Борьба за среду обитания

Борьба за среду обитания

Экологическое преступление и…

Правовое регулирование общественных отношений строится следующим образом. Отрасли частного права (в первую очередь гражданское право) создают правовую основу для экономического оборота. Административное право (самая обширная по своему содержанию отрасль) устанавливает правила поведения в тех областях деятельности, которые представляют повышенную опасность для общества, а также, обладая властно-распорядительным методом, регулирует отношения между субъектами предпринимательской деятельности и контролирующими (надзирающими) органами. Нарушение запретов, установленных УК РФ или КоАП РФ, влечет соответственно уголовное или административное наказание.

Анализ судебно-следственной практики по делам об экологических преступлениях показывает, что хозяйственные субъекты в погоне за прибылью не всегда учитывают правовые последствия нарушения норм публичного права. Так, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления. Статья 4 Закона № 89-ФЗ содержит гражданско-правовые нормы, определяющие право собственности на отходы производства и потребления лица, в чьей собственности находились сырье, материалы, полуфабрикаты, иные изделия или продукты, в результате использования которых эти отходы образовались.

Статья 14 Закона № 89-ФЗ гласит: индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности путем составления паспорта опасности отходов. Такую паспортизацию осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Росприроднадзор) на основании Приказа от 15.08.2007 № 570.

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию. Пункт 5 ст. 12 Закона № 89-ФЗ говорит о том, что запрещается захоронение отходов в следующих местах:
- в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон;
- на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Это не означает, что в других местах, не перечисленных в вышеприведенной норме, можно размешать опасные отходы. Эти правоотношения входят в сферу административного права, и на них не распространяется принцип дозволительной направленности, присущий гражданскому праву. Закон лишь подчеркивает важность для экологических интересов общества сохранения мест с особыми условиями природопользования. Необходимо понимать, что захоронение (размещение) отходов допускается только в специально оборудованных для этого местах. Этот вывод следует из анализа норм п. 5 и 6 ст. 12 Закона № 89-ФЗ, которые гласят: объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр.

В статье 16 Закона № 89-ФЗ регламентируется порядок и условия транспортировки опасных отходов. Для этого необходимы:
- паспорт отходов I-IV класса опасности;
- специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства;
- документация для транспортирования и передачи отходов I-IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I-IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

Напоминаем, что такая деятельность допускается только при наличии соответствующей лицензии.

…уголовное наказание…

Из анализа норм закона можно вывести следующие правила обращения опасных веществ и отходов:
1) если в результате хозяйственной деятельности образуются отходы, то необходимо определить класс их опасности и составить паспорт отходов;
2) захоронение (размещение) отходов производится только в специально установленных для этого местах, обеспечивающих безопасность населения и окружающей среды;
3) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению (захоронению) отходов допускается только при наличии специальной лицензии, выдаваемой Роспотребнадзором в порядке, определенном в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524.

Нарушение установленного порядка влечет ответственность вплоть до уголовной. Так, ст. 247 УК РФ предусматривает наказание за нарушение правил транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и отходами. Причем часть первая рассматриваемой статьи является составом угрозы. То есть ответственность наступает при создании угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 № 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности заэкологические правонарушения" создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда.

Более строгая ответственность установлена ч. 2 и 3 ст. 247 УК РФ, когда деяние причинило вред здоровью человека либо повлекло массовую гибель животных, а равно совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Если же преступление повлекло по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет.

Следует отметить, что ст. 247 УК РФ является одной из самых успешно применяемых среди норм Кодекса, устанавливающих ответственность за преступное загрязнение природы. Так, в 2008 году в суд было направлено 22 уголовных дела, а в 2009 году - 19 дел.

Для сравнения приведем статистику по другим экологическим преступлениям. Например, в 2008 году из 28 возбужденных уголовных дел по ст. 250 УК РФ направлено в суд только два, а в 2009 году из 19 дел - одно. Из семи уголовных дел, возбужденных в 2008 году по ст. 251 УК РФ, в суд не направлено ни одного. Тот же результат и в 2009 году - из девяти дел - ни одного. Из 27 уголовных дел, возбужденных в 2008 году по ст. 254 УК РФ, направлено в суд только два, а в 2009 году из 24 дел - четыре.

…во имя места обитания

Приговором Усть-Катавского городского суда Челябинской области осуждены по ч. 1 ст. 247 УК РФ Е.А. Баев и Г.А. Зуев, которые учредили на подставное лицо ООО «Промэкология плюс». Не имея соответствующей лицензии, они организовали незаконную транспортировку опасных токсичных промышленных отходов с ФГУП «Приборостроительный завод» на территорию ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод» (1).

В другом деле признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 247 УК РФ, В.С. Радченко, генеральный директор ОАО «Пурнефтеотдача», который, не имея лицензии, незаконно транспортировал и хранил в поврежденной упаковке и открытой таре в двух складских помещениях гипертоксичные (I-III класс опасности) отходы, что создавало угрозу причинения вреда здоровью человека и окружающей среде (2).

По части 2 ст. 247 УК РФ осужден заместитель генерального директора ООО «Эко Строй» Н.Ф. Яруничев, который организовал хранение химических веществ и опасных отходов на территории пос. Куровской Дзержинского района Калужской области. Эти действия привели к загрязнению окружающей среды. В атмосферном воздухе обнаружены превышения ПДК по фенолу в 10,7 раза, по аммиаку - в 1,4 раза; в почве обнаружены превышения ПДК по нефтепродуктам в 199 раз, по сульфатам - в 5,7 раза, по сере - в 11,8 раза, по меди - в 267 раз (3).

Эти факты свидетельствуют о том, что в сфере обращения опасных веществ и отходов допускаются массовые нарушения закона. Причина такого положения - превалирование сиюминутной экономической выгоды над экологическими интересами общества, недооценка важности задачи сохранения окружающей среды - места обитания человека.


Игорь Попов,
к. ю. н.


(1) Архив Усть-Катавского городского суда Челябинской области за 2008 г. // Приговор от 24.12.2008.
(2) Архив Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа за 2008 г. // Приговор от 17.12.2008.
(3) Архив Дзержинского районного суда Калужской области за 2008 г. // Дело № 1-168/08.

23.05.2011

"эж-ЮРИСТ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое