Валерий Степанов. Точка зрения.
В принципе, ситуация, когда всем без исключения гражданам нравятся законы своего государства – это недостижимый идеал. Но сама идея дает возможность двигаться в этом направлении.
25.10.2012Городской парк – это давно уже не носитель культуры в ранее заложенном смысле, каким он был для крестьянина, приехавшего из села. Тогда были достижением кинозал с хроникой и лекторий с политинформацией о международном положении. Теперь культуру посредством парков людям добавить невозможно. Поскольку идти туда именно за культурой, информацией и образованием, как в галерею или библиотеку, нет смысла: все это уже подошло вплотную к домашнему дивану при участии телевизора и интернета.
Устройство в зонах отдыха гайд-парков в виде площадок для митингующих, как это сейчас считается прогрессивным, – тоже, по-моему, не лучшая идея, воплощать ее лучше за городом.
Хотя парк сегодня востребован скорее как объект для активного досуга и занятий спортом.
Правовая сторона. Не от хорошей жизни парки сдают в аренду свою землю, на которой впоследствии может появиться не только закусочная или карусель, но и богатые коттеджи, от которых потом трудно избавиться. Нужны имущественные нормативы, а также закрепление статуса и конкретных целей зеленой зоны, чтобы на ее земле не вырастали объекты, выходящие за рамки уставных условий. Эх, кабы не коррупция...
В райцентрах или в городах областного значения администрациям содержать парки отдыха не на что. Конечно, их можно назвать парками с точки зрения наличия водоема, свежего воздуха и деревьев, но элементами, имеющими отношение к отдыху и культуре, они не наполнены. Значит, требуются инвесторы, готовые на определенных условиях поддерживать эти «очаги».
Однако мы понимаем: сколько ни вложи предприниматель в развитие зеленой зоны, если основная масса жителей города пенсионеры и дети, то есть контингент небогатый, усилия не окупятся. Эти люди многого и не требуют, кроме места для оркестра из числа пенсионеров и танцевальной площадки для них же да мало-мальски приемлемой дорожки для пробежки и катания детской коляски. А тратить деньги за предоставление услуг они в большинстве не способны, поэтому инвестиции в парковые зоны перспектив не имеют.
Осознавая в целом пользу наличия такого городского учреждения как парк культуры, конечно, стоило бы законодательно закрепить его финансирование не за счет города, а из бюджета федерального либо регионального, но, как говорится, столько не живут...
21.09.2012Я не поддерживаю предложение о расширении понятия предмета взятки путем включения в него поощрительных отзывов в СМИ, повышения по службе, зачисления в ВУЗ и даже «оказания сексуальных услуг». В Кодексе уже сформулировано определение взятки.
Предложение прокуратуры, на мой взгляд, с одной стороны можно рассматривать как попытку доказать необходимость ее существования в преддверии возможных реформ, с другой стороны – желание не отвечать за предсказуемый «минусовый» итог воплощения собственной идеи, ведь осуществлять и контролировать его будут другие органы.
Повторю свое давнее утверждение: закон, исполнение которого нельзя проконтролировать, или этот контроль затруднен, не целесообразен.
В нормальном обществе любое действие имеет «обратную связь», и любой труд, даже проститутки, оплачивается. Значит, следует совершенствовать общество и человека, чтобы не приходило в голову, скажем, нормальной студентке предлагать собственное тело ради получения зачета в ВУЗе, а нормальному преподавателю на это соглашаться. Хотя и вообще любой контакт мужчины и женщины можно расценивать как взятку. Или слышим в новостях: застрелен следователь, его жена судья районного суда. В моей лично голове сразу рождается некая мысль…
Я поздравляю Министерство юстиции пусть и не с очень круглой, но все-таки «кругленькой» датой – 210 лет, это серьезно!
04.09.2012Всегда нужно ставить реальные задачи. Закон, принудить к исполнению которого законодатель и государство в целом не могут, – вреден! Создается впечатление урегулированных отношений, а на самом деле это не так. Любой закон полезен, который исполняется и который в случае неисполнения может быть реализован принудительно.
Сленговые выражения не победить, никуда от этого не деться, но нужно разграничить сферы. Между собой мы можем говорить как угодно. А если зона действия: телевидение, книги, кино, СМИ – нецензурная лексика недопустима. Дальше нужно различать прямой эфир и передачи в записи или публикации. Если телевизионщик в записи выставляет для всеобщего обозрения программу с матом, то конечно он должен нести за это ответственность. Если звучит мат в прямом эфире, то должны нести ответственность сами матершинники. Конечно, никто не умрет, если это услышит. Но штраф заплатить надо.
Редакция должна работать с автором и предлагать скорректировать слова, которые нельзя напечатать. Или если это так важно для автора, слова могут обозначаться крестиками или ноликами, чтобы сохранялся намек на оригинал. Либо редакция, печатая текст с ненормативной лексикой, должна нести ответственность. Перед различными ток-шоу администраторы телеканала могут собрать приглашенных гостей и озвучить им, что есть ответственность за мат в общественных местах. «Мы вас об этом предупреждаем, вот здесь пожалуйста распишитесь, что вы предупреждены. Если вы допустите нецензурные выражения в эфире, то начнется разбирательство, и вы будете отвечать по закону.»
С другой стороны, есть каналы, которые именно на этом делают свой рейтинг, им больше нечего предложить людям. А предусмотренный штраф от 500-1000 рублей (когда публичная нецензурная брань приравнивается к мелкому хулиганству) может позволить себе каждый мальчишка в Москве. Штраф это мера наказания. Если штраф не выполняет функцию наказания, значит, наказание надо менять. Или вообще отменять эту ответственность, потому что она не выполняет свою функцию, или увеличивать штраф с 1 тыс. руб. до 30 тыс. руб. В послевоенной бедной и голодной Германии в 1933г. за безбилетный проезд в трамвае была введена мера наказания – расстрел! При всей своей нищете люди стали покупать по 3 билета, чтобы не дай Бог что…
Общество должно быть готово к законодательному урегулированию проблемы ненормативной лексики в СМИ, оно должно созреть. И закон должен быть действенным, у государственных органов должны быть возможности принуждать к исполнению этого закона.
На регулирование рождаемости как биологический процесс могут повлиять не кабинетные планы «по зачатию», не акции типа «Роди патриота», а экономические методы.
Один знакомый долго жил в Коннектикуте и рассказывает, что родители там обеспечиваются медпомощью, бесплатным жильем и прочимо благами при наличии четверых детей. Так семей с тремя детьми там практически нет. То есть статистика рождаемости там блестящая. Другое дело, что детских садов, школ и т.д. тоже нет, отсюда закономерное второе место в регионе по уровню преступности.
Я думаю, планирование семьи – это не спущенный «сверху» норматив. Это сохранение за мамой рабочего места, не номинативное, а серьезное долгосрочное пособие, стабильная работа для отца, детский сад и прочее. При наличии таких условий семья о возможности появления в ней нового члена не скажет: это путь в нищету. А пока что в большинстве у нас рождение ребенка – не подарок судьбы, а фактор, усложняющий жизнь. При ее и без того не слишком высоком уровне.
Вспомним попытку (иначе не назовешь) решить проблему за счет выплаты материнского капитала. Идея неудачная: вливание разовое, к тому же до его выплаты, пока ребенку не исполнится трех лет, семья часто живет в долгах. Выплата уйдет на их погашение.
Это хорошо, что в регионах власти беспокоятся об увеличении прироста населения за счет рождаемости. Хочется посоветовать чиновникам и Пензе, и Ульяновску, и другим городах и городках: стремитесь, чтобы в вашей местности возникал крепкий средний класс, которому не мешают зарабатывать. Когда в семье не говорю, конечно, богатство, но достаток, – инстинкт себя проявит, как при существовании впроголодь – не сработает.
Последние инициативы с мест с дарением стиральных машин и повышением по службе в случае рождения ребенка грозят превратить серьезную проблему в цирк, и что уже крайне опасно – страна может поменять демографический состав. А прирост населения за счет мигрантов из Средней Азии, всем ясно, это путь в никуда.
Идею московского чиновника об ужесточении и четком обозначении условий привоза в нашу страну рабочими-мигрантами их семей, я поддерживаю. При ее законодательном обустройстве: никаких облегченных схем получения российского гражданства для прибывших родственников с детьми и рожденных на территории России детей. Папа или мама работает – остальные члены семьи живут и учатся дома, но на общих законных условиях имеют право приехать к ним в гости на опять же определенный законом срок.
15.08.2012Где-нибудь в глубинке советского времени размещение фотоснимка было бы ударом молнии по должнику. Сегодня размести мое фото хоть по всему Садовому кольцу – кому оно нужно, кто обратит внимание, кто узнает лицо должника? И потом – почему мое фото висит, а соседей по целому нашему дому – нет?
07.08.2012В принципе воплощение идеи, согласно которой скутерами смогут управлять только совершеннолетние граждане с водительскими правами, само по себе не оспаривается. Количество ДТП с участием малолетних скутеристов на российских дорогах ужасает.
Но перед этим я считаю необходимым уже сейчас, до принятия соответствующего закона, привлечь к уголовной ответственности должностных лиц самого высокого уровня. Тех, кто бездумно «впустил» на проезжую часть дороги несовершеннолетних и малолетних без какой бы то ни было подготовки, ограничений и правил.
Уже после этого стоит размышлять о том, что следует предпринять дальше: позволить ли вообще малолетним быть участниками дорожного движения, если позволить, то с какого возраста, при соблюдении каких обязательных условий и наличия установленных законом документов… Кошмарить родителей введением уголовной ответственности для них в случае трагического ДТП с участием родного чада - это может и подождать…
Аль Капоне не привлекался к уголовной ответственности за организацию незаконного игорного бизнеса, причастности к убийствам, контрабанде алкоголя и оружия и т.д. Он сел на 10 лет за неуплату налогов.
На сознательность общества, в том числе применимо к налоговой сфере, с древности рассчитывать не приходится. Но если государство как аппарат управления не в состоянии принудить граждан к исполнению закона, принятие закона не просто бесполезно, а вредно.
Самое грустное, что государство у нас не является образцом в исполнении законов и примером для граждан, и это создает почву для их уклонения от исполнения этих норм. Повышать исполнительную дисциплину следует начиная с властных структур.
Сегодня ситуация такова, что гражданам - участникам сделки в сфере аренды жилья, не обязательно заключать и регистрировать договор, если срок его действия не превышает 12 месяцев (между собой, на бумаге, договоры, конечно, в большинстве случаев существуют), но поскольку он не регистрируется в соответствующих органах, налог с дохода от такой сделки не выплачивается. Значит, возможно, следует вводить в норму формулировку о том, что договор аренды подлежит обязательной регистрации независимо от срока его действия.
Здесь мы вновь приходим к теме необратимости наказания. Если бы гражданин понимал, что за нарушение закона ему придется ответить в любом случае, он бы налог платил. То есть, принять полезный закон можно, главное – принудить человека к его исполнению.
Если, скажем, нарушителя в качестве санкции лишать той части жилья, которую он сдает, немного найдется таких, кто готов столь серьезно рисковать.
Нужно задуматься, почему не работает закон: у государства нет сил принудить арендодателя к его исполнению или у граждан нет сил выплачивать налог на аренду.
Я за строгое исполнение закона, но меры давления в условиях отсутствия зрелого уровня сознательности – это, как мы постоянно убеждаемся, заколдованный круг…
«Закония» в соц. сетях