Пожизненная дисквалификация для коррупционера
Новую меру борьбы с чиновничьей коррупцией: лишение права замещать должности государственной гражданской службы обсудили участники рабочей группы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества. Заседание прошло под председательством Министра юстиции Российской Федерации – руководителя рабочей группы Александра Коновалова.
Выделить лишение права занимать должности за коррупционное правонарушение в отдельную санкцию предложили эксперты Центра научных исследований Всероссийского государственного университета юстиции (РПА МЮ РФ) после анализа правоприменительной практики в этой сфере.
Усиление дисциплинарки
Как выяснилось, сейчас дисциплинарная ответственность к взяточникам применяется чаще, чем административная. Её последствия для государственного служащего намного серьёзнее, за исключением дисквалификации: не присвоение очередного классного чина, неприменение мер поощрения и так далее. Более того, законодатель усилил санкции. Если изначально за несоблюдение гражданским служащим ограничений, запретов и требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей в целях противодействия коррупции полагалось взыскание в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном соответствии, то в дальнейшем было предусмотрено увольнение в связи с утратой доверия.
В 2018 году в Законе о гражданской службе появились положения об упрощённом порядке привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупцию. По ним «с согласия госслужащего и при условии признания им факта коррупции взыскание (за исключением увольнения) может быть применено на основании доклада кадровой службы». По мнению экспертов РПА, это положение может вызвать ряд вопросов. Норма является диспозитивной, неясно, каким образом должно быть получено согласие служащего, и о каких конкретно коррупционных правонарушениях идёт речь. Кроме того, дача согласия и признание факта не являются препятствием для обжалования взыскания.
То, что при этом были увеличены сроки привлечения госслужащих за коррупцию от полугода до трех лет, эксперты оценивают положительно. Анализ судебной практики показал, что чаще всего нарушались именно сроки и порядок их исчисления. Таким образом ответственность была ужесточена.
Слабые места
Однако специалисты РПА полагают, что дисциплинарная ответственность не решает поставленных задач борьбы с коррупцией, в отличие от административной. По их мнению, дисквалификация более соответствует совершённому правонарушению. После изменений в КоАП эта мера стала применяться ко всем гражданским служащим. Но судебная практика показывает, что дисквалификация в их отношении применяется крайне редко. В основном за предоставление заведомо ложных сведений о юридических лицах и ИП, невыполнение в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства и повторное неисполнение обязанности по признанию банкротом.
При этом за нарушение законодательства об организации предоставления госуслуг, ограничение конкуренции органами власти, несоблюдение должностными лицами требований законодательства о госконтроле и надзоре не был дисквалифицирован ни один госслужащий. Хотя именно эти нарушения встречаются часто и больше всего вызывают справедливое возмущение граждан.
Еще одним слабым местом борьбы с чиновничьей коррупцией эксперты назвали практику увольнения в связи с утратой доверия. О том, что после взыскания коррупционер не должен быть принят снова на должность, законодатель не прописал, предполагая, что это нежелательно. Закон о гражданской службе оставляет работодателю право принятия решения. В 2017 году был принят соответствующий федеральный закон, а с марта 2018 ведется Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. За год их число увеличилось с 215 до 1289.
Пожизненный недопуск
По мнению ученых-правоведов РПА, необходимо создать механизм недопуска (по крайней мере, в течение определённого срока) на службу лиц, совершивших наиболее серьезные дисциплинарные проступки. Сделать это можно либо прописав дисквалификацию в качестве административной ответственности, либо внеся в законодательство санкцию «лишение права замещать должности государственной гражданской службы». Помимо нанимателя дополнительное взыскание может налагать суд, если работодатель обратится с таким представлением.
По данным опроса, проведенного в прошлом году Российским обществом «Знание», более половины респондентов признались, что хотя бы раз в жизни давали взятку, а её средний размер составляет 23 тысячи рублей. При этом для большинства граждан коррупция является синонимом несправедливости, получения привилегий, недоступных большинству населения. Поэтому антикоррупционное законодательство постоянно совершенствуется как в сторону ужесточения санкций за взяточничество, так и смягчения, когда проступок чиновника лишь формально считается нарушением. В частности, Минюст РФ предложил, а законодатель принял соответствующие изменения в Закон о противодействии коррупции. ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» вынесла обсуждение законопроекта в качестве главной темы в январе нынешнего года.
«При этом власти понимают, к каким последствиям приводит коррупция и не хотят, чтобы звенья госуправления таким образом разлагались, поэтому к нарушившим антикоррупционное законодательство снисхождения, как правило, нет», - сказал член рабочей группы, адвокат Рубен Маркарьян на одной из лекций для слушателей курса повышения квалификации «Противодействие коррупции в контрольно-надзорных органах» в Московском городском университете управления Правительства Москвы.
Нынешнее предложение, озвученное на заседании рабочей группы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества, возможно, по итогам дальнейшего обсуждения, ляжет в основу законодательных изменений.
В работе заседания приняли участие заместитель Министра юстиции Вадим Фёдоров, директор Департамента организации и контроля Андрей Чумаков, директор Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства Максим Калашник, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Александров, депутат Государственной Думы РФ Алексей Воевода, депутат Госдумы, председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина, Заместитель президента Гильдии российских адвокатов, член Общественного совета при МЮ РФ Рубен Маркарьян, вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова, ведущий научный сотрудник Центра научных исследований ВГУЮ (РПА Минюста России) Юлия Малеванова, другие члены рабочей группы и приглашённые эксперты.
03.07.2019
Комментарии