Надо искать новые подходы к развитию наставничества в условиях конкуренции работников
В Советском Союзе наставничество было составной частью профессионального обучения, начиналось оно еще в ПТУ и техникумах. Наставник – это был тот человек, который приходил с производства и обучал практическим азам профессии. Система профессионального обучения тогда заключалась в том, что любое предприятие численностью свыше пяти тысяч человек должно было иметь профессионально-техническое учебное заведение, а свыше 10 тысяч – техникум. Соответственно, учебные группы прикреплялись к наставникам – сотрудникам данных производств.
На этом процесс обучения не заканчивался. Приходя на работу, он вливался в бригаду. И приведение нового работника к самостоятельному исполнению своих обязанностей происходило также через наставничество. Наставники получали при этом определенные льготы и доплаты, потому, что когда человек, обладающий высокой квалификацией, начинал помогать новым работникам осваивать профессию, у него сокращалось время исполнения своих собственных обязанностей. Таким образом, все эти этапы входили в планомерную стройную систему обучения.
Дух наставничества и понимание того, что на смену опытным работникам приходят молодые люди, существовал не только по причине материального стимулирования, но в большей степени от того, что не было конкуренции между работниками. Поэтому институт наставничества был масштабным и эффективным. В медицине, к слову, он просто необходим, так как те или иные методы лечения или проведения операций формируются только в результате многочисленного опыта. Для того чтобы не совершать собственных ошибок в важнейшем деле сохранения здоровья и жизни людей передача опыта как можно большему кругу коллег-медиков – лучший механизм.
Сейчас же, в системе повсеместной конкуренции, трудно представить, что кто-то будет создавать сам себе конкурента, обучая его. Люди опасаются, что молодой специалист, получив опыт, попросту сместит своего наставника с должности и займет его место. Учитывая это, развитие института наставничества в профессиональной подготовке должно строиться на других подходах, так как этот метод передачи знаний является чрезвычайно значимым.
Важность наставничества осознаем не только мы, но и жители других стран. Например, в Германии, есть три категории работников: первая, представители которой, получив профессиональное образование, не имеют права работать без куратора или наставника, вторая, когда работник уже может исполнять трудовые обязанности самостоятельно, и третья, когда он уже сам может быть наставником молодых специалистов.
13.01.2023
Комментарии