

Будучи противником идеи «под каждую сферу жизни – свой закон», автор не считает необходимым принимать закон для пресечения правонарушений в Сети. Основная проблема, как, впрочем, и всегда, – в правоприменении. На наш взгляд, правоприменитель сегодня в силу как объективных (например, отсутствие необходимых человеческих ресурсов, громаднейшее количество правонарушений), так и субъективных не совсем высокий уровень понимания рассматриваемой среды – сети Интернет) причин не готов к полноценному выявлению правонарушений и их предотвращению.

Ознакомившись с некоторыми законопроектами, можно сделать вывод, что во многих случаях предлагаемые изменения осуществляются ради изменений как таковых. К примеру, странным выглядит предложение изменить определение понятия «информация, под которой сейчас понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Изменение предлагается в виде дополнения к сведениям «мнения о них». Логику планируемых изменений увидеть можно, но объяснить с точки зрения законотворческой техники чрезвычайно сложно.

Закон определит понятия?

Нельзя не согласиться с тем фактом, что на сегодняшний день основной проблемой при выявлении и пресечении правонарушений, совершаемых в сети Интернет, выступает отсутствие основополагающих понятийных инструментов. Безусловно, ключевой вопрос, который волнует правоприменителя, состоит в том, применимо ли законодательство о средствах массовой информации к информации, распространяемой в сети Интернет. Поэтому выглядело бы логичным определить интересующие общественность понятия на законодательном уровне. Для этого, однако, не требуется принятия специального закона, а достаточно внести изменения в уже имеющееся законодательство, например в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Кто несет ответственность за информацию

В интересующей нас области одним из главных на сегодняшний день остается вопрос об ответственности: кто несет ответственность за распространение информации в Интернете (распространитель информации, оператор, владелец ресурса...)?

На наш взгляд, вопрос простой и требует лишь серьезной проработки в каждом отдельном случае. Мы уверены, что не следует устанавливать единое правило для всех. Каждая ситуация уникальна и зависит от большого количества обстоятельств: от договора (например, между владельцем ресурса и пользователем) и разграничения ответственности по нему. При этом ничто не мешает найти законодательный компромисс, который может заключаться во временном удалении спорного контента. Это, по сути, означает, что заинтересованное лицо обращается к владельцу ресурса по вопросу о приостановлении распространения контента и владелец ресурса, получив достаточный уровень сомнений в легальности распространяемого материала, временно приостанавливает его распространение. Аналогичные права нелишним было бы предоставить и регистраторам доменного имени.

Интересная попытка сделана в одном из законопроектов относительно установления ответственности за соответствие распространяемой информации действующему законодательству. Так, предлагается следующее: «По общему правилу ответственность за соответствие распространяемой информации требованиям закона несет лицо, непосредственно распространяющее такую информацию. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (информационного законодательства) влечет за собой административную, дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Очевидно, что эту попытку следовало бы усилить, дав определение понятия «непосредственное распространение». Сложно понять, кого конкретно имеет в виду автор законопроекта: непосредственно физическое лицо, которое отправляет информацию на сайт, или владельца сайта?

Еще одна проблема, за счет которой обосновывают необходимость в принятии закона об Интернете, заключается в постоянной навязчивой рекламе фактически на каждом сайте. Однако эта проблема давно решена в Федеральном законе «О рекламе», ст. 18 которого полностью посвящена рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.

Закон об Интернете не нужен


Подводя итог сказанному, отметим, что объективной необходимости в принятии отдельного закона об Интернете в настоящее время нет. По нашему мнению, достаточно лишь дополнить действующее законодательство отдельными терминами и понятиями для более точного понимания действительности.

Безусловно, автор никоим образом не умаляет возможную необходимость уточнения и корректировки норм, реально необходимых для правоприменения. Между тем не стоит создавать закон ради закона и насыщать законодательство дублирующими нормами.

Владимир Разуваев;
подготовила Ольга Аверина,
«эж-ЮРИСТ»

22.11.2010

Электронная приемная газеты "эж-Юрист"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Виктор Перевалов. Президент Уральской государственной юридической академии. Виктор Перевалов. Президент Уральской государственной юридической академии.
    Свои предложения по внесению изменений и дополнений в содержание проекта «Основ», а также о недостатках документа высказал Президент Уральской государственной юридической академии Виктор Перевалов. При...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...