Олег Смолин

  • Смолин Олег Лучше направить госсредства на зарплату педагогов, чем на компенсацию цены единой школьной формы

    Школьная форма выполняет следующие функции: дисциплинирует, что подтверждено исследованиями, снижает демонстративный уровень социального неравенства и позволяет нередко ученикам одной школы отличаться от учеников другой. Согласно современному законодательству регионам дано право устанавливать единые требования к школьной одежде. Это правильно, поскольку регионы отличаются не только в территориальном, но и в культурном плане. Соответственно, школам разрешено при согласии родителей вводить собственную школьную форму. Думается, что этого достаточно в сфере ее регулирования.
    Если же будет вводиться обязательная школьная форма единая для всей России, то этот процесс может вызвать проблемы в разных регионах. Это потребует от родителей дополнительных затрат, а учитывая, что количество бедных семей в стране больше, чем показывает официальная статистика, не все смогут их осилить. Соответственно, надо бы компенсировать родителям затраты на школьную форму. С уверенностью можно сказать, что это...

    комментировать
    25.11.2022 08:11:01
  • Смолин Олег Рекомендации о профиле обучения вундеркиндов должна давать психолого-педагогическая комиссия

    Долгий опыт занятия законотворчеством в сфере образования подсказывает, что главным в образовательных отношениях остаются не юридические, а нравственно-психологические аспекты. Даже при существующем законодательстве можно абитуриента, которому еще рано по различным важнейшим причинам обучаться на том или ином факультете, не допустить к поступлению. Но вопрос не в этом. Главное – как помочь таким детям-вундеркиндам выбрать правильную траекторию, чтобы они не сорвались и не разделили судьбу многих гениальных детей, которые потом стали самыми обычными людьми.
    Есть области знаний, где гениальность проявляется достаточно рано, например, математика и другие точные науки, музыка, шахматы. Но фактически нет в истории ни одного гения-вундеркинда философа, психолога, историка. Так как в этих сферах для того, чтобы оставить свой след, помимо блестящих способностей требуется такая важнейшая составляющая, как жизненный опыт. И если обучение на факультетах точных наук для детей-вундеркиндов вполне...

    1 комментарий
    04.02.2022 07:41:50
  • Смолин Олег Отмена обязательного педобразования не спасет школу от дефицита учителей

    Законопроект о возможности преподавать студентам и специалистам-практикам без педагогического образования принимается явно не для Москвы. В столице наблюдается, скорее, не проблема дефицита педагогических работников, а проблема конкуренции за учительские места. То есть, имеет место профессиональный туризм, когда из Подмосковья, из других регионов России люди едут в Москву, чтобы устроиться работать учителями, поскольку московские заработные платы существенно отличаются от региональных.

    Принятие данного закона – это паллиатив. Еще в советское время некоторые педагоги начинали свою деятельность, не имея педагогического образования. Напомню данные ОНФ, которые в первую очередь относятся больше к России в целом, а не к Москве. В прошлом году по результатам опроса 1300 педагогов, 44% заявили, что, в школах не хватает математиков, 39% - учителей иностранного языка, 34% - русского и литературы, 26% - учителей начальных классов. Формально количество педагогических вакансий намного меньше...

    комментировать
    23.08.2019 17:14:52
  • Смолин Олег Законодательство препятствует созданию прогрессивных электронных университетов

    Для того чтобы попасть в утвержденный перечень учебников, каждый из них проходит, как минимум, три экспертизы: научную, педагогическую и общественную. По идее, при трехступенчатой проверке, ничего ошибочного там быть не должно. Но, возможно, что-то и попадает.
    Необходимо разделить вопросы содержания образования и его формы, применяемые технологии. Я, безусловно, сторонник классического содержания образования. Каждый год появляются новые литературные произведения, перечитать все наши дети не в состоянии. Но для того, чтобы потом разбираться во всем новом, уметь их критически осмыслить, необходимо прочитать хотя бы Державина, Пушкина, Лермонтова, желательно, Баратынского Тютчева.

    Что же касается технологий, то использование современных технологий в том числе, цифровых, при правильном подходе может усилить возможности образования. Но может и навредить образованию, если эти технологии использованы неправильно.

    Во всем мире сейчас развиваются цифровые университеты...

    1 комментарий
    01.03.2019 10:16:53
  • Смолин Олег Лучшие реформы для образования на данном этапе – увеличить финансирование и уменьшить бюрократизацию

    Вопросы введения 12-летнего образования в России дебатируются вот уже 20 лет. Пик обсуждения был в начале 21-го века. Тогда подавляющее большинство образовательного сообщества, родителей и, кстати, парламентариев высказались против введения в России 12-летнего образования по многим соображениям. Напоминаю, что мы говорим об общероссийской инициативе, а не только о столичной. Так вот, если в Москве финансирование образования находится на достойном уровне, то в стране в целом оно составляет половину от минимальной потребности. Причем здесь моя позиция, человека левых взглядов, совпадает с мнением одного из лидеров либерального направления в образовательной политике – Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики. Мы оба признаем, что для модернизации страны надо выделять на образование 7% от ВВП. Сейчас у нас финансирование образования составляет 3,5%.

    Поэтому, если в бюджете на сферу появятся дополнительные деньги, с моей точки зрения, было бы правильным их использовать...

    8 комментариев
    31.08.2018 09:11:57
  • Смолин Олег В следующем году нам предстоит «расхлебывать» последствия нового закона об образовании

    На мой взгляд, самое важное правовое событие этого года в сфере образования это вступление в силу ФЗ №273 «Об образовании» с 1 сентября. Я думаю,  последствия принятия этого закона мы еще только начинаем ощущать, а по-настоящему будем «расхлебывать» уже  в следующем году.

    Что касается ЕГЭ, то очень много шума  было по поводу нарушений. Но дело ведь не в отдельных случаях. Более интересный факт был озвучен, как ни странно, Рособрнадзором. Может быть, отчасти из-за этого его прежний глава и поплатился местом.

    Проверили около 1,5 тыс. работ высокобальников в проблемных регионах, преимущественно южных, но не только кавказских. Из 1,5 тыс. проверенных работ оказалось, что 77% результатов не соответствуют реальному содержанию работ. Просто завышены оценки. Это далеко не единственный пример.

    Закон об образовании, кстати, сохраняет ЕГЭ в полном объеме, хотя нам сейчас говорят, в том числе и отцы-основатели ЕГЭ, например, Ярослав Кузьминов, что его...

    20 комментариев
    27.12.2013 10:43:48
  • Смолин Олег Идея о распределении студентов-бюджетников вступает в конфликт с Конституцией

    Статья 43 Конституции РФ гарантирует гражданам бесплатное высшее образование на конкурсной основе. Это, конечно, вопрос юридической трактовки, но фактически, если мы  каждого студента, поступающего на бюджетное место, принудительно обязываем после окончания вуза «отрабатывать», мы действительно, получаем форму некого платного образования или кредитного образования, зависит от того, как это оформить. Мне кажется, здесь есть вопросы для юристов по поводу соответствия Конституции. Я бы в суде поборолся.

    Законопроекту целесообразно становится законом только при условии, если зарплаты бюджетников увеличатся чуть ли не в 2 раза. Тогда он, может быть, и не потребуется. Я приведу пример, который слышал от президента Российского государственного педагогического Университета имени Герцена в Питере. Не очень хотели выпускники Герценовского университета идти в питерские школы. А потом при губернаторе Валентине Матвиенко приподняли заработную плату питерских учителей и сделали ее немного...

    10 комментариев
    26.07.2013 12:28:24
  • Смолин Олег Бюджетное образование: Три факта из прошлого и настоящего

    Даже тогда, когда мы «шумели», что мало получают начинающие учителя и врачи, зарплата начинающего врача или учителя составляла в регионах (не в Москве)  по меньшей мере 2 прожиточных минимума. Сейчас она едва достигает одного в большинстве регионов, это первое.

    Второе, действительно для молодых специалистов на рабочих местах были подъемные, были квартиры, если речь идет о селе, и т.д. А стипендия студенческая тогда, когда я учился, составляла 80% от прожиточного минимума. А сейчас расчетная стипендия составляет порядка 20% от прожиточного минимума, то есть в 4 раза меньше, но и ее по новому закону будут получать далеко не все.

    Я напомню, что в России количество бюджетных мест и без того намного меньше, чем в социально ориентированных государствах Европы. Я уже не вспоминаю про Советский Союз, где 100% было на бюджете. Сейчас у нас бесплатно учатся меньше 40% студентов. Для сравнения: во Франции больше 80%, в Германии больше 90% студентов учатся на бюджетные деньги.

    10 комментариев
    26.07.2013 12:01:06
  • Смолин Олег Принудительное распределение бюджетников – очередная мера по «закручиванию гаек» в отношении бесплатного высшего образования в России

    Закон об образовании, который вступает в силу с 1 сентября 2013 года, предполагает сократить количество бюджетных мест для студентов. В течение нескольких лет это количество уменьшится примерно на треть. Вообще говоря, у нас и так бюджетные студенты поставлены в довольно сложное положение, и право на  образование гарантировано намного слабее, чем в социальных государствах Европы, не говоря о Советском Союзе. Поэтому моя позиция по поводу будущего законопроекта об образовании заключается в следующем.

    Первое, нам нужно вернуть в России нормальное количество бюджетного бесплатного высшего образования. Кстати такой законопроект подготовлен с моим участием группой депутатов под руководством Ивана Мельникова. И мы его вынесем на обсуждение парламента, как только появится первая такая возможность.

    Второе, если мы будем предлагать студенту заключать договор при поступлении на бюджетное место по принципу: дополнительные гарантии в обмен на дополнительные обязательства...

    10 комментариев
    26.07.2013 11:29:41
  • Олег Смолин Олег Смолин

    Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»

    Эксперт