ГАНА: ТЮРЬМЫ ДЛЯ «ВЕДЬМ»

ГАНА: ТЮРЬМЫ ДЛЯ «ВЕДЬМ»

В Кукуо, на севере страны, примерно сотня женщин, обвиненных в колдовстве, живут почти в первобытных условиях. Из-за боязни линчевания они никогда не покидают деревню.

У Авабу Иссакаку изможденное тело, медленная походка, усталый вид. Эта маленькая женщина, которой, по ее словам, то ли 83, то ли 86 лет, редко покидает свою хижину в деревне Кукуо, на севере Ганы, примерно в 100 километрах от границы с Того.

– Я живу, благодаря щедрости других жителей этой деревни, которые дают мне воду и еду, – говорит она.
Авабу вообще-то жительница небольшого города Йинди, находящегося в семидесяти километрах от деревни Кукуо. Но там она «нежелательная» персона. Причина проста: десять лет назад один мужчина обвинил ее в колдовстве.

– Один из моих соседей пошел к своему хозяину и рассказал ему, что видел во сне, как я на него напала, – рассказывает она на дагбане, самом распространенном на севере страны наречии.

В регионе, где особенно распространены суеверия и верования, у Авабу не было иного выбора, кроме как скрыться. А затем ее отправили в лагерь для «ведьм» – в Кукуо.

Хижины
– На сегодняшний день в Гане имеется пять подобных лагерей, все они находятся на севере страны. В них живут примерно 300 женщин. В 2008 году таковых было 468, – говорит Алия Мумуни, член неправительственной организации «Акция – Помощь», которая борется за закрытие этих лагерей.
Гана – является последней страной во всем мире, где эти лагеря до сих пор существуют.

– Большинство этих женщин – одинокие, бездетные вдовы, которые не могут содержать себя сами. Условия их жизни очень тяжелые, – продолжает Алия.

К обвинению в колдовстве могут привести различные причины: смерть кого-то из близких или даже, если вместо ожидаемого мальчика родилась девочка. И если такие женщины отказываются от добровольной изоляции, они рискуют быть изувеченными или забитыми камнями до смерти.

В Кукуо хижины «ведьм» соседствуют с хижинами других – обычных – жителей. В этой деревне проживает примерно тысяча человек, из которых 113 – «ведьмы». Их число немного снизилось – десять лет назад таковых было более двухсот.

Жители этой деревни живут чуть ли не в первобытном состоянии. Спят они на земле, а в хижинах можно увидеть лишь несколько кухонных принадлежностей да мешки с рисом. Как рассказывает 90-летняя Саманта, они никогда не покидают пределы деревни из-зая боязни, что их могут «линчевать».

Эта женщина со сгорбленной спиной была доставлена в лагерь в 2017 году после смерти ее сына, которого она навестила.

– Меня обвинили в его смерти. Мне пришлось покинуть свою деревню и дом, – вздыхает она.

Старушка, которая с трудом передвигается, живет со своей дочерью, которая приехала в лагерь, чтобы ей помогать. Каждый день ей приходится проходить несколько километров, чтобы принести воду.
– Я сама совершенно не могу этого делать, – говорит Саманта.

У Кпани, живущей в соседней хижине, нет даже такой помощи. Эту 80-летнюю женщину, после того как умерло несколько ее родственников, обвинили в колдовстве и сослали в этот лагерь.

– Никто обо мне не заботится. Моя семья даже не желает знать, что со мной, – говорит она.
Практически слепая, Кпани может выживать лишь благодаря помощи своих соседей.

«Педагогика»
Правительство Ганы уже давно обвиняется в том, что оно не предпринимает никаких мер.
– Необходимо, чтобы власти занялись решением этого вопроса, – говорит Исса Майкл Мустафа, сотрудник НПО «Акция – Помощь», живущий в этой деревне.

– Но закрыть в один прекрасный день лагерь невозможно. Сначала нужно убедиться в том, что у этих женщин есть семьи, которые могут их забрать и разместить у себя, – продолжает Исса.

56-летняя Адаму Дассама прожила в этом лагере 12 лет. Ее обвинили в том, что она является причиной смерти нескольких родственников.

– Жизнь здесь была тяжелой, ежедневно приходилось бороться за выживание, – рассказывает она.
Благодаря помощи НПО «Акция – Помощь», ее освободили из Кукуо. Но в свою родную деревню она так и не вернулась из-за боязни, что жители могут на нее напасть и убить.

Адаму Дассама сейчас живет со своей дочерью в деревне Бимбила, расположенной всего в нескольких километрах от лагеря Кукуо.

– Сегодня самое главное для правительства – заняться в общинах просвещением против этих суеверий, которые в основном направлены против женщин. Кроме лагерей для «ведьм» есть и лагерь для «колдунов», расположенный в деревне Гнани. Но мужчины, которых туда отправляют, «исправившись», могут уйти уже через несколько дней. А вот женщины такой возможности полностью лишены, – утверждает Исса Майкл Мустафа.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: в деревне Кукуо.

03.02.2020

Дилан ГАМБА Libération

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое