Противодействие терроризму и террористам - насущный, важный вопрос государственной безопасности
Противодействие терроризму и террористам - насущный, важный вопрос государственной безопасности. Его замалчивание недопустимо; с учетом последних трагичных событий в Волгограде актуальность проблемы и необходимость реагирования, несомненно, высока.
Потому внесение в Государственную Думу пакета законопроектов об усилении ответственности за террористические действия, пособничество им, их подготовку, оправдана и обоснованна; большинство норм права, закрепленных в предлагаемых законопроектах очевидно правильны по своей сути.
Закрепление нормы, связанной с введением ответственности членов семей террористов, оправдана. Здесь следует упомянуть про два момента. Первый - "круговая порука" будет держать "в узде" всех членов семьи, и иметь профилактический эффект; такой опыт применяется, например, в Израиле; семье тогда будет необходимо удерживать своего члена от вступления в террористические бандформирования, иначе наступает предусмотренная законодательством материальная, гражданская, уголовная и административная ответственность. Второй заключается в характере терроризма в России - зачастую, он имеет корни, проистекающие из исламского фундаментализма. Соответственно, в проблемных (по вопросу терроризма) регионах РФ (где известна приверженность семейным и клановым традициям) будет возможно постепенно нормализовать обстановку, совместными усилиями государства, в том числе в лице его правоохранительных органов, гражданского общества, религиозных организаций.
Отдельно следует обратить внимание и на предлагаемые нормы, направленные на усиление контроля информации в сети Интернет, в связи с расширением полномочий правоохранительных органов по противодействию терроризму.
1. Предлагаемые изменения в Федеральный закон "О защите информации, информационных технологиях и информатизации" предполагают, что операторы связи (хостинг-провайдеры, провайдеры предоставления услуг подключения к сети "Интернет", интернет-мессенджеры и т.д.) обязаны будут хранить информацию о переговорах и переписке пользователей в течение полугода, и по первому требованию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ОРД), обязаны будут ее предоставить (для идентификации потенциальных террористов и их пособников). Порядок предоставления информации об обмене информацией и общении пользователей в Интернете определит Правительство РФ своим Постановлением.
Здесь необходимо помнить, что указанные правовые акты должны соответствовать части 2 статьи 23 Конституции РФ, которя гласит: Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. ОРД необходимо производить, руководствуясь законом.
2. Другие проекты поправок предлагают изменить полномочия ФСБ. Их расширение в текущей ситуации в стране является верным. Однако, может вызывать сомнения тот факт, к преступлению приравнивается некое "противоправное действие". Что имеет ввиду под этим законодатель? Уголовное преступление или административное правонарушение? Данный вопрос следует проработать доскональнее - чтобы не имелось разночтений, а органы ФСБ имели возможность во всех случаях, связанных с терроризмом, его подготовкой, осуществлять свои полномочия полноправно и четко.
3. Ограничение сумм переводов денежных средств через платежные системы является правильным. Любые финансовые транзакции, на мой взгляд, должны быть идентифицированы. Однако, необходимо помнить, что в нашей стране уже полгода как действует законодательство о противодействии незаконным финансовым операциям. На принципе банковской тайны это отразилось следующим образом - раскрытие информации (личной, финансовой, коммерческой и правовой) по большинству вопросов стало обязательным.
В совокупности указанные предлагаемые нововведения, на мой взгляд, отразятся позитивно - органы ОРД получат соответствующие полномочия и смогут реализовывать вопросы, связанные с защитой безопасности и конституционного строя.
16.01.2014
Комментарии