Франц Клинцевич. Точка зрения.

1 комментарий Глумление над символами воинской славы России должно стать уголовно наказуемым

Полностью поддерживаю инициативу Министерства обороны по введению уголовной ответственности за уничтожение или повреждение символов воинской славы России. Мы с сенатором Владимиром Джабаровым выступили с одобрением инициативы возбуждения уголовного дела в отношении немецкого журналиста за высказывание о сносе памятника уже на нашей территории – героям прохоровского сражения. Его выпад находится в русле информационной войны, объявленной Западом России. Они будут пытаться через нашу историческую память разорвать связь наших народов.

В Великую Отечественную войну в общем строю ковали Победу представители всех пятнадцати республик. Они ценой своих жизней спасли человечество от фашистской чумы. При освобождении других государств погибло большое количество советских солдат разных национальностей. И глумление над памятниками нашим солдатам и военачальникам – это, безусловно, преступление. Те, кто разрушает памятники или инициирует и поддерживает инициативы по сносу, должны понимать, что земля круглая. Рано или поздно юридическая норма начнет работать. И Россия начнет, основываясь на международном праве, требовать экстрадиции этих людей и их справедливого осуждения. Для них это может стать серьезной проблемой. И в этом предложении Минобороны абсолютно право. Не надо бояться никаких нареканий, пора уже перестать быть толерантными. Мы излишне терпимы. Это наша память, это наша история, это наша гордость. И мы её, ныне живущие, должны хранить и не отдавать на поругание.

Надо понимать, что то, что сейчас происходит – это проект коллективного Запада, и он направлен не на борьбу с ветеранами, он направлен против России. Против основы основ могущества Российской Федерации и постсоветского пространства, всего Русского мира. Они понимают, что память об общей Победе – это то, что нас объединяет лучше любых политических и экономических союзов. Вот поэтому они и бьют целенаправленно по этой точке.

Запад вопреки своим громким заявлениям и попыткам присвоить лавры чуть ли не единственных победителей, мало чем пожертвовал в той войне. Для них это был легкий торжественный парад – немцы сдавались сотнями тысяч согласно уговору. А для нас – кровопролитная война за каждый дом, каждую улицу. Сравнивать Восточный и Западный фронта нельзя. Для того чтобы стать добиться своего и объявить себя единственными победителями, они должны убрать всю историческую и монументальную память о роли и вкладе Советского Союза в разгром фашизма. Что они и делают. Мы же должны этому противостоять, не в последнюю очередь нормами права. 

19.07.2019
комментировать Надеюсь, что при моей жизни женщина не будет министром обороны

По действующему законодательству женщины могут служить в армии, но по контракту. И в России достаточно большое количество девушек, имеющих специальное образование, которые могут проходить службу в армии на контрактной основе. Также есть возможность девушкам поступать в отдельные учебные  заведения наряду с молодыми людьми, оканчивать их, становиться офицерами и продолжать военную службу. Уже есть женщины, которые имеют генеральские звания и командуют серьезными подразделениями.

Что касается призыва девушек на срочную службу, такого нет, и я думаю, в ближайшей перспективе и не будет. Но если рассматривать такую возможность в тенденции того, что сказал президент о постепенном переводе армии на контрактную основу, востребованность женщин в современных вооруженных силах, где важны будут не грубая сила, а интеллект, психологическая выдержка и так далее, только возрастёт.

Может быть, когда-то и наступят такие времена, когда по примеру некоторых зарубежных армий министром обороны у нас будет женщина, но пока лично я с учетом старого армейского менталитета этого не представляю. Хотя не умаляю достоинств и заслуг женщин. Очень надеюсь, что при моей жизни этого не будет. В европейских странах армии возглавляют женщины-политики, но у нас на службу в силовые ведомства все-таки призывают не политиков, а профессионалов. Для того чтобы возглавить такое министерство нужно, чтобы этот человек имел отношение к вооруженным силам, пройдя на пути к этой вершине все должностные позиции. Сейчас армией командует и профессионал и политик, и практика показывает эффективность такого подхода. Но в качестве заместителей министра в подразделениях, выполняющих не боевые задачи, женщины успешно себя проявляют.  

10.03.2019
Мы вернем «ограниченно годным» парням право служить по призыву
10 комментариев Мы вернем «ограниченно годным» парням право служить по призыву

Президент сегодня в России строит современную небольшую, но очень эффективную армию. И, как видите, это у него получается. Последнее время количество людей, служащих в армии профессионально, стало значительно больше, чем тех, кто призывается на срочную службу. Призывник, который полгода прослужил, еще не стал настоящим бойцом, а уже через полгода ему увольняться. И здесь есть достаточно большие проблемы у многих серьезных подразделений, именно поэтому воздушно-десантные войска, пограничные,  ракетные войска, а недавно принято решение и о Военно-морском флоте, – полностью  перешли на профессиональную основу. Это связано со спецификой службы и необходимыми знаниями, там должны быть профессионалы.

Но мы еще имеем задачу, связанную с мобресурсом, и конституционную норму, связанную со службой в Вооруженных силах, священный долг гражданина. Есть законодательные нормы, к разработке которых я тоже имею отношение, о преимущественном приеме на работу на госслужбу лиц, которые прошли службу в армии. Вот последняя  статистика, ее дали военные: 86% из молодых людей, которые приглашаются на призывной пункт, годны к службе. И количество годных к службе по состоянию здоровья увеличивается с каждым годом. Конечно, это результат работы в обществе, повышение интереса молодежи к службе. Но, самое главное – медицина стала эффективнее, люди сегодня, согласно статистике, стали здоровее и готовы к службе.

Но при этом есть и вторая сторона медали – не годные к службе. Командование рисковать не будет, призывая  на службу человека нездорового:  случится какой-то несчастный случай, это уголовное дело, и наказание будет незамедлительным. Поэтому призывные комиссии относятся к этому крайне серьезно. И вот людей по каким-то позициям призвали не годными к службе, прошло время, молодые люди – возрастные вещи, медицина – стали чувствовать себя нормально, проверились – нет никаких проблем. Однако  у них уже есть военный билет, они получили отсрочку и служить не будут. А они хотят служить?

Возвращаюсь к статистике. Генштаб четко определил, что примерно таких людей, которые, поправив здоровье,  хотят вернуться к  призыву, около шести тысяч человек в год. И возник этот законопроект о том, что в случае признания не годным к службе, уже здоровый человек подает заявление в военкомат, проходит переосвидетельствование, и если медицинская комиссия признает его годным или ограниченно годным, то эти люди могут быть призваны на службу, чтобы отдать долг Родине.

Третий момент. Когда президент сказал о профессиональной армии, мы должны понимать, что такую  армию государству содержать значительно дороже. Это другая зарплата, социальный пакет, жилье, семьи, в том числе и контрактников, это серьезные затраты из бюджета. Многие, когда говорят, что армия должна быть сугубо профессиональной, не до конца понимают, что собой представляет эта профессиональная армия. Но Россия идет к этому. И с каждым годом количество людей, которых мы призываем на срочную службу, уменьшается. И я думаю, что действительно наступит момент, когда призыв будет всего один раз в год для тех призывников, которые сами хотят служить.

Маленький пример. Мне вчера позвонил мой коллега, сенатор, и сказал о том, что его товарищ, очень солидный бизнесмен имеет проблему: сын учится в институте, но решил сначала послужить в армии, а потом продолжить учебу. Раз в неделю я такие просьбы о помощи получаю. Это тоже очень важная составляющая, действительно возникла потребность у молодых людей, они хотят служить.

Да, возникают разные ситуации, дающие возможность в силу каких-то объективных обстоятельств не служить. Но наступит момент, когда ты с сыном будешь смотреть кино про войну, про армию, а он спросит:  папа, а ты где служил? А папе и сказать нечего… Я был свидетелем такой картины, и весьма бледно достойный взрослый человек выглядел перед своим сыном.

13.11.2017
Служебное жилье только для тех, кто служит в армии в данный момент
8 комментариев Служебное жилье только для тех, кто служит в армии в данный момент

Люди, потерявшие связь с воинской частью, но продолжающие занимать служебное жилье, вне всякого сомнения, должны это жилье освободить. Туда поселится семья военнослужащего, который сегодня защищает страну.

В ситуации, когда человек, получив служебное жилье и уже много лет в нем живет, получает повестку о выселении, и ему не предоставили другое жилье, как раз и наступает правовой аспект, с которым нужно разбираться. Потому что иногда бывает, что государство не смогло удовлетворить его "хотелки", - они завышены или не соответствуют действующему законодательству, это одна позиция. А если просто дана команда сверху и требуют семью бывшего офицера выселить в никуда, не предоставив иного жилья, безусловно, это незаконно и требует, прежде всего, индивидуального пересмотра и анализа ситуации.

Я прошу военнослужащих при возникновении ситуации с незаконным, по их мнению. выселением,  писать официальное письмо. На адрес первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Оставляйте свой адрес, телефон, описывайте ситуацию и отправляйте по адресу: Большая Дмитровка, 26, Совет Федерации.

Этот сигнал поступит ко мне, и мы по каждому отдельному случаю будем индивидуально разбираться, выясняя, на каком основании, как и почему человека выселяют. Это надо делать в срочном порядке. Я не исключаю, что отдельные командиры, получив распоряжение освободить служебное жилье для новых кадров, не до конца решили все необходимые вопросы, не согласовали их и совершают нарушения.

Существует норма:военнослужащим должно быть предоставлено жилье.  Служебное жилье - только для тех военнослужащих, которые служат в данный момент. Когда офицер, скажем, переводится в другое место службы, то освобождает жилье, и туда приходит другой военнослужащий, также получивший новое назначение. Каждый такой случай требует индивидуального подхода.

Законодательно все определено, надо просто, чтобы должностные лица выполняли требования закона. 

06.03.2017
Умышленное избегание службы в армии это преступление
3 комментария Умышленное избегание службы в армии это преступление

Мнений о том, что армия по призыву не нужна, достаточно много у простых, умных, но не компетентных, с точки зрения военной организации, людей. И в данном случае, когда мы говорим о профессиональной армии, мы должны понимать, что, во-первых, профессиональная армия это очень дорогое удовольствие.

Во-вторых, мы должны понимать, что находимся во времени, когда призывной ресурс, мобресурс, его подготовка и наличие очень важное дело в целях обеспечения обороноспособности страны. И делать это без призыва молодых людей выполнять свой конституционный долг, практически невозможно.

В-третьих, смешанная система существует почти что во всех странах, даже в США, что говорит о том, что такой подход наиболее рационален. Наша армия давно уже на самом деле по-настоящему профессиональная, потому что в армии на контрактной службе не только офицеры, прапорщики, но и сержанты. При этом, заметьте, сержантов для воздушно-десантных войск, для спецназа учат 3 года, по-настоящему готовят специалистов, равных которым нет. Сегодня не все бригады воздушно-десантных войск имеют личный состав по контракту, половина их служит по призыву, но в целом в вооруженных силах уже значительно больше личного состава, который служат по контракту.

По поводу откосов, это старые стереотипы. Бегать стали значительно меньше, но те, кто бегают не до конца понимают, что они и свой конституционный долг не выполняют, и преступление совершают. Я думаю, в ближайшее время мы очень жестко вернемся к этой теме, с точки зрения того, что служить обязан каждый. Если ты не делаешь это умышленно, ты совершаешь преступление и будешь наказан.

10.01.2017
Отсрочки от армии для молодых предпринимателей аморальны
4 комментария Отсрочки от армии для молодых предпринимателей аморальны

С призывом у нас проблем нет, мы обеспечиваем призыв, согласно требованиям генерального штаба. Количество молодых людей, которые идут в армию, у нас достаточное. Для войск, которые имеют свою специфику, тоже обеспечено то необходимое призывное количество людей, которое их устраивает. Исходя из неких норм нашего менталитета и традиций, я далек от мысли, чтобы сегодня давалась какая-то отсрочка от армии в силу каких-то там заслуг или какой-то индульгенции. Я считаю, что это крайне неправильно. При этом мы должны понимать, что сегодня на самом деле время для службы 1 год, это смешно. Мы уже достигли уровня, когда 60% служащих в армии это профессионалы, 40% призывники, и к 2020 г. соотношение будет 70 на 30, и наша армия всегда будет смешанного состава, но все-таки небольшой призыв будет для того, чтобы обеспечить мобрезерв, и давать какие-то отсрочки, наверное, неверно.

Моральная, психологическая и техническая обстановка, созданная в армии, на службе, изменилась. Сегодня молодые люди проходят службу и получают и профессию, и удовольствие от того, что они были приобщены к большому государственному делу. Они проходят срочную службу с большим удовольствием. Но мы еще имеем уклонистов, пусть  и снизилось на 13% количество молодых людей, которые отказываются получать повестку, к сожалению, чуть больше 200 тыс. ежегодно  людей отказываются получать повестку. Конечно, сделаны разные вещи, связанные со стимуляцией, вы знаете, что сегодня принят закон, я был одним из инициаторов, когда люди, которые не служили в армии, на госслужбу принимаются в последнюю очередь. И это играет очень серьезную роль. Пока они молодые, они не до конца это понимают, а когда они создали семью, получили хорошее образование, и у них возникли нормальные хорошие предложения, в том числе, и с учетом их персональных личных качеств, профессиональной подготовки, когда осуществляется прием на работу, тот молодой человек, который не служил в армии, может остаться за бортом, а тот, кто служил, даже может быть менее способный, будет зачислен на какую-то должность в государственные структуры.

Когда говорят о том, чтобы создать некие условия молодым бизнесменам, возможно, это спровоцирует какой-то рывок в появлении предприятий малого и среднего бизнеса, но я считаю это аморальным, - создавать условия, чтобы молодые люди что-то такое делали только, чтобы не служить в армии. Это, наверное, неправильно.

28.03.2016
Сегодня сложное время, и мы должны быть готовы защитить Родину
1 комментарий Сегодня сложное время, и мы должны быть готовы защитить Родину

В последнее время, благодаря Шойгу и его команде, в армии произошли коренные изменения. Во-первых, что к руководству ВС пришли очень авторитетные военачальники, герои, люди, которые реально заслужили авторитет у народа и прежде всего у офицерского копуса, а офицеры соскучились по авторитетным командирам. Во-вторых, командующими округов, родов и видов войск стали тоже авторитетные, заслуженные офицеры. Началась большая работа, связанная с пропагандой армии, произошли серьезные изменения в оборонно-промышленном комплексе, стали поступать новые образцы техники вооружения. При том большое количество этих образцов носит совершенно секретный гриф, они не разглашаются, многие проходят государственные испытания. Личный состав и люди, которые участвуют в этом процессе, все знают, у них это вызывает внутреннее уважение, чувство достоинства и самоутверждения.

Но нация большая. И когда мы говорим о неких уклонистах, то  мы должны вспомнить, что предыдущие 20 лет целенаправленно, чуть ли не на государственном уровне, шло шельмование армии и показ недостатков, в том числе и объективных проблем, которые были в армии, но это было настолько зло и непорядочно в отношении своей страны, что мы сформировали устойчивый стереотип у людей, что нежелательно и необязательно идти в армию. Сейчас количество людей, которые не приходят получать повестки изменилось, но все равно это примерно 200 тыс. человек, которые не получили повестки и не хотят идти в армию. Их даже не пугает закон, в том числе инициатором которого и я был,  что молодые люди, не прошедшие службу в ВС не получат государственную должность. Многие этого не понимают. Когда они закончат ВУЗ, и у них начнется политическая деятельность, они это поймут, у них начнутся большие проблемы, потому что они сами себе поставили, как говорят в армии, «серьезные тормоза».

Но есть и другая тенденция, приведу маленький пример. Когда открывалась междунаролдная выставка «Армия 2015», на ней было много людей, я сам был удивлен тому, что было сделано, и как эта выставка была проведена. И когда у меня журналисты спросили, как вы думаете, что нужно, чтобы наши молодые люди пришли в армию, я ответил, что лучше, чем сделал Шойгу, сделать уже невозможно. Потому что любой мальчишка от 10 до18 лет, который побывал на этой выставке, уклонистом не будет.

На контрактную армию мы полностью не перейдем, это невозможно. Самое главное, делать этого не надо. Это приводит к деморализации армии и невозможности подготовить мобрезерв. Все должно быть разумно. Мы должны проводить такую предвоенную подготовку для молодых людей, чтобы они могли достойно и честно отслужить хотя бы на этих примитивных стрелковых должностях, не подрывая боевой готовности частей и соединений. Мы должны понимать, что время сегодня очень сложное, и личные интересы каждого гражданина, которые безусловно понятны, должны подчиняться государственным интересам. Родину надо защищать, за нас никто ее не будет защищать, когда возникнет такая необходимость.

07.08.2015
При приеме на госслужбу приоритет должен быть у тех, кто послужил Родине
7 комментариев При приеме на госслужбу приоритет должен быть у тех, кто послужил Родине

Правительство приняло поправки в Положении «О призыве на военную службу», и оно определяет, как призывная комиссия на основании документов, на основании принятых решений, личного дела, определяет, прошел или не прошел гражданин срочную службу без уважительных причин. Исполнение закона идет  сначала всегда достаточно трудно. Это, наверное, не только у нас так, во всем мире. Где-то привыкают, где-то что-то  не очень понятно.

Я хочу, чтобы вы понимали одну главную вещь. Мы говорим сегодня о проблемах, связанных с призывом и о том, что даже сегодня, когда армия поменялась, изменился менталитет, даже родительский менталитет поменялся, все равно есть достаточно большое количество так называемых «отказников», которые не хотят служить. Но родину нужно защищать, и практика это показывает. Это одна сторона медали.

Вторая сторона медали – по действующему законодательству призывом занимается местная и региональная власть, не военкоматы, не военные, власть занимается призывом. И что может сказать молодой человек призывникам, призывая их идти защищать родину,  если он сам в этом процессе не участвовал. А сегодня уже есть и губернаторы такие. Многие из них очень успешные, разумные парни. Мы сегодня этот законопроект делаем на будущее. Мы говорим о том, что чиновник, депутат, работающий на государство, должен быть государственником. И если он не отдал долг родине, который прописан в Конституции, он не может и не имеет права занимать эту должность.

Мой закон сегодня не прошел в полном объеме, потому что есть Конституция, есть альтернативная служба, есть право выбора. У нас много либеральных  вещей, которые мы заложили, и которые мы  сегодня изменить не можем. Поэтому, когда один молодой человек прослужил и защищал страну, а второй пусть и хороший, нормальный парень, но, как принято сейчас у молодежи, «откосил», преимущество должен иметь тот молодой человек, который все-таки родине немножко послужил. В этом и весь смысл, на это рассчитано. И самое главное, что эта практика международная. Вы помните, как в свое время если бы Буш младший не нашел бы справочку о том, что он получал военное обмундирование,  уже будучи президентом Соединенных Штатов Америки,  то он мог бы расстаться с этой должностью.

Тут есть вторая составляющая. Понятно, что в данном случае есть неравенство. Те, кто не служил без уважительных причин до 2014 г.,  не подпадают под действие закона, а те, кто не служил без уважительных причин после 2014г. – попадают. Понятно, что в данном случае есть ситуация, когда непорядочные люди, до этого обманувшие государство, могут в данном образе реализоваться. Но мы все же говорим о норме, о каких-то критериях, о каком-то плане, о начале. К сожалению, без этого ничего сделать нельзя. С чего-то надо начинать. Закон обратной силы не имеет. Это как закон «О курении». Он не рассчитан на тех, кто живет сегодня даже в возрасте до 25 лет, он рассчитан на наших детей, правнуков, праправнуков, которые будут потом жить в хорошем, нормальном цивилизованном обществе, понимая, что личная ответственность перед родиной тоже имеет большое серьезное значение. Ты должен сам в этом плане проявиться и реализоваться. Ты обязан, если хочешь и дальше быть полезным государству, пройти эту стезю. Может быть, кому-то это  и не очень приятно, может быть, кто-то и не очень хочет, но это уже его выбор.

16.07.2014
Ветеранами занимаются все и никто
15 комментариев Ветеранами занимаются все и никто

Все, что сегодня делается государством для социальной поддержки ветеранов, это действительно достаточно много и очень хорошо. Но зачастую, с точки зрения реальной практики, я говорю прежде всего про ветеранов боевых действий, где-то в сельской местности, в малых городах, люди сталкиваются с проблемами, решение которых зависит не от действующего законодательства, а от некой духовной нравственности. И отсюда возникает потребность учредить должность уполномоченного по правам ветеранов. Я сам такую инициативу никогда не выдвигал, но как руководитель ветеранской организации, я бы был очень доволен, если бы такая должность была учреждена.

У нас целенаправленно проблемами ветеранов никто не занимается. В каждом ведомстве, в том числе в министерстве труда и социальной защиты, определены некие люди, которые свое дело делают, но целенаправленно ни одно должностное лицо в целом за проблемы ветеранов ответственности не несет. Хотя закон о ветеранах требует даже, чтобы было министерство или государственный комитет по делам ветеранов. Я понимаю, что сегодня плодить еще одно министерство, может быть, не очень правильно. Но если говорить о людях, которые были бы рядом с самой большой властью и могли бы донести до этой власти проблемы ветеранов, было бы уже неплохо. Это не такая уж и большая финансовая затрата. Такой человек для нашего ветеранского сообщества был бы не лишним.

Когда я сам этим занимаюсь, депутаты как-то уходят на второй план и порой во мне чиновники видят заинтересованное лицо. Здесь есть свои нюансы. Не хочу скрывать, я очень много в этом плане делаю. И поэтому инициативу, высказанную моими товарищами, я поддерживаю. Давайте будем  справедливыми, омбудсмен по бизнесу есть, а по людям, которые социально не защищены, нет. Здесь не разговор о каких-то больших деньгах, здесь разговор о  нравственных вещах. И самое главное, о возможности ветеранам, когда уже исчерпаны все ресурсы у глав районов, у губернаторов, а до больших начальников не достучаться, обратиться к человеку, который вникнет в их проблему и войдет в любую дверь. Сейчас же ветеранами занимаются все и никто.

12.05.2014
Конституция РФ позволяет проходить срочную службу в армии только российским гражданам
29 комментариев Конституция РФ позволяет проходить срочную службу в армии только российским гражданам

Инициатива группы мигрантов разрешить проходить срочную службу в ВС РФ регламентирована существующими у нас нормативными актами. Конституция и наше действующее законодательство определяют службу в Вооруженных силах и в силовых ведомствах. Поэтому, когда мы говорим о срочной службе иностранных граждан, этот вопрос, как бы людям не хотелось, вообще не рассматривается.

Проходить срочную службу  сегодня, по Конституции РФ, могут только граждане РФ. И понятно, что в сложившейся ситуации, когда обострена международная обстановка, когда говорят о достаточно воинственных интересах России, хотя Россия ни в коей мере никак это не демонстрирует, такие инициативы возникают. Но на сегодняшнем выступлении президент еще раз разъяснил, чего добивается Россия, и как она это будет делать.

На сегодняшний день просьба о разрешении мигрантам проходить срочную службу в российской армии лишь инициатива группы людей. Она пока никак не рассматривается в Государственной Думе, тем более в Комитете Госдумы по обороне, никаких законодательных инициатив по этому вопросу нет.

Я пока не вижу перспективы реализации этих интересов. В обращении Федерации мигрантов России изложено все грамотно и красиво, люди, которые здесь живут и работают, хотят оказать России свое содействие. Я благодарен им за эту поддержку. Но Российская Федерация сегодня в состоянии и подготовить ресурс и реализовать его. У нас сегодня есть вооруженные силы, способные локализовать любой возникший конфликт.

18.04.2014
  • Франц Клинцевич Франц Клинцевич

    Член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания, Лидер российского Союза ветеранов Афганистана

    Эксперт