АЛЖИР: ТЮРЬМА «СЕРКАДЖИ» СТАНЕТ МУЗЕЕМ

АЛЖИР: ТЮРЬМА «СЕРКАДЖИ» СТАНЕТ МУЗЕЕМ

Планирующееся преобразование тюрьмы «Серкаджи» в музей наконец раскроет тайны, погребенные на протяжении десятилетий в этом учреждении, которое было основным местом пыток муджахидинов1 в колониальный период.

Как сообщили в Министерстве юстиции, пакет документов о переоборудовании тюрьмы в «музей, посвященный Национальной памяти», находится в стадии согласования в различных ведомствах и в скором времени будет передан на рассмотрение правительству.

Последние заключенные были вывезены из тюрьмы «Серкаджи» в ноябре 2014 года, и здесь сразу же начались работы по преобразованию этого пенитенциарного учреждения в музей. Корреспонденту агентства APS, побывавшему на экскурсии в этой самой знаменитой в Алжире тюрьме, пояснили, что часть зданий была построена еще в османскую эпоху (отсюда и ранее название тюрьма – «Барбаросса» – в честь знаменитого флотоводца, бороздившего Средиземное море во время правления султана Сулеймана Великолепного), а другие здания были сооружены в эпоху колониального владычества Франции. И здания, и укрепления, несмотря на свою древность, остаются практически неповрежденными и хранят в своих стенах давние воспоминания.

По словам историков, эта тюрьма, находящая в бухте Алжир, была построена французскими поселенцами в 1856 году на месте древней турецкой крепости Старая Каксба, стоявшей на возвышенности, откуда можно было хорошо видеть морские просторы. Поэтому во времена колониализма тюрьму и называли «Барбаросса» в честь османского корсара, наводившего ужас на европейцев.

В «коридоре смерти»
В камерах «коридора смерти» содержалось бесчисленное количество борцов за независимость. Чувство гордости охватывает здесь каждого посетителя. Во времена, когда смертная казнь применялась, ее исполнение происходило рано утром. Точная дата казни никому не сообщалась. До того, как быть казненным, осужденный имел право обжаловать приговор и подать прошение о помиловании.

В общей сложности в тюрьме «Серкаджи» казнили 58 борцов за независимость, из которых 48 гильотинировали, а 10 остальных были расстреляны. «Коридор смерти» находился на первом этаже тюрьмы. В нем было 14 камер, в каждой из которых находилось по трое узников. В одной из камер содержался и Ахмед Забана, борец за независимость, легший под нож гильотины ранним утром 19 июня 1956 года. В этом же «коридоре смерти» побывал и самый знаменитый заключенный – поэт Муфди Закария, написавший в 1956 году в застенках песню, ставшую после обретения Алжиром независимости в 1962 году национальным гимном страны.

На стеле, возведенной в главном дворе тюрьмы, почти на том самом месте, где ранее стояла гильотина, выбиты в хронологическом порядке имена всех казненных. Самым первым, кто был казнен с помощью этой жуткой машины 19 июня 1956 года, стал Абделькадер Феррадж. Вслед за ним, в тот же день, гильотинировали и Ахмеда Забана. Их имена, а также имена остальных казненных, навечно вписаны золотыми буквами в историю Алжира.

Идя по «коридору смертников», будто наяву слышишь раздающиеся из всех камер крики «Да здравствует Алжир», когда тюремщики ведут на казнь кого-либо из борцов Сопротивления.

До сих пор, к счастью, живы несколько знаменитых заключенных, прошедших через «коридор смерти» тюрьмы «Серкаджи»: Дауд Зуауа (80 лет), Мохаммед Буралла (84 года), Джиллари Мухун (79 лет) и Радуан Бенани (85 лет). Все они в течение более двадцати лет сражались за независимость страны и долгие годы провели в камерах смертников.

– Казнь на гильотине проводилась в период между двумя часами ночи и 5:30 утра. Никто из приговоренных к смерти в это время не спал. Мы должны были подбодрить того, чья очередь настала и за кем придут охранники, – рассказывает Дауд Зуауа, приговоренный к смертной казни в 1959 году.

Приговоренные к смерти, кандалы с которых не снимались даже в камерах, подвергались особому обращению. По рассказам Дауда Зуауа, который провел в «коридоре смерти» два года, смертники в обязательном порядке носили серую униформу, а на спине у них был нарисован большой желтый крест. Это чтобы, говорит Дауд Зуауа, их можно было сразу отличить от обычных уголовников.

Дауд Зуауа, кстати, был главным зачинщиком впечатляющего побега из «Серкаджи». 22 февраля 1962 года 26 заключенных сбежали через тоннель, который они вырыли за несколько месяцев в заднем дворе тюрьмы.

– Самое забавное было в том, что администрация тюрьмы сама предоставила весь необходимый для рытья тоннеля инвентарь. Мы должны были осуществлять работы по расширению тюремного двора и его благоустройству, а заодно использовали кирки и ломы для наших целей, о чем охранники даже и не догадывались, – вспоминает, улыбаясь, Мохаммед Буралла.

– В тот день сбежало 26 заключенных, и я был среди них, – с гордостью говорит Буралла. – Беглецов могло быть и больше, но, к сожалению, 27-й беглец был крупный человек, мощного телосложения, и он застрял в тоннеле, что и помешало сбежать остальным, – с сожалением вспоминает бывший приговоренный к смерти.

«Каменные мешки» – место моральных и физических пыток
Мрачные и ужасающие «каменные мешки», находившиеся в подвале тюрьмы и служившие местом моральных и физических пыток борцов за независимость в период с 1954 по 1962 год, должны остаться в неприкосновенности, полагает Джиллари Мухун, как напоминание о зверствах, причиненных алжирскому народу.

Эти «мешки», использование которых прекратилось в далеком 1962 году, до сих пор остаются в первозданном виде. В этих узких и сырых подземельях, где пауки плетут свои сети, побывало немало героев борьбы за национальное освобождение. Мало кому из борцов удавалось избежать этих «мешков», а у тех, кто там побывал, они навсегда оставили неизгладимые следы на их психическом здоровье.

– Охранники заставляли тех, кого бросали в эти «мешки», надевать костюмы из мокрого полиэтилена, который, высыхая, стягивал все тело. А затем их помещали в темную камеру, наполненную водой. Цель состояла в том, чтобы узник не мог сесть в этом «мешке», пребывание в котором могло длиться более месяца, – рассказывает избежавший гильотины Радуан Бенани. – А когда наступала ночь, охранники вовсю били своими дубинками по железным дверям камер, чтобы еще больше напугать несчастных и не дать им заснуть.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: тюрьма «Серкаджи» снаружи и внутри.

 

1 - Муджахидин – официальный титул, присваиваемый любому лицу (алжирцу или иностранцу), сражавшемуся против французского колониализма во время Алжирской революции за независимость страны.

23.08.2019

APS

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Александр Калмыков о русском  цирке с участием животных как элементе национальной идеи Александр Калмыков о русском цирке с участием животных как элементе национальной идеи
    Генеральный директор «Росгосцирка» Александр Калмыков рассуждает о русском цирке с участием животных как элементе национальной идеи. Скоморохи и дрессированный медведь с козой, домашние животные – всё...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...