Российский хоккей сегодня и завтра
О причинах неудачного выступления российской хоккейной сборной на минувших Олимпийских играх в канадском Ванкувере последнее время, пожалуй, не высказывался только ленивый. Равно как и о неудовлетворительном состоянии российского спорта в целом и хоккея в частности. Однако мы решили еще раз вернуться к этой теме и в поисках ответов на вопросы «почему?» и «что дальше?» обратиться к наиболее авторитетным экспертам в сфере хоккея. Тем более, что и случай для этого представился особенно удачный: главный редактор «Законии» Рубен Маркарьян во время первого матча серии плей-офф регулярного чемпионата Континентальной Хоккейной Лиги между ХК МВД и ЦСКА оказался на одной трибуне вместе с этими уважаемыми экспертами. Так что своим мнением эксперты делились в самой что ни на есть «живой» хоккейной обстановке.
Вячеслав Фетисов - выдающийся российский хоккеист, многократный чемпион Европы, призер Олимпийских игр, председатель Комитета Совета Федерации по делам спорта. Кто как не он знает все о непростом пути мальчишки от рядового игрока из дворовой команды до обладателя всех высших титулов мирового хоккея. |
РУБЕН МАРКАРЬЯН: Первый мой вопрос: как нынешний сезон? Как вы его видите? И те команды, которые вышли в play-off, и непосредственно Вашу команду, два слова буквально?
ВЯЧЕСЛАВ ФЕТИСОВ: Хоккей в нашей стране – это особая игра, она имеет колоссальные традиции, великих хоккеистов, которые более 50 лет задают лучшие стандарты мирового хоккея, начиная от поколения Боброва, кончая сегодня Малкиным, Овечкиным и всеми этими ребятами.
Естественно, мы долгое время были в тени мирового хоккея, сумели развалить успешно систему, но последнее время воссоздали ее: ввели систему Континентальной Хоккейной Лиги, где определили правила игры одинаковые для всех. Сегодня мы поставили спортивные принципы международного хоккея на первое место, создали международную лигу, между прочим. Запустили проект молодежной хоккейной лиги в этом году, это был важнейший шаг.
Представьте себе, до прошлого года соревнования молодежных возрастов в стране не проводились вообще. Уверен, в ближайшие 5-6 лет в стране появится плеяда молодых игроков, которые будут начинать играть и за национальную команду, и за клубы, которые они будут представлять.
РУБЕН МАРКАРЬЯН: Кто или что несет ответственность за провал по итогам Олимпиады российской сборной? Спортсмены, чиновники, законы? Может быть, у нас проблема в законодательстве? Стоит нам разделять массовый спорт, который регулируется одними законами, и спорт "большой", где работают бизнес-законы?
ВЯЧЕСЛАВ ФЕТИСОВ: Представьте себе, если бы в нашей стране работой адвокатов, прокуроров и судей занимались случайные люди. Что тогда было бы? А ведь так и произошло в последнее время в РФ, что пришли к руководству российским спортом недостаточно компетентные люди, хотя и были громкие заявления, что они знают, как все должно быть, как все нужно сделать.
Есть две вещи касательно Олимпиады. Во-первых, мы не смогли подготовиться. У нас были хорошего уровня спортсмены, но выдающихся результатов победители не показали. Мы смазали подготовку. Есть свидетельства, что не была проведена та работа, которую требовалось провести. Не были учтены ни климатические условия, ни временные пояса, ни среднегорье, ни психология, ни все, что с этим связано. Провал чисто профессиональный. Спорт – это высокотехнологичный процесс, и нужны профессиональные люди.
Во-вторых, что касается законов, то они нам нужны. Разделять спорт массовый и высших достижений нет смысла. Разграничить ответственность – это да. Разделять – нет. Многие пацаны, и я, и великие спортсмены, начинали с массового спорта. Это тот процесс, который затягивает мальчишек. А потом уже идет отбор в детские спортивные школы. Здесь нам нужен закон, который уже написан Росспортом, я один из его авторов. Это закон о спортивной подготовке, который создаст стандарты по всей стране. То есть, если ты назвался детской спортивной школой по виду спорта, то ты должен соответствовать этому по международным стандартам: инфраструктура, высококлассный инвентарь и оборудование, люди, которые работают на этом участке, должны иметь определенную квалификацию, систему стимулов, поощрений, научно-медицинское сопровождение, систему соревнований. Такого закона у нас сегодня нет. Чиновники спортивные саботажничают в этом направлении. Как только примем этот закон, ситуация для детских спортивных школ будет совсем другая.
Уверен, у нас в стране очень любят спорт, амбиций хватает, как у великой спортивной державы, в общем. Но многое было упущено, многое предстоит сделать. Поэтому и нужны нам высококлассные юристы, профессиональные люди, которые знают о спорте не понаслышке, и, конечно, мы должны все делать для того, чтобы спортсменам и тренерам - главным действующим лицам - создать максимум условий, чтобы не только на самом высоком уровне выступать, а бороться за высшие награды.
Рашид Нургалиев - министр внутренних дел Российской Федерации, продолжающий традицию победных выступлений сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск в составе различных отечественных сборных, огромный любитель хоккея, вратарь, до сих пор участвует в ледовых баталиях в составе команды ветеранов ХК МВД. |
РУБЕН МАРКАРЬЯН: Скажите, довольны вы игрой клуба в этом сезоне? Все задачи выполнены? Или есть куда идти?
РАШИД НУГАЛИЕВ: Мы общались, когда только открывали сезон, тогда играли ветераны и действующая ледовая дружина. Тогда у меня спросили: «Что вы думаете о предстоящем сезоне?» Я сказал, что у нас есть хорошая команда, есть лидер команды, есть боевой дух, настрой, и главная задача – выйти в play-off. Сегодня, я думаю, вы присутствуете в момент, когда нашу первую задачу мы выполнили успешно. Мы вышли на новый уровень, и игра очень серьезная сегодня. И для команды, потому что мы, игроки и хоккеисты, наша ледовая дружина, которая способна перейти эту планку. Я хочу, чтобы наши хоккеисты пошли еще дальше, потому что есть потенциал и хороший настрой.
РУБЕН МАРКАРЬЯН: А что нужно, чтобы занять призовые места? Возможно ли это?
РАШИД НУРГАЛИЕВ: Я думаю, то, что мы сделали в этом сезоне, - мало кто в это верил. Мне кажется, должен быть хороший дух, настрой, характер, играть, как будто идешь в последний бой. Все это в команде есть.
РУБЕН МАКРАРЬЯН: Вы заметили, что среди зрителей Балашихинской арены теперь нет почти просто зрителей, а есть исключительно болельщики? Как игра (хорошая игра, откровенно говоря) команды в этом сезоне отражается на настроениях личного состава милиции? Обсуждают ли в "курилках"?
РАШИД НУРГАЛИЕВ: Нет ни одного подразделения МВД, где не знают о ХК МВД. И самое главное, что сегодня действительно это хорошая игра, интеллектуальная, позволяет наслаждаться комбинациями, неожиданным финтами, команда на хорошем счету, любима в подразделениях, и болельщики, которые приходят, видите, они в майках «Угаров», «Цветков», это говорит о том, что уже есть фанаты, любители команды, у которой большое будущее.
РУБЕН МАРКАРЬЯН: А что вы чувствуете, когда люди скандируют «МВД» с трибун? Мы так привыкли слышать об МВД гадости в СМИ в последнее время...
РАШИД НУРГАЛИЕВ: В этих трех буквах большой символ: символ законности. Символ людей, который выполняют свой долг с риском для жизни, и самое главное – это орган исполнительной власти, который всегда был почитаем в нашей стране. И вот здесь чувствуется эта атмосфера добра и уважения.
РУБЕН МАРКАРЬЯН: Не могу не спросить по поводу Олимпиады.
РАШИД НУРГАЛИЕВ: Олимпиада – это очень ответственная площадка, где, по сути дела, раз в 4 года встречаются самые лучшие спортсмены мира, а наша команда была представлена лучшими игроками. Не буду обсуждать, как это получилось, что мы уступили, одно могу сказать: мы не настроились. И мне кажется, отсутствие этого духа, настроя, который должен был присущ команде, и не позволил выполнить главную миссию. Мы спортсменов провожали и говорили: «Вы наши родные. Вы наши самые-самые! Дайте стране праздник». Но не все еще потеряно. Есть Сочи-2014, есть чемпионаты мира, где мы покажем класс игры, который присущ российскому хоккею.
Михаил Тюркин – президент Хоккейного Клуба МВД, который впервые за историю его существования поднял команду до первого места в дивизионе, второго в конференциях и четвертого места в общей турнирной таблице. А значит, ему наверняка известен секрет успешной работы тренерского штаба и подготовки игроков. |
РУБЕН МАРКАРЬЯН: Задача выполнена, в плей-офф вошли. Теперь что?
МИХАИЛ ТЮРКИН: Постараемся закрепить этот грандиозный успех. Ведь программу «максимум» мы фактически перевыполнили вдвое. 4е место – это неожиданный результат для нас, мы очень довольны.
Вообще плей-офф – это непредсказуемые игры. Здесь выигрывает сильнейший: у кого крепче психологическая подготовка, кто больше готов к борьбе. Теперь наша очередная задача - занять одно из первых мест в Кубке Гагарина. Что получится? Посмотрим...
РУБЕН МАРКАРЬЯН: А что нужно, чтобы войти в тройку?
МИХАИЛ ТЮРКИН: Как я уже сказал, прежде всего здесь важнее всего психология. Во время первого матча игрок должен быть внутренне готов к играм "на вылет". Это не простой чемпионат, здесь требуется другой подход к осмыслению каждым игроком своей и общей командной задачи, включаются многие иные моменты, добавляются нюансы... Что ж, значит, будем готовиться. Ведь мы пока не играли за ведущее место в Кубке Гагарина.
РУБЕН МАРКАРЬЯН: Как думаете, проще игрокам играть, когда они свою задачу однажды выполнили?
МИХАИЛ ТЮРКИН: Думаю, что сложнее. Потому что глобальный смысл развития игрока, как и любого спортсмена, всем понятен: когда он достигает цели, то должен идти дальше. И тогда перед ним ставится новая, уже более сложная задача, и ее надо выполнять. Подтверждать, что прежняя победа - не случайность. Сегодня такая цель поставлена. И я считаю, наша команда способна и сделает все, что в ее силах, чтобы взять новую высоту.
РУБЕН МАРКАРЬЯН: Если бы команда ХК МВД играла на Олимпиаде, она бы выиграла?
МИХАИЛ ТЮРКИН: Конечно!
РУБЕН МАРКАРЬЯН: Как добиться, чтобы игроки ХК МВД играли в сборных? Либо все это зависит от индивидуальных качеств игроков?
МИХАИЛ ТЮРКИН: У меня нет полномочий обсуждать работу тренерского штаба. Но считаю, что та сборная, которая представляла Россию в Ванкувере, была очень сильной по составу. Посмотрите, какие сильнейшие игроки-россияне входили в состав! Чего им не хватило, - будем обсуждать не один год. Однако очевидно одно: мы не вышли на игру в Ванкувере как на последний бой, и, возможно, отчасти поэтому и не победили. Мы ждали эту Олимпиаду 4 года, теперь придется ждать еще столько же до Сочи. И не просто ждать. А сделать выводы и менять качественные составляющие российского спорта и, конечно, российского хоккея к лучшему.
РУБЕН МАРКАРЬЯН: А смена вырастет нашим прославленным хоккеистам?
МИХАИЛ ТЮРКИН: Я бы сказал, что мы сегодня не достаточно занимаемся детским и юношеским хоккеем. А нам нужны новые Овечкины, Малкины и Морозовы. Сегодня хоккей – это больше, чем просто игра, это - национальная идея. И если мы будем уделять должное внимание юношескому и детскому спорту, то лет через 10 мы получим тот результат, который так ожидаем, так необходим стране: чемпионов мира, Европы, Олимпийских чемпионов, вообще лучших хоккеистов мира.
Сергей Макаров - легенда советского хоккея, блестящий нападающий из прославленной в 80х пятёрке Ларионова в сборной СССР и клубе ЦСКА. Как председатель Совета директоров Континентальной Хоккейной Лиги лучше других понимает, откуда идут корнями сегодняшние проблемы нашей хоккейной сборной. |
PУБЕН МАРКАРЬЯН: У нашего портала очень специфичная публика. В основном это адвокаты и другие юристы. Но, тем не менее, все они в той или иной степени болельщики, во всяком случае, большинство. Расскажите, пожалуйста, для них, как можно оценить подготовку команд и их перспективы?
СЕРГЕЙ МАКАРОВ: Второй год Континентальной Хоккейной Лиги показал, что становятся интереснее игры, и аутсайдеров практически нет. Финансовые проблемы в определенной степени сказались. А по составу чемпионат стал более ровный. И МВД - команда с не самым высоким финансированием, показала, что можно играть без заоблачного бюджета и играть с командами, у которых с бюджетом гораздо лучше. Наверное, прежде всего они смогли сделать, сплотить команду. На примере МВД можно сказать, что хоккей – это командная игра. И команда без "звезд", куак видим, может достичь высоких результатов.
РУБЕН МАРКАРЬЯН: О ХК МВД говорят как о феномене этого чемпионата. Они перед собой ставили задачу попасть в десятку, а стали четвертыми. По вашему, психологически им тяжелее играть или легче?
СЕРГЕЙ МАКАРОВ: Думаю, легче. Тот результат, которого они достигли, - это результат командный. А командный результат не зависит от кого-то одного-двух игроков. Есть команда, где есть лидеры, пятерка лидеров. А в МВД этого нет, поэтому нет такой нагрузки, такого давления, нагрузка распределяется на всю команду. МВД легче, так как не знаешь, кого перекрывать. Все составы очень ровные. Поэтому играть с ними тяжело: все хоккеисты сильные. Команда ровная, каждый может выстрелить. Им легче, потому что у них есть команда.
РУБЕН МАРАКРЬЯН: Не могу не спросить про Олимпиаду. Что произошло?
СЕРГЕЙ МАКАРОВ: На самом деле, играли наши лучше. Не хочу клеветать на ребят, сам был в этой шкуре. Искать виновных мы не привыкли. Когда мы играли, мы знали, что канадцем нельзя проигрывать первый период. У них такая психология. Необязательно выигрывать, но проигрывать точно нельзя. Для нас это был закон, потому что потом с ними можно играть. А проиграв первый период, очень трудно играть с канадцами. Очень трудно, потому что они умеют и знают, как хорошо обороняться, и пробить эту оборону очень тяжело. Главная ошибка – это то, что мы проиграли первый период. Это, прежде всего, наверное, ошибка тренера, потому что не смогли достучаться до ребят, настроить их.
РУБЕН МАРКАРЬЯН: К чемпионату мира до ребят достучимся?
СЕРГЕЙ МАКАРОВ: Будет уже другая команда. Но я знаю хорошо главного тренера, как он умеет анализировать ошибки. И то, что было в Ванкувере – для него хороший урок. Я надеюсь, что на чемпионате мира ошибок уже таких не будет.
РУБЕН МАРКАРЬЯН: Вообще нашу лигу как оценивают? И что нужно сделать, для того чтобы она стала полноценным конкурентом НХЛ?
СЕРГЕЙ МАКАРОВ: Ну, сейчас лига молодая, понимаете. Лига – это пока маленький ребенок, который только-только начинает ходить. Ходить начал, и есть надежда, что он уже скоро заговорит, и в полный голос. Много чего еще нужно сделать, есть куда расти с каждым годом. Это самое главное.
11.03.2010
Комментарии на форуме