Ислам за решеткой

Ислам за решеткой

В отчете генерального контролера мест заключения подчеркивается пренебрежение со стороны французской пенитенциарной администрации в том, что касается обыденной практики отправления религиозных обрядов, особенно мусульманских.

В тюрьмах сложно исповедовать религию меньшинства. Отчет генерального контролера мест заключения, опубликованный на днях в Официальной Газете (орган французского правительства - Ред.) и с которым удалось ознакомиться, подчеркивает отсутствие нейтральности со стороны администрации в том, что касается не христианских религий. Трудности с получением халяльной пищи, нехватка священнослужителей, отсутствие должного уважения по отношению к предметам культа… И, в конечном счете, возникает риск проведения незаконных проповедей и распространения радикального ислама.

Ситуация становится тем более проблематичной, если учесть, что большинство заключенных во Франции являются мусульманами. В тюрьмах содержится едва ли 20% исповедующих католицизм, тогда как от 30 до 50% составляют мусульмане. Именно такие цифры привел в своем интервью, данном журналу l'Express, генеральный контролер мест заключения. Процент заключенных-мусульман может достигать и 70 в районах Иль-де-Франс, в Марселе или на севере страны. В таком случае совершенно непонятно, почему французские тюрьмы обслуживает в 6 раз большее количество христианских священников (580 католических, 287 протестантских), чем имамов (147). Это официальные данные министерства юстиции.

«Дискриминация»

В соответствии с законом 1905 года, установившим отделение церкви от государства, и уголовно-исполнительным кодексом, в тюрьмах должна быть гарантирована «свобода вероисповедания», а государство принимает на себя необходимые для этого расходы. Однако, согласно отчету, «сегодня это не всегда соблюдается». В документе говорится об отсутствии «равного отношения» к религиям и о существующей по отношению к религиям «дискриминации». Также генеральный контролер осуждает такие решения администрации как изъятие Корана или религиозного коврика и подчеркивает, что пенитенциарный персонал обязан быть нейтральным по отношению к различным религиям; в противном случае, это «не может не вызвать недоумение» со стороны заключенных.

И если на 7 страницах официального доклада генеральный контролер Жан-Мари Деларю выражается очень осторожно, ни разу не называя религию, то в своем интервью журналу l'Express он утверждает, что все те трудности, о которых речь идет в докладе, касаются в основном мусульман. Из интервью можно узнать также, что «генеральный контролер получил многочисленные жалобы, касающиеся изъятия или повреждения предметов культа или в демонстрации презрительного к ним отношения». Также имеют место «тенденциозные комментарии со стороны персонала по поводу личных убеждений и религиозных обрядов (…) как бесполезных и в большинстве своем вредных».

Питание - еще одна проблема, являющаяся «центральным вопросом для любого, лишенного свободы лица». Заключенные-мусульмане или евреи вынуждены быть вегетарианцами, в связи с тем, что в тюрьмах отсутствует халяльное или кошерное меню «из-за отсутствия необходимого продовольствия». Вопрос стоимости? Генеральный контролер утверждает, что собранная им по этому вопросу информация «не позволяет утверждать, что цены на подобные виды продовольствия выше, чем на обычное». Более того, «цены на такое продовольствие бывают ниже, чем цены на обычно закупаемые продукты питания».

Благоприятная почва для радикального ислама

С молельными комнатами также имеются проблемы. Время, отведенное на молитвы, по закону «должно протекать в помещениях, предназначенных для этих целей и соответственно оборудованных». Но очень часто такие помещения не предназначены исключительно для отправления религиозных культов, «в них часто находятся посторонние лица, либо допускается ненужное вмешательство персонала».

По свидетельству ряда имамов, опрошенных журналом l'Express, из-за недостаточно хорошо организованной работы ,заключенных на религиозные церемонии часто приводят с опозданием. А в некоторых учреждениях «только четверть заключенных, желающих помолиться, может присутствовать на проповедях» из-за отсутствия мест.

Трудности усугубляются нехваткой имамов, приписанных к тюрьмам, что создает условия для появления в пенитенциарных учреждениях проповедников-самозванцев. «Есть ловкачи, которые живут за счет других, невежды, которые читают религиозные тексты буквально, тогда как необходимо учитывать контекст», - сожалеет мулла Хасан эль Алауи Талиби в интервью l'Express. Другими словами, речь идет о проповедниках радикального ислама. По подсчетам, сделанным журналом l'Express, государство должно выделить 1 млн евро, чтобы увеличить число имамов в тюрьмах в 4 раза. Это будет «способствовать распространению умеренного ислама и, может быть, позволит повернуть вспять тенденцию его радикализации».

Источник: Хлоя ВУАТЬЕ Le Figaro
Перевод: Владислава КРИВОШЕЕВА и Юрия АЛЕКСАНДРОВА

28.04.2011

Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое