Качественное правосудие: как к нему прийти?

Качественное правосудие: как к нему прийти?

Не перестаю с сожалением смотреть на граждан в канцеляриях судов, искренне недоумевающих, почему спустя установленное законом количество дней дело не сдано в канцелярию, протокол еще не дописан или решение не изготовлено…
 
Вроде бы мы теоретически встали в начале пути преодоления правого нигилизма в стране. Масса правовых программ на ТВ, введение урока основ законодательства в школах и ВУЗах. Граждане поверили в возможное правосудие. Стали чаще обращаться в суды. И … разочаровываться. Дела тянутся годами, результат не предсказуем, ибо закон один, практика другая, и кто его еще знает, какое там по данной теме убеждение у суда? При том что противоположная сторона часто имеет все возможности так или иначе стимулировать «судейское усмотрение».
 
Я предложила бы нашей правовой системе комплексные меры.
Возрастной ценз судей должен быть повышен.
Обязательно наличие практики работы в адвокатуре – как  минимум. Уж, простите, кивну в сторону тех же Штатов, где это четкая норма.
Обязательное разделение судей по категориям дел.
Снижение нагрузки на судей (о каком качественном правосудии может идти речь, когда у судьи в производстве 400 дел одновременно?).
Повышение уровня оплаты труда судейского корпуса, опять же для исключения коррупционной составляющей.
Ну и как тут не отменить запрет на оказание давления на судей? Необходимо обеспечить реальность этой независимости. Какое тут уважение к суду, когда из процесса суд с материалами дела идет на совещание к председателю суда, или и вовсе едет утрясать вопрос в вышестоящий суд, дабы отмены не последовало?
Добавим сюда грамотные «информационные» приемы формирования уважения граждан к судейскому корпусу.
Мы с вами должны быть уверены, что наши права не просто декларированы, но и реально, быстро и в строгом соответствии с законом могут быть защищены в суде. А судья, который будет дело рассматривать – не тургеневская барышня, у которой за спиной школа, ВУЗ и опыт работы секретарем судебного заседания в лучшем случае, а человек с жизненным опытом и профессионал.

И последнее. Ее величество статистика, сама того не желая, губит усилия всех бьющихся за правду в судах. Всем известно, что именно количество отмененных решений есть качественный показатель работы судов первой инстанции. До тех пор, пока суд первой инстанции будет связан статистическими показателями, ни о каком качественном правосудии речи не будет. Очевидно, что суд второй инстанции будет стараться демонстрировать нам, что суды первой инстанции  все и всегда делают в полном соответствии. Про надзор я и вовсе умолчу. Лишь выражу свои соболезнования всем через него прошедшим, и искреннее восхищение всеми, хоть чего-то в нем добившимся. Коих, как известно, единицы.
 
Отмечу, что в этой теме я рассуждала исключительно с точки зрения защиты прав граждан в сфере гражданского судопроизводства. Ибо тема неисчерпаема.
 
 
Ксения Печеник
 

01.12.2010

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Не перестаю с сожалением смотреть на граждан в канцеляриях судов, искренне недоумевающих, почему спустя установленное законом количество дней дело не сдано в канцелярию, протокол еще не дописан или решение не изготовлено…

    Вроде бы мы теоретически встали в начале пути преодоления правого нигилизма в стране. Масса правовых программ на ТВ, введение урока основ законодательства в школах и ВУЗах. Граждане поверили в возможное правосудие. Стали чаще обращаться в суды. И … разочаровываться. Дела тянутся годами, результат не предсказуем, ибо закон один, практика другая, и кто его еще знает, какое там по данной теме убеждение у суда? При том что противоположная сторона часто имеет все возможности так или иначе стимулировать «судейское усмотрение».

    Я предложила бы нашей правовой системе комплексные меры.
    Возрастной ценз судей должен быть повышен.
    Обязательно наличие практики работы в адвокатуре – как минимум. Уж, простите, кивну в сторону тех же Штатов, где это четкая норма.
    Обязательное разделение судей по категориям дел.
    Снижение нагрузки на судей (о каком качественном правосудии может идти речь, когда у судьи в производстве 400 дел одновременно?).
    Повышение уровня оплаты труда судейского корпуса, опять же для исключения коррупционной составляющей.
    Ну и как тут не отменить запрет на оказание давления на судей? Необходимо обеспечить реальность этой независимости. Какое тут уважение к суду, когда из процесса суд с материалами дела идет на совещание к председателю суда, или и вовсе едет утрясать вопрос в вышестоящий суд, дабы отмены не последовало?
    Добавим сюда грамотные «информационные» приемы формирования уважения граждан к судейскому корпусу.
    Мы с вами должны быть уверены, что наши права не просто декларированы, но и реально, быстро и в строгом соответствии с законом могут быть защищены в суде. А судья, который будет дело рассматривать – не тургеневская барышня, у которой за спиной школа, ВУЗ и опыт работы секретарем судебного заседания в лучшем случае, а человек с жизненным опытом и профессионал.

    И последнее. Ее величество статистика, сама того не желая, губит усилия всех бьющихся за правду в судах. Всем известно, что именно количество отмененных решений есть качественный показатель работы судов первой инстанции. До тех пор, пока суд первой инстанции будет связан статистическими показателями, ни о каком качественном правосудии речи не будет. Очевидно, что суд второй инстанции будет стараться демонстрировать нам, что суды первой инстанции все и всегда делают в полном соответствии. Про надзор я и вовсе умолчу. Лишь выражу свои соболезнования всем через него прошедшим, и искреннее восхищение всеми, хоть чего-то в нем добившимся.Коих, как известно, единицы.

    Отмечу, что в этой теме я рассуждала исключительно с точки зрения защиты прав граждан в сфере гражданского судопроизводства. Ибо тема неисчерпаема.



    Ксения Печеник


    Дальше...
    Написал Печеник Ксения (Печеник Ксения Александровна) 01.12.2010 15:46
  • Сюда можно добавить, если позволите, пару фраз про состязательность. Я в арбитраже по иску о взыскани убытков неоднократно слышал, как от первой инстанции, так и от апелляции:" Ну хватит вам про убытки. Итак понятно, что здесь имело место неосновательное обогащение". Аналогичная ситуация не редкость и в общей юрисдикции. Все-таки суд должен быть более отстранен и выступать арбитром в процессе. В этой связи вспоминаю интервью в "Южно-российском адвокате" с судьей из США. Его корреспондент спрашивает, как, мол так, вы здесь, а завтра уже у вас процесс. Когда успеете подготовиться к нему? А судья и отвечает: "а я никогда не готовлюсь. Есть стороны. они и предоставят мне доказательства. Моя лишь задача следить за процессуальной стороной дела. Если я изучу все материалы дела до совещательной, то я уже не смогу объективно подойти к оценке доказательств, так как уже буду иметь свое мнение по делу. А это недопустимо до удаления в совещательную." Вот к этому надо было бы стремиться...
    Написал Баскаков Василий (Василий Баскаков) 01.12.2010 23:24
  • Поддерживаю доводы автора темы, но необходимо добавить, что исправление волокиты и различных задержек в судах не избежать только теми вышеуказанными мерами. Необходимо иначе подойти и к вопросу об судейском аппарате, к вопросу более совершенного технического оснащения и укомплектования грамотными кадрами тех, кто обслуживает судей: секретари, помощники. Сегодня с этими кадрами в судах (по крайней мере в нашем регионе) просто беда, некому работать, люди бегут, а те кто задерживается имеют единственную цель продвинуться дальше, вот и терпят. А так это не работа, а "каторга" при той оплате, что сегодня получает этот персонал.
    Написал Гендальф (Юрий-73) 02.12.2010 13:00
  • Насчет статистики согасен. Она неприемлема.А "Повышение уровня оплаты труда судейского корпуса"
    Написал Шатохин Михаил (Mihas02) 02.12.2010 13:25
  • Насчет статистики согасен. Она неприемлема. А вот касаемо "повышения уровня оплаты труда судейского корпуса" тут бы поспорил. Помощникам, приставам, секретарям СЗ и т.д. можно повышать, а судьям думаю не надо. 100 тыс. для районного и от 200 тыс. для областного это мало? Думаю за эту зарплату можно работать как следует. И еще один вопрос мне интересен. В уголовном процессе 3% оправдательных приговоров, потому что не хочется ссориться с прокуратурой, а в гражданском какая судье разница в пользу кого выносить решение? В чем может проявляться заинтересованность, кроме подкупа?
    Написал Шатохин Михаил (Mihas02) 02.12.2010 13:31
  • Мировушка в Москве имеет оклад в 36 тысяч (ну или около того). Это об оплате. Секретари и помощники вообще копейки. Это недопустимо. Короля делает свита. как известно, так что качество работников обслуживающих судей очень важный элемент, по моему глубокому убеждению. Ведь зачастую именно помощники готовят проекты документов для судей. Кроме подкупа есть масса элементов. Ну например лень и занятость судей позволяет им не брезговать решениями, представленными одной из сторон на флешке. Если честно, то мне очень жалко наших судей. Я в своей практике попадала несколько раз в ситуации когда судей просто загоняли как зверей на охоте. Однажды даже пришлось в совещательной комнате успокаивать судью с 20-летним стажем, которая не сдержалась и накричала на меня, когда я ее просила решение мне побыстрее отписать, а потом разревелась просто навзрыд. Дело было перед ноябрьскими праздниками. Она сидела в кабинете где стопками по полу лежали дела. Она рыдала и стала мне в слезах рассказывать как на нее все жалуются из-за сроков, а она за прошлый год 3000 тысячи дел рассмотрела одна. Судей нет, нагрузки нереальные, дома ее никто не видит. Ничего не успевает. Председатель периодически чихвостит. Вот впереди выходные, а она проведет их на работе. И я бы удивилась, если бы не знала нескольких судей лично. Есть районы с колоссальной нагрузкой. А есть судьи, которые по три дела в месяц рассматривают. Ну и где справедливость то? Если сами судьи ее не видят по отношению к себе ))))
    Написал Печеник Ксения (Печеник Ксения Александровна) 02.12.2010 14:26
  • Не могу не написать, что пример с 3000-ми дел, конечно, сильно впечатлил. С радостью при таком раскладе на работу не пойдешь. Позволю себе пофантазирвовать. Все судьи закреплены за судами. А что если бы было так. Председатель одного суда звонит председателю другого и говорит, что "у меня завал, своими силами не справляюсь, по 3000 дел на человека приходится, пришли людей на помощь". Свободные судьи ("судьи, которые по три дела в месяц рассматривают") снимаются и идут в другой суд работать (в пределах города, естественно). Ну вобщем, где-то так. Тогда бы равномерно было всё, как в сообщающихся сосудах и быстрее рассматривалось. Хотя, может это полный бред. Если так, то извините Smile
    Написал Шатохин Михаил (Mihas02) 02.12.2010 17:10
  • После работы с арбитражным судом гражданский суд для меня сплошной хаос и беспредел. Насколько все выстроено в арбитраже, настолько ничего не систематизировано в районных судах. Руководству есть чему учиться.
    Написал Искова Лариса (LarissaG) 03.12.2010 07:03
  • Практика командирования судей у нас довольно таки частая. Вот закончилась гражданка, начинала одна судья, закончила другая, у первый срок командировки истек. Что касается слез и стенаний судей на свою незавидную долю, то да, трудно и не выносимо порой, но кто держит ? Пусть идут в адвокаты или еще куда. Ан, нет. Метлой не выгонишь. Значит есть за что страдать и мучиться. Что касаемо семьи и домашних хлопот, то судейские заработки с лихвой компенсируют этот недостаток профессии. Вот персонал точно, не понятно ради чего работает.
    Написал Гендальф (Юрий-73) 03.12.2010 19:16
  • Конечно-же галочно-показательную систему оценки труда судьи надо отменять....Система оценки судьи - защита прав и свобод граждан...Вы упомянули оклад "мировушки"...Я не согласен ,что она не успевает только потому что она мало получает....Если она будет "получать больше " дел меньше не станет....и качество не улучшится.Я хотел бы затронуть системный вопрос о независимости судебной власти .Где и кто назначает мирового судью??? Правильно - в Москве,в области - законодательный представительный орган.Дума. Население у нас мирового судью не выбирает.Таким образом мировой судья зависим....от решение субъекта Р.Ф. ирового судью назначают по лояльности к О.Г.В. Мировой судья зависим и в делах...Поэтому, исходя из принципа разделения властей необходим независимый судебный орган -орган судейского сообщества , который будет назначать судей "казнить их и миловать".. рассмотрит и нагрузку на судью. Я думаю стоит предложить Минюсту изменить ст.6 Ф.З.№188 " О мировых судья в Р.Ф." переработать(дополнить ст.7,9) Ф.З. №30 "Об органах судейского сообщества в Р.Ф."... Причина плохого качества работы судов , по- моему , в том , что в России нет независимой судебной власти...Согласно Конституций многих зарубежных стран судебная власть формируется независимым от исполнительной и законодательной властей органом например -Минюстом. По Конституции Болгарии -ст.117 ,судебная власть имеет и самостоятельный бюджет...
    Написал pobeda47-3 Виталий (pobeda47-3) 07.12.2010 00:43