Рекомендации о профиле обучения вундеркиндов должна давать психолого-педагогическая комиссия

Долгий опыт занятия законотворчеством в сфере образования подсказывает, что главным в образовательных отношениях остаются не юридические, а нравственно-психологические аспекты. Даже при существующем законодательстве можно абитуриента, которому еще рано по различным важнейшим причинам обучаться на том или ином факультете, не допустить к поступлению. Но вопрос не в этом. Главное – как помочь таким детям-вундеркиндам выбрать правильную траекторию, чтобы они не сорвались и не разделили судьбу многих гениальных детей, которые потом стали самыми обычными людьми.
Есть области знаний, где гениальность проявляется достаточно рано, например, математика и другие точные науки, музыка, шахматы. Но фактически нет в истории ни одного гения-вундеркинда философа, психолога, историка. Так как в этих сферах для того, чтобы оставить свой след, помимо блестящих способностей требуется такая важнейшая составляющая, как жизненный опыт. И если обучение на факультетах точных наук для детей-вундеркиндов вполне возможно и обоснованно, то в таких «опытосодержащих» направлениях – вызывает большие сомнения в эффективности, необходимости и своевременности.  
По действующему законодательству за ребенка отвечают родители, и один из путей разрешения проблем определения пути развития одаренных детей – обсуждение его на психолого-педагогической комиссии с вынесением рекомендаций. Но решение, по смыслу законодательства, должно приниматься родителями с учетом этих рекомендаций. Здесь самое главное – думать не об удовлетворении амбиций родителей, а ребенке и его дальнейшей судьбе.     

04.02.2022

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • История поступления и обучения 9-летней Алисы Тепляковой в МГУ вызвали небывало острые споры на тему: «Учиться никогда не рано?» Стоит признать, что воплощение в жизнь теории в данном случае идет настолько со скрипом, что ряд экспертов уже предложили разумные возрастные границы все же установить. Мол, тут дело не столько в законодательных нормах, сколько в здравом смысле. Однако у этой безразмерной шкалы есть и другой полюс – великовозрастный. Поступать в ВУЗ могут все желающие, удовлетворяя конкретным требованиям, в том числе и на бюджетные места. У молодых людей, которые не попали на бюджет из-за великовозрастного претендента, может возникнуть вопрос: а зачем тратить государственные деньги на такого? Каким он будет айтишником в 60 лет? Таким же, как Алиса Теплякова психологом в 14? Но почему бы и нет? Ведь есть масса примеров блестящих специалистов и ученых как в раннем, так и в зрелом возрасте. Как быть с такими, имеют ли общество и государство право ограничивать их в собственном выборе?

    Учебе все возрасты покорны


    Конституция в этом плане безапелляционна – любой гражданин имеет право на бесплатное образование. Закон «Об образовании» добавляет – в любом возрасте. Правила приема в разных вузах уточняют: в аспирантуре, например, на очном отделении могут учиться лица, не старше 35 лет, на заочном – преимущественно до 45 лет и т.д. Чаще рамками, ограничивающими поступление в вузы в «не общепринятом» возрасте, являются стереотипы: детям надо еще играться, а взрослым – заниматься бытом, растить детей и внуков.
    Однако во всех странах и во все времена находятся смельчаки, бросающие вызов системе: юные гении – Лев Ландау, Павел Коноплев, Анжела и Диана Князевы, Ника Турбина. Из старшей возрастной группы – Кирилл Патрахин, поступивший в 2016 году на естественно-научный факультет Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, когда за его плечами было уже 89 лет и 75 пройденных стран. Немка Рут Альмон – мать троих детей и бабушка 10 внуков – в 80 лет получила степень магистра биологии. В 92 года китаец У Тяньсюн поступил в Институт китайской литературы при Университете Науки и Технологий. Тоже в 2016 году на первый курс техасского колледжа Пало-Альто поступили 82-летний дедушка Рене Нейра и его 18-летняя внучка Мелани Салазар. Он изучает экономику, а девушка – свободные искусства. Разве это не здорово?

    В разумных рамках

    Не совсем, считают специалисты. Получение профессионального образования предполагает не просто наличие аттестата, но и психологическую, а в ряде случаев и физиологическую готовность к освоению программы. Наделавшая много шума история с МГУ, по их мнению, как минимум говорит о том, что нужно уточнять основания как приема на программы высшего образования, так и выдачи школьного аттестата. Эксперты говорят о планке в 14-15 лет, обязательном предоставлении т.н. «портфолио» с рекомендациями, и «важных личностных и метапредметных результатов», которые предусмотрены стандартом, но почти не учитываются в обоих случаях. Эти, либо другие предложенные экспертным сообществом ограничения, предлагается утвердить посредством соответствующего закона. Нужен ли подобный документ? Есть ли гарантия, что ограничения не коснутся верхней планки? Не «зарежем» ли мы таким образом потенциальных Вольфганга Амадея Моцарта, бывшего самым молодым членом Болонской филармонической академии за всю ее историю или Арама Хачатуряна, который бросил физико-математический факультет МГУ, чтобы исполнить детскую мечту – заняться музыкой?
    Написал П. В. (аdmin) 25.01.2022 14:25
  • В России есть отдельный вектор обучения людей в зрелом возрасте – так называемые серебряные университеты – отдельно существующие вузы или программы, организованные под особенности и потребности данной категории граждан. Они существуют либо отдельно, либо внутри вузов в качестве специального направления. С поступлением туда для людей старшего возраста проблем нет. На самом деле, люди у нас любят учиться, и часто это связано не столько с получением дополнительной профессии, сколько с времяпрепровождением.
    Основная проблема состоит в том, что вузы либо сами не хотят, либо не имеют или не выделяют финансирование для запуска таких проектов. И чаще всего такое положение наблюдается на периферии. В Москве данные проекты широко представлены, при этом очень многие из них бесплатны и пользуются спросом у потенциальных абитуриентов. В частности, на этой неделе было объявлено, что 13 вузов столицы присоединились к проекту по набору абитуриентов серебряного возраста.   


    Дальше...
    Написал Лазибная Анастасия (Анастасия Лазибная) 04.02.2022 10:18
  • Университеты существуют уже почти тысячу лет, и за это время бывало всякое, в том числе и прием юных дарований на обучение. Университет устроен таким образом, что даже 14-летнему ребенку будет там странно и неуютно. И дело даже не в отдельных группах для таких детей или программах, которые технически можно освоить. Дело именно в психологической готовности и комфорте нахождения в университетской среде. Законодательно, думается, нет необходимости ограничивать нижние возрастные рамки обучения в вузе, но руководствоваться здравым смыслом стоит и руководству учебных заведений и поступающим.
    Что касается определения верхней планки поступления, то здесь как раз наоборот: в развитых странах сейчас есть особая «фишка» в том, что люди, уйдя на пенсию, начинают получать второе образование, чтобы не сидеть сложа руки и развиваться.   


    Дальше...
    Написал Зискин Константин (Константин Зискин) 04.02.2022 10:22
  • Изначально все дети одаренные и талантливые и подвергать их сегрегации, делить на одаренных и одаренных – порочная практика. Министерские чиновники, которые призваны заниматься развитием образования, не должны употреблять даже такие термины. Безусловно, когда речь идет об узконаправленных сферах, какие-то одаренности есть, например, в спортивных достижениях, музыке, науках и так далее.
    Но в целом достижения детей в отдельных сферах не должны приводить к их «назначению» одаренными по отношению к другим детям. Система образования должна дать качественное образование всем детям без исключения – вне зависимости от таланта, социальных и финансовых возможностей. Каждому ребенку необходимо предоставить равные возможности и тот самый социальный лифт, роль которого играет система образования.    


    Дальше...
    Написал Панин Виктор (Виктор Панин) 04.02.2022 10:31
  • Прежде, чем обсуждать вопросы установления неких ограничительных барьеров, в первую очередь, возрастных, для поступления в вузы, необходимо вести речь о возрасте получения аттестата. Устанавливать в этом нижнюю планку – бессмысленно. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» написано, что поступать в высшие учебные заведения может любой гражданин, имеющий аттестат. Соответственно, нет никакой необходимости устанавливать какие-либо ограничительные планки для поступающих в вузы. Есть масса примеров, когда в 14 лет молодые люди оканчивали школьное обучение и поступали в институты и университеты и успешно там обучались.
    При этом представляется важным прописать в законе, что поступать в вуз детям «нестандартной» возрастной категории необходимо не только при наличии аттестата, но по итогам собеседования и на особые образовательные программы.   


    Дальше...
    Написал Болотов Виктор (Виктор Болотов) 04.02.2022 10:37
  • Долгий опыт занятия законотворчеством в сфере образования подсказывает, что главным в образовательных отношениях остаются не юридические, а нравственно-психологические аспекты. Даже при существующем законодательстве можно абитуриента, которому еще рано по различным важнейшим причинам обучаться на том или ином факультете, не допустить к поступлению. Но вопрос не в этом. Главное – как помочь таким детям-вундеркиндам выбрать правильную траекторию, чтобы они не сорвались и не разделили судьбу многих гениальных детей, которые потом стали самыми обычными людьми.
    Есть области знаний, где гениальность проявляется достаточно рано, например, математика и другие точные науки, музыка, шахматы. Но фактически нет в истории ни одного гения-вундеркинда философа, психолога, историка. Так как в этих сферах для того, чтобы оставить свой след, помимо блестящих способностей требуется такая важнейшая составляющая, как жизненный опыт. И если обучение на факультетах точных наук для детей-вундеркиндов вполне возможно и обоснованно, то в таких «опытосодержащих» направлениях – вызывает большие сомнения в эффективности, необходимости и своевременности.  
    По действующему законодательству за ребенка отвечают родители, и один из путей разрешения проблем определения пути развития одаренных детей – обсуждение его на психолого-педагогической комиссии с вынесением рекомендаций. Но решение, по смыслу законодательства, должно приниматься родителями с учетом этих рекомендаций. Здесь самое главное – думать не об удовлетворении амбиций родителей, а ребенке и его дальнейшей судьбе.     


    Дальше...
    Написал Смолин Олег (oleg smolin) 04.02.2022 10:41
  • Здравствуйте, как обратиться за помощью к Виктору Панину по следующему вопросу: После окончания четвертого класса без согласия родителей были расформированы классы, детей всех перемешали, никаких объяснений со стороны администрации нет, никаких тестов ребенок не писал. У ребенка стресс, все ее подруги в якобы флагманском классе, хотя там есть ученики и с гораздо более низкими оценками, у моей дочери всего несколько 4-ок в годовой за четвертый класс, несколько раз признавали ее сочинения лучшими в классе, участница олимпиад. А в этот класс её не взяли. Бывший педагог прикрывается фразами всех равномерно распределили, но это явно не так, по спискам учеников сразу видно, где более сильный класс. Скажите пожалуйста, как решить этот вопрос. Ребенок плачет и не хочет идти в школу.
    Написал Elena Nenyakina 23.08.2022 10:08
  • Олег Смолин Олег Смолин

    Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»

    Эксперт